Ксения

Рекрутеры: Спрос на специалистов с опытом работы с Азией и знанием китайского вырос втрое

С вступлением в ВТО сотрудничество России с азиатскими странами становится более тесным и активным


Специалисты кадрового центра "ЮНИТИ" сообщают, что фокус кадрового рынка несколько сместился на Восток: вырос спрос на специалистов со знанием языков "азиатской группы", ценится опыт работы в восточных компаниях. RB.ru спросил у других HR-экспертов, действительно ли "взят курс" на Восток и каковы перспективы российских специалистов в азиатских компаниях.

Некоторое время назад вице-премьер РФ Игорь Шувалов отметил, что отечественный вектор внешней торговли необходимо смещать "в сторону" Востока. По мнению Шувалова, как минимум 50% внешнего торгового оборота РФ должно приходиться на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

По мнению экспертов кадрового центра "ЮНИТИ", в связи с повышением интереса рынка к Китаю становится явным рост востребованности специалистов со знанием китайского языка или опытом работы с азиатскими партнерами. В "ЮНИТИ" оценили спрос на них за последние пять лет и пришли к выводу, что в этом году число обращений работодателей выросло в три раза, но предложение пока не соответствует уровню спроса. Преимущество на кадровом рынке остается за крупными компаниями. Как отмечают эксперты кадрового центра, в сфере, например, ВЭД очень высока конкуренция в подборе декларантов: декларантов, досконально знающих коды, работавших с оборудованием и техническими продуктами, отыскать на данный момент сложно. Зарплатный интервал предложения работодателей лежит в границах от 50 до 70 тысяч рублей. Однако действительно ценный специалист может рассчитывать и на вознаграждение в полтора раза большее.

Привлечь высококвалифицированного декларанта начинающей компании сложно -  хотя бы потому, что предложить тот же уровень вознаграждения, что и крупная компания, она позволить себе не может. А если и сможет, то попытается включить в функционал специалиста огромный спектр задач. "Крупный работодатель привлекает профессионалов своей заинтересованностью в том, чтобы каждый сотрудник был на своем месте и отвечал за небольшой участок, который знал досконально. В таких компаниях востребованы "узкие" кадры: таможенный декларант, логист ВЭД, бухгалтер на участок ВЭД, специалист по валютному контролю ВЭД, юрисконсульт ВЭД, байер или менеджер по продажам (для импорта и экспорта, соответственно), - поясняет руководитель группы подбора персонала кадрового центра "ЮНИТИ" Мария Попова. - В то время как малый бизнес старается обойтись минимумом персонала и чаще всего ищет универсалов. Такие работодатели стремятся подобрать сотрудников взаимозаменяемых, способных работать на нескольких фронтах, а зарплату получать только за один. Это находит отражение и в названиях вакансий: "специалист по организации и управлению закупками, логистике (ВЭД)" или "менеджер ВЭД для поиска клиентов со знанием таможенного оформления и транспортных перевозок". Заинтересованных в таком предложении кандидатов, разумеется, мало".

Намерения вице-премьера Шувалова осуществимы, считает эксперт

"Как отметил Игорь Шувалов, больше 50% торгового оборота России приходится на страны Европы, остальное - на Северную Америку, Соединенные Штаты, а Азиатско-Тихоокеанскому региону досталась самая маленькая доля торгового оборота России, хотя активность в развитии региона самая высокая. Такая ситуация сложилась еще с дореволюционных времен, правительство не развивало Дальний Восток, а в советские времена Владивосток, Мурманск, Хабаровск были закрытыми городами, транспортная инфраструктура не развивалась, дороги не строились (только железнодорожное сообщение). Думаю, отсюда и следует, что товарооборот с Азиатско-Тихоокеанским регионом находится на таком низком уровне", - рассуждает директор департамента развития холдинга "Империя Кадров" Тимор Яковлев.

В последнее время, отмечает эксперт, наблюдается большой рост в развитии региона: в Амурской области - строительство космодрома "Восточный", саммит АТЭС во Владивостоке, в Комсомольске-на-Амуре - авиационное предприятие "Сухой", испокон веков было развито рыболовство с Азиатско-Тихоокеанском регионом, намечается общее развитие в сфере энергетики. Если курс правительства будет выдержан в немеченом направлении, то без труда можно довести торговый оборот России с Азиатско-Тихоокеанским регионом до желаемых 50%.

"Согласно последним исследованиям, в топе поисковых запросов работодателей по критерию "иностранный язык" в последнее время лидирует английский, далее - испанский и китайский. Опять же самым часто встречающимся иностранным языком, который указывают в своих резюме соискатели, во всех профессиональных сферах и регионах, является английский. Востребованность специалистов со знанием восточной группы языков - есть, и он велик. Тенденции запроса соискателей с опытом работы в азиатских компаниях не наблюдается", - говорит Тимор Яковлев.

Эксперт: чтобы работать в восточной компании, нужно быть готовым к условиям жесткой иерархии

"Знание восточных языков всегда является преимуществом, хотя на данный момент мы не наблюдаем ярко выраженный рост спроса на таких специалистов. В нашей практике  было только два проекта с поиском кандидатов со знанием азиатских языков, причем в обоих случаях речь шла о вакансии личного помощника руководителя. Как правило, для менеджеров высшего и среднего звена достаточно знание английского языка, хотя, по нашим оценкам, популяризация азиатских языков будет расти. В азиатских компаниях в большей степени востребованы руководители проектов в области разработки новых технологий и новых видов высокотехнологичного оборудования, поэтому знание местного языка (при высоком уровне английского) будет неоспоримым  преимуществом для кандидата", - говорит управляющий партнер, директор "Агентства Контакт" Юлия Забазарных.
Как отмечает эксперт, сложно однозначно ответить на вопрос о том, насколько ценен опыт работы в азиатских компаниях. Безусловно, если эта компания - известный бренд, то не важно, где находится головной офис. Опыт работы в организации с громким именем и положительной репутацией на рынке всегда будет преимуществом.

"Говоря о том, насколько спрос опережает предложение, стоит отметить, что японские и корейские компании, с которыми мы сотрудничаем, уже ощущают дефицит кандидатов, потому что им приходится конкурировать с другими международными компаниями за специалистов со знанием английского языка, которых не так много на рынке. В то же время, кандидаты часто испытывают определенные опасения при переходе в азиатскую компанию, связанные с особенностями их корпоративной культуры", - рассуждает Юлия Забазарных.

Сейчас на российском рынке в основном  присутствуют японские и корейские компании, их бизнес успешно развивается, и российские управленцы там достаточно востребованы, кроме высшего уровня управления. В азиатских компаниях, как правило, на высоких позициях работают экспаты, которые переезжают из головного офиса. Что касается Китая, то, если на глобальном уровне бизнес в этой стране активно развивается, то на российском рынке китайских компаний все еще немного, и они не активно привлекают высококвалифицированных кандидатов и практически не пользуются услугами хэдхантеров. Это, по мнению Юлии Забазарных, отчасти связано с тем, что в Китае спрос со стороны кандидатов превышает предложения со стороны компаний, и руководители китайского бизнеса еще не привыкли к ситуации на российском рынке кандидатов.

"При оценке компетенций для работы в азиатских компаниях в первую очередь обращают внимание на частоту и причины переходов и среднюю продолжительность работы у каждого работодателя. Для азиатских компаний исключительно важно, чтобы кандидат работал не меньше 5 лет в одной организации. При этом на собеседовании очень большое внимание уделяется лояльности и долгосрочным планам кандидата на сотрудничество. Для азиатской компании очень важна стабильность, чтобы человек был готов к работе в условиях жесткой иерархии с достаточно строгой корпоративной культурой, был исполнительным и подчинялся определенным корпоративным требованиям. Если мы сравниваем корпоративную культуру и структуру азиатской компании с российскими, европейскими и американскими игроками, то можно заметить определенные отличия: в азиатских компаниях более четкая структура, четче прописаны границы функционала для специалистов всех уровней, больше внимания уделяется лояльности к руководству и бренду компании. С другой стороны, азиатские компании бывают разные, и у каждой может быть своя корпоративная культура", - резюмирует Юлия Забазарных.

Несмотря на все трудности, за Востоком остаются огромные внешнеэкономические перспективы, и все участники рынка надеются на дальнейшую позитивную динамику.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно