Компании все чаще справляются с заполнением вакансий собственными силами
Обращение к услугам сторонних кадровых агентств оправдано только тогда, когда нужно найти высокопоставленных руководителей или узких специалистов, считают директора по персоналу. Да и эти задачи работодатели скоро научатся решать самостоятельно.
Директор по персоналу Инвестсбербанка Роман Дусенко попал на свою нынешнюю работу благодаря кадровому агентству. Однако благодарности не испытывает: одним из первых своих решений на новой должности он прервал два договора со сторонними рекрутерами. "За год я отучил банк искать сотрудников чужими силами", - говорит он.
Дусенко уверен, что никаких секретов или особых методик в поиске специалистов у рекрутеров нет. Всеми этими технологиями должен обладать профессиональный HR-специалист, считает он. Его подход прост: деньги, которые идут на гонорары рекрутерам (а это как минимум три месячные зарплаты найденного сотрудника), следует направлять на повышение оплаты труда и профессионализма работников HR-отдела.
"Совершенно очевидно, что рекрутеры кровно заинтересованы в повышении цены кандидата, а это одна из причин раздувания зарплат", - говорит Дусенко. Общая численность сотрудников Инвестсбербанка, включая региональные филиалы, порядка 6000 человек. По словам Дусенко, в настоящий момент компании необходимо 300 новых сотрудников - от главного специалиста (зарплата $500-1500) до менеджеров ($2000-5000). Его подчиненные - 26 человек, из которых шестеро занимаются рекрутментом, - закрывают в месяц по 35-45 вакансий. "Несложное арифметическое действие показывает, что поиск собственными силами гораздо дешевле", - уверен Дусенко.
"Два года назад наша компания решила перевести все бюджетные службы на хозрасчет, - рассказывает Руслан Тарусин, директор по персоналу международного автомобильного холдинга "Атлант-М". Это было необходимо для уменьшения затрат и создания более прозрачных механизмов взаимодействия корпоративного центра в Минске и подразделений компании в Харькове, Москве, Орле, Санкт-Петербурге и Тюмени. По его словам, для этого вначале руководители подразделений сформировали свои требования по подбору персонала и обратились с ними в кадровые агентства. Изучив условия кадровых агентств, подразделение Тарусина предложило те же услуги по ценам в полтора-два раза ниже. По его словам, восемь человек службы персонала, работавших ранее "на бюджете", в результате не проиграли в зарплатах, поскольку около 70% доходов служба получала от подразделений за подбор линейного персонала, а 30% - от корпоративного центра за кадровое тестирование и консалтинг.
"Ежегодно мы приглашаем на работу порядка 150 человек, при этом 99% набираем посредством своей кадровой службы", - говорит Сергей Маляр, директор по персоналу в Москве и Московской области компании "Пятерочка". По его словам, так сейчас поступает большинство крупных российских компаний его отрасли, поскольку это дешевле и эффективней: кадровики лучше знают требования своих компаний. "Если мы поймем, что в кадровом агентстве кто-то занимается рекрутментом лучше нас - скорее перекупим такого специалиста, чем придем к нему на поклон в агентство", - говорит он. К услугам сторонних подрядчиков в его компании стараются прибегать лишь в случае подбора топ-менеджеров.
Исследовательский центр компании Begin Group в ноябре провел ежегодное исследование востребованности услуг кадровых агентств. Было опрошено более 100 компаний-работодателей Москвы и области. Выяснилось, что к услугам сторонних подрядчиков для решения проблем с персоналом прибегают 66% респондентов. "Этот показатель практически не меняется последние три года", - отмечает Лидия Трейвиш, руководитель отдела PR и маркетинга Begin Group. В прошлом году он составлял 65%, а в позапрошлом - 64%. Разница находится в районе статистической погрешности.
Многие компании сегодня озадачиваются созданием собственных рекрутинговых подразделений, отмечает Виктория Филиппова, руководитель департамента "Финансы и аудит" хедхантинговой компании Cornerstone. Создание подобных отделов уместно в крупных холдингах, где в одно и то же время может возникнуть большое количество открытых позиций. "Часто случается так, что на одну позицию, например помощника аудитора, нужно набрать до 100 человек. Эти отделы ищут людей из года в год по одним и тем же критериям", - говорит она.
В планах Дусенко из Инвестсбербанка - разработать и внедрить принципы формирования кадрового резерва. Он намерен создать систему, при которой банк нанимал бы рядовых сотрудников, со временем выращивая из них руководителей подразделений.
В исследовании консалтинговой компании AXES Management "Ключевые показатели эффективности HR-службы" говорится, что заполнение вакансии топ-менеджера в компании, где есть кадровый резерв, обходится в 12 000 руб., а там, где покупают готового специалиста, - в 717 000 руб. Пожалуй, единственная роль, в которой кадровые агентства любого уровня могут чувствовать себя безопасно, - в качестве банка данных кандидатов. "К нам часто обращаются кандидаты, не находящиеся в активном поиске, но готовые обсуждать новые профессиональные возможности", - говорит Елена Кочетова, консультант направления "Маркетинг, PR и реклама" кадрового агентства "Анкор". Их резюме не увидишь в открытых источниках, а это, как правило, и есть те самые "ценные кадры", за которые идет ожесточенная борьба.
Михаил Малыхин, Анастасия Дагаева
Опубликовано в газете "Ведомости" 21 декабря 2006 года
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
02 мая 2024
05 мая 2024