Марина

"РЖД" оштрафовали более чем на два миллиарда рублей

Компания нарушила закон "О защите конкуренции"


Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, РЖД нарушила законодательство: в 2011 году компания отказывалась предоставлять партнерам услуги по отправке грузов на основании государственных тарифов. Стоимость перевозок для некоторых выросла на 30% и более. При этом стоимость услуг для крупных грузоотправителей сократилась на треть - с 90% до 60%, для малого и среднего бизнеса на половину - с 75% до 35%.

На значительный рост совокупных транспортных затрат и другие нарушения указали ФАС различные компании, отраслевые объединения грузоотправителей, органы исполнительной и законодательной власти.

Напомним, в конце октября в СМИ даже называли предварительную сумму, которую РЖД придется заплатить за такую политику - от 10 до 150 млрд рублей. Она была рассчитана, исходя из доходов РЖД от грузовых перевозок и процента штрафа, который могла наложить ФАС (1-15% от годовых доходов). Если брать во внимание этот прогноз, получается, РЖД еще повезло.

Со своей стороны, в компании не согласны с претензиями. И готовы вести разбирательство в суде. О чём говорят и в пресс-релизе самой компании: "ОАО "РЖД" уверено, что привлечение к ответственности правительственным органом, каковым является ФАС, государственной компании за исполнение государственных же требований по отраслевому реформированию перевозок грузов является бесспорно необоснованным и неправомерным".

Интересно, что руководитель ФАС Игорь Артемьев отметил, что в прошлом году служба проиграла РЖД в суде все аналогичные споры, тогда как у других компаний обычно выигрывает около 85% судебных тяжб.

"РЖД" нарушает не в первый раз

Для РЖД это не первый штраф такого солидного размера. Оказывается, в 2009 году белгородское управление ФАС пыталось оштрафовать ОАО "РЖД" на сумму порядка 2,5 млрд рублей - за отказ от соглашения по поставкам мела. Тогда суд принял сторону РЖД.

Вдобавок, нарушившей закон "О защите конкуренции" РЖД признали ростовские антимонопольщики в июле 2010 года. В ФАС отметили, что железнодорожный монополист оформлял страховые полисы с продажей билетов без согласия покупателей. Кассиры просто включали их стоимость в цену железнодорожных билетов.

"Бедные" еще обеднеют

На фоне всех этих судебных тяжб вспоминается, как часто РЖД жалуется на бедность: на убытки за пригородные перевозки, ущерб от безбилетного проезда, недостаточную сумму штрафа в сравнении с Европой, плачевное состояние вагонного парка. И, конечно же, формулировка господина Якунина в августе этого года во время обсуждения бюджета компании на следующие годы: "Бюджет выживания, и не развития". Получается, тарифы растут, а жизнь РЖД, увы, лучше не становится.

С вопросом, может ли двухмиллиардный штраф, если РЖД все же придется его заплатить, ударить по кошелькам обычных пассажиров, RB.ru обратился к ведущему эксперту  "Финам Менеджмент" Дмитрию Баранову. Он успокаивает: никоим образом. "Во-первых, потому что перекрестного субсидирования в РЖД нет уже несколько лет. Во-вторых, не факт, что компания будет выплачивать этот штраф, так как судебные разбирательства еще продолжаются, а значит, решения ФАС могут быть отменены".


Комментарии

  • Юрий Холодилин — 07:11, 14.11.2012
    Читаешь СМИ и возникает мысль - а где это? Может еще одна Россия есть, а ты просто живешь не в той7 Когда это было в РЖД снижение тарифов для грузоотправителей?
    • vicnovojilov2010yandexru
      Виктор Новожилов — 07:37, 14.11.2012
      А чего бы не снизить, загнав часть в откат.
  • Семен Протопопов — 17:53, 14.11.2012
    Если даже и придется РЖД платить двухмиллиардный штраф, то наверняка это скажется на нас, потребителях услуг РЖД, иначе этот монополист не умеет.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно