Рекрутеры: запрет на заемный труд ударит по добросовестному бизнесу

Что эйчары думают о принятом законе, запрещающем аутстаффинг персонала


Накануне Госдума во втором и третьем чтениях приняла закон, который устанавливает запрет на заемный труд в России. По замыслу законодателей, новый закон должен бороться с "серыми" кадровыми агентствами, которые предоставляют персонал разного профиля в сторонние компании на временное замещение должности (например, на период отпуска или больничного основного сотрудника), а также защищать интересы рабочих, в числе которых страховка от несчастных случаев, пенсии и удлиненные отпуска. По мнению игроков кадрового рынка, от принятия закона пострадает цивилизованный бизнес.


Закон был принят во втором чтении еще в конце апреля 2013 года, сообщил один из его авторов, председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов единоросс Андрей Исаев. Но тогда парламентарии оговаривали, что не исключено его возвращение к процедуре второго чтения. Связано это в первую очередь с тем, что необходимо было изучить отдельные случаи, когда услуги агентств занятости действительно необходимы. Это касается студентов дневного отделения и бывших заключенных, которым проще искать работу с помощью специальных агентств. Кроме того сами работодатели часто прибегают к помощи агентств занятости, например, когда есть необходимость заменить заболевшего сотрудника на время. В результате были внесены поправки, согласно которым  работодатели по-прежнему могут обращаться в агентства по подбору персонала на временное замещение, но при этом есть жесткие требования: при одинаковых функциях зарплата замещаемого сотрудника должна быть такой же, как и заработная плата отсутствующего. Кроме того запрещено использовать этого человека во время забастовки в качестве штрейкбрейхера.

"В законе 2013-го остался неоговоренным "секондмент", или внутреннее прикомандирование персонала, то есть ситуация, когда материнская компания отправляет своего сотрудника в дочернюю компанию, не переоформляя его трудовой договор. Мы всерьез опасаемся, что этот механизм может быть использован как прикрытие заемного труда. Поэтому было прописано, что те, кто заинтересован в сохранении прикомандирования на территории России, должны в течение полутора лет разработать и внести в Думу отдельный законопроект на данную тему. Если за это время такой законопроект не разработают, то с 2016 года прикомандирование в нашей стране применяться не будет" - подчеркнул Исаев.

Предусматривается, что осуществлять деятельность по предоставлению персонала могут частные агентства занятости, прошедшие аккредитацию. Субъекты малого и среднего предпринимательства, использующие льготный режим налогообложения, не могут выступать в качестве агентств занятости. Законом определяются обязательные требования к аккредитации частных агентств. К ним относятся: наличие уставного капитала в размере не менее 1 миллиона рублей, наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования и стажа работы в области трудоустройства населения не менее двух лет за последние три года, а также отсутствие судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

Закон вступит в силу с 1 января 2016 года. Такая дата была выбрана профсоюзами для того, чтобы дать возможность добросовестным работодателям перейти со схемы заемного труда, если она используется, на нормальную схему трудовых договоров и отношений.

Однако рекрутинговые компании не встретили новый закон с воодушевлением. Ольга Банцекина, глава российского представительства Coleman Services считает, что он ударит в первую очередь по цивилизованному бизнесу: "Недобросовестные агентства, на борьбу с которыми изначально был законопроект нацелен, не пострадают, поскольку уже давно используют схемы, под этот закон не попадающие. Пострадает цивилизованный бизнес, ответственные налогоплательщики и экономика страны. Зачем это делается в сложный для страны, как с политической, так и с экономической точки зрения период – непонятно. Агентский труд используется во всем мире как возможность гибко реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка. Особенно эта форма занятости востребована в кризисные для экономики времена. Практика предыдущих кризисов в нашей стране показала, что эта форма выгодна и удобна не только бизнесу, но и людям, работающим по этой форме договоров с добросовестными агентствами".

С этим согласна и Ирина Рыбак, руководитель департамента HR-Аутсорсинг "Агентства контакт": "Для бизнеса такие изменения всегда оборачиваются сужением поля деятельности. Вероятно, компании настигнут проверки, вследствие чего некоторые из них будут вынуждены прекратить свою деятельность, какие-то будут оштрафованы. Однозначно некоторые компании прекратят предоставлять такую услугу или будут пользоваться ей в форме аутсорсинга. Есть вероятность, что какое-то число компаний уйдет работать по "серой" схеме".

Особенно представителей консалтинговых услуг удивляет, что в подавляющем большинстве стран мира компании используют давно сложившуюся практику временного привлечения трудовых ресурсов, что особенно важно для производственных и торговых компаний, складских комплексов при резких (например, сезонных) изменениях конъюнктуры рынка, для осуществления большинства проектов (инжиниринговых, телекоммуникационных, исследовательских, нефтяных и др.). Подобная практика за последние 15 лет сложилась и в России. Примеры, приводимые профсоюзами в качестве аргументации их борьбы против заемного труда, в основном относятся к недобросовестным работодателям и не имеют ничего общего с опытом работы добросовестных компаний, в том числе агентств занятости и их клиентов. Как поясняет Ольга Банцекина: "Физическое лицо, направляемое на работу к другому юридическому лицу в рамках договора о предоставлении персонала, сохраняет официальный статус работника у его прямого работодателя (например, агентства), а значит, ему обеспечены все социальные гарантии, компенсации и льготы, которые предусмотрены Трудовым кодексом РФ и иным законодательством. Уровень его правовой защищенности не ниже: трудовые споры рассматриваются теми же органами, работодатель (например, агентство) несет полную юридическую ответственность перед ним. А компании, действующие в теневой сфере экономики, и стремящиеся уйти от налогового бремени - так это нарушение законодательства РФ, а не услуги по предоставлению персонала".
 
Делать прогнозы, относительно будущего пока никто не берется. "Прежде чем что-либо прогнозировать, нужно сперва посмотреть, в каком виде выйдет закон. Об этом говорится очень давно - не год и не два, гораздо дольше, - говорит Ирина Рыбак, - Каков будет результат? Я думаю, что в любом случае компании будут приспосабливаться к новым законам - и те компании, которые предоставляют эти услуги и те, которые этими услугами пользуются. Если это принято в мировой практике, странно, почему заемный труд попал в немилость  в России".

Крупные игроки рынка обеспокоены сложившейся ситуацией, когда из-за недобросовестных агентств страдать приходится всем. Однако решение проблемы они видят несколько иначе. "Чтобы избежать "серых" схем, требуется легализовать использование договора о предоставлении персонала (секондмента), четко определить статус вовлеченных в него работников, лицензировать агентства. В этом случае на рынке останутся только добросовестные участники", - говорит Ольга Банцекина.

Справка: заемным трудом является труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющегося работодателем данного работника. При этом заемным трудом не считается труд работников, направленных в другую организацию по договору о предоставлении труда.

Комментарии

  • Ильвира Прохорова — 13:51, 26.04.2014
    Рынок труда и без того скуден, работнику всегда, по большей части, проблемно найти работу самому, много людей переезжает из деревень в крупные города и быстро необходимо найти временную или постоянную работу, попасть в ту, компанию, которая честно бы оплачивала его труд и когда каждый день его пребывания в городе стоит больших затрат, никак не обойтись без агентств по подбору персонала/если тоже отнестись к этому профессионально, грамотно, честно/.Почему сегодня в государственный центр занятости необходимо обращаться по месту прописки соискателя, но ведь в деревнях нет работы, поэтому соискатель ищет работу оперативно и быстро в другом месте и почему сегодня в государственных центрах по трудоустройству отправляют на краткосрочное и не всегда подходящее данному соискателю обучение, а затем после обучения снимают сразу с учета при этом не давая направлений на работу, сама таких кандидатов трудоустраивала, очень странно когда-же бы они нашли своего работодателя без частного агентства по трудоустройству, тем и горжусь/есть годами наработанная база таких работодателей, которые готовы взять совсем без глубоких знаний и опыта/,а люди спасибо говорят, мы рады...И налоги в бюджет мы платим, не скрываемся. Наверное выглядят частные агентства альтернативно, а значит есть толк всему этому

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно