Рекрутер: в течение 25 лет сфера рекрутмента росла "с астрономической скоростью"


20 сентября в России отмечается День рекрутера. Заместитель генерального директора холдинга "АНКОР" по работе с профессиональным сообществом Татьяна Баскина в своей праздничной колонке порассуждала об эволюции российского рынка труда и эволюции рекрутмента в России, который в 2014 году отмечает 25-летний юбилей.


Фото: Fotoimedia

Российскому рекрутменту в 2014 году исполняется 25 лет. За это время наша отрасль проделала эволюционный путь, который Европа и США осилили за 150 лет. Есть все основания для гордости: рекрутмент как услуга признана в России, а рекрутер сегодня - одна из популярных профессий. Активно работают отраслевые ассоциации, разрабатываются стандарты услуги и профессии, профильные дисциплины преподаются в вузах и корпоративных учебных центрах.


На фото - Татьяна Баскина

Точка отсчета

20 сентября мы традиционно отмечаем профессиональный праздник - День рекрутера. Почему именно в этот день? Дело было вот как. Четверть века назад, в 1989 году, появились первые отечественные компании, оказывавшие невиданную по тем временам услугу - поиск и подбор персонала за вознаграждение. Молодой отрасли нужна была "точка опоры" для отсчета своей истории. На поиски ушло 12 лет! Лишь в 2001 году представители ведущих рекрутинговых компаний стран СНГ собрались под эгидой Ассоциации консультантов по персоналу (АКПП), чтобы определить наконец "нулевой год рекрутерской эры". Это было непросто. Что взять за точку отсчета? Дата основания отдельно взятого рекрутингового агентства, даже если его "право первородства" подтверждено уставными документами, не годилась. Дни рождения празднуют все компании, а тут речь шла об отраслевом событии. К тому же, в начале нулевых годов поиском и подбором персонала занимались уже рекрутеры не только в кадровых агентствах. Такие специалисты начали появляться в компаниях всех секторов индустрии и в государственных структурах, а в вузах начали преподавать дисциплину "Подбор персонала". Именно поэтому был необходим объединяющий информационный повод. Оглянувшись назад, подходящего "кандидата" нашли 20 сентября 1991 года. В этот день "Известия" опубликовали статью своего спецкора в США Василия Захарько "Охотники за головами" - первый в стране профессиональный материал про увлекательный мир рекрутмента. По глубине понимания абсолютно новой темы, точности выявления ключевой проблематики и оценке перспектив отрасли Василий Трофимович значительно опередил эпоху.

Who is who

Василий Захарько провел несколько встреч с основателем и руководителями крупной американской компании MRI (Management Recruiters International), устроенной по принципу франчайзинговой сети. В результате журналист получил уникальную информацию об услугах по поиску и подбору персонала разных уровней, состоянии американского рекрутингового рынка, бизнес-процессах и технологиях. Сегодня звучит довольно обыденно, а в последние месяцы перед распадом СССР это было похоже на приоткрывшуюся дверь в новую реальность.

Что из статьи актуально сегодня? Прежде всего, два краеугольных камня нашей индустрии: 1) рекрутмент - это не услуга по трудоустройству; 2) рекрутинговые компании не взимают плату с кандидатов. Несмотря на определенный прогресс в разъяснении столь очевидных истин, эта работа еще далека от завершения. Хотя главное сделано - современный российский стандарт определяет услугу "рекрутмент" как "поиск и подбор персонала на постоянные и временные позиции всех уровней". Оплачивают эту работу работодатели - юридические лица. Тот, кто берет деньги с кандидатов, возможно, оказывает им какие-то иные услуги, но это не рекрутмент.

Технология установления и развития клиентских и кандидатских контактов - отрывки из статьи можно включать в учебники для начинающих рекрутеров.

Необходимость систематического обучения рекрутеров для поддержания высокого качества услуги. Например, "представлять клиенту только самых лучших кандидатов". Прописная истина? Скорее пока лишь вершина, к которой надо стремиться.

Единая компьютеризированная информационная система, объединяющая все офисы, - тогда это было сродни космическим технологиям. Сейчас автоматизация процессов рекрутмента - один из самых активно развивающихся сегментов HR-услуг в России.

Что видится иначе? Менеджеры из MRI сумели изрядно увлечь корреспондента идеей франчайзинга, после прочтения статьи даже может создаться впечатление, что это единственный возможный формат организации работы рекрутинговой компании. Что, конечно, далеко не так. Сегодня, потирая набитые шишки и анализируя практический опыт, мы могли бы аргументированно подискутировать с заокеанскими коллегами о преимуществах и недостатках франчайзинга в кадровых услугах.

История и услуги MRI на самом деле несколько "заковыристей", чем преподнесли советскому журналисту. Но опять-таки разобраться в этом тогда было нереально. Например, основатель компании заявил, что в 1977 году придумал "такое, чего никогда и нигде не было" - целенаправленную "охоту за головами" (то есть технологию executive search), но при этом без предоплаты! Это никак не может быть правдой, поскольку к этому времени на рынке США и других стран уже с большим успехом работала (и продолжает работать сегодня) "большая пятерка" компаний ES-индустрии - Heidrick & Struggles International, Spencer Stuart, Egon Zehnder International, Korn/Ferry International и Russell Reynolds Associates. И любой из них подтвердит, что структура гонораров в этой отрасли обязательно подразумевает предоплату. Более того, к этому моменту работала и "большая десятка" мировых лидеров рекрутмента, искавших среди прочего менеджеров среднего звена без предоплаты. Это не умаляет достижений MRI по объемам бизнеса и количеству франчайзинговых офисов (в настоящее время их более 600), но пальма первенства в разработке технологий как executive search, так и рекрутмента принадлежит другим.

Настоящее будущее

Характерно, что в статье нет ни слова о российских "охотниках за головами", кроме предположения, что они вот-вот могут появиться. И этот прогноз Василия Захарько начал оправдываться с астрономической скоростью. В 1989 году у нас было три кадровых агентства, в 1993 - чуть больше 20, в 2013 - свыше 1200.

Однако самый главный вывод журналист адресует не рекрутерам, а тем, кто когда-либо был или будет кандидатом, - то есть всем нам. Это призыв повышать квалификацию и становиться высококлассными специалистами, чтобы быть востребованными и высокооплачиваемыми на рынке труда.

Жаль, что Василий Трофимович перестал писать про рынок HR-услуг. Как интересно было бы обсудить с ним сейчас все изменения, произошедшие на кадровом рынке РФ "за отчетный период". Надеюсь, он все же нами гордится. Осталось поработать еще лет 25 и узнать, какие из сегодняшних прогнозов сбудутся и найдутся ли новые пророки в нашем рекрутерском отечестве?

RB.ru приглашает принять участие в проекте SPEED Recruiting, который пройдет в рамках выставки HR & Training Expo 2014.
 
Если вы HR и находитесь в поиске новой работы - примите участие, найдите работу за 60 минут.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно