Андрей

Россияне продолжают покупать большие машины, не думая об экологии

КПМГ опубликовала глобальное исследование автомобильной отрасли за 2013 год


В отчете консалтинговой компании KPMG представлен анализ позиций и стратегии ведущих игроков отрасли, освещаются вопросы экологии и урбанизации, а также предпочтения потребителей и конкуренция, приобретающая все более глобальный характер.

Как говорится в отчете компании, из соображений экономии топливная эффективность остается главным фактором, влияющим на принятие решения о покупке автомобиля. Такое мнение разделяют 92% опрошенных руководителей. В России результаты опроса оказались еще более показательными: все респонденты назвали топливную эффективность либо «исключительно важным» фактором (80%), либо «очень важным» (20%).

По-прежнему остается значимым экологический фактор (например, сокращение выбросов двуокиси углерода), но по сравнению с результатами нашего глобального исследования автомобильной отрасли за 2012 г. со второй строчки он сместился на четвертую. В России потребители в меньшей степени задаются вопросами состояния окружающей среды и поставили экологичность автомобилей лишь на седьмое место.

Интерес в ответах российских респондентов вызывают факторы, которые вслед за топливной эффективностью назывались в числе важных при принятии решения о приобретении транспортного средства:
  • эргономика и комфорт;
  • возможность подключения к Интернету с помощью бортовых устройств и встроенных технологий;
  • решения, позволяющие подключать мобильные сетевые устройства.
«В России потребители придают этим факторам гораздо большее значение, чем где бы то ни было. Даже безопасность автомобиля ценится не так высоко, – отмечает Ульрик Андерсен, партнер, руководитель практики по работе с компаниями автопромышленного сектора КПМГ в России и СНГ. – Потребителям уже недостаточно каких-то базовых характеристик, и они предъявляют все более высокие требования к качеству и современным технологиям. Если судить по перечисленным предпочтениям, то можно сказать, что во главу угла российские потребители ставят роскошь и комфорт. Однако на самом деле в этом есть и доля прагматизма. Из-за относительно низкого качества дорог, перегруженности уличного движения и гигантских расстояний комфорт автомобиля играет немаловажную роль. Электронная начинка дает возможность быстрее ориентироваться в плотном потоке автотранспорта и, как правило, позволяет проводить длительное время в пути, не отрываясь от внешнего мира».
 
В Европе размер уже не важен
 
В развитых странах, где потребители больше задумываются об издержках, наблюдается тенденция к уменьшению габаритных размеров и массы автомобилей, повышению их топливной эффективности, тогда как на развивающихся рынках складывается прямо противоположная картина: там покупателей больше интересуют более крупные и статусные машины, такие как паркетники, внедорожники, универсалы. Лишь 39% респондентов, представляющих развитые рынки, предполагают увеличение рыночной доли внедорожников, а в странах БРИК расширение их присутствия ожидают 66% опрошенных.
Российские респонденты также полагают, что рыночная доля так называемых паркетников возрастет, но при этом, по их мнению, спрос на более компактные и даже простые машины тоже заметно вырастет. Удивительно, что в России с меньшим оптимизмом оцениваются перспективы отдельных премиальных сегментов при относительно небольшом проценте автомобилей данных типов (4–7%) по сравнению с более развитыми рынками (в Норвегии, например, их доля достигает 15–20%, а в Германии – 25–30%). Согласно результатам исследования, к 2018 г. увеличение/уменьшение спроса на отдельные категории автомобилей ожидается в следующей пропорции:
 
   СРЕДНЕГАБАРИТНЫЕ
(BMW 3-й серии, Nissan Altima, Toyota Camry и т.п.)
КРУПНОГАБАРИТНЫЕ
(Mercedes E-класса, Volvo S80, Ford Taurus)
КРУПНОГАБАРИТНЫЕ +
(BMW 7-й серии, Mercedes S-класса, Jaguar XJ)
  Увеличение Уменьшение Увеличение Уменьшение Увеличение Уменьшение
Россия 27% 13% 13% 40% 13% 33%
БРИК 56% 9% 36% 25% 36% 23%
ЯЗЕСА* 34% 23% 16% 49% 25% 43%
*Япония, Западная Европа, Северная Америка

 «Данные сегменты автомобильного рынка показывали хороший рост в России, однако результаты нашего исследования говорят о том, что в дальнейшем ситуация может усложниться, – считает Ульрик Андерсен. – Тем не менее, трудно поверить, что при нынешнем относительно низком уровне проникновения премиальных авто доля приведенных выше сегментов уменьшится. Более того, для многих россиян машина служит символом их статуса, и, соответственно, при его повышении  люди хотят приобрести более крупный и качественный автомобиль. Следовательно, при условии стабильного экономического развития мы вряд ли в обозримом будущем увидим в России признаки масштабного падения в этих сегментах. С другой стороны, результаты исследования дают повод задуматься о необходимости переосмысления стратегии маркетинга и продаж в соответствующих сегментах рынка. Производители должны уделять больше внимания вопросам позиционирования, чтобы избежать сокращения продаж и потери рыночной доли как внутри самого сегмента, так и по сравнению с другими (например, в пользу более простых и компактных моделей, спортивных автомобилей и внедорожников)».

Технологии движения будущего

Несмотря на появление новых технологических разработок, основным решением в обозримом будущем будет уменьшение весогабаритных характеристик ДВС. Более половины респондентов считают, что в ближайшие 6–10 лет именно совершенствование ДВС позволит достичь максимальной безвредности и эффективности двигателей. «Это очень сильно отличается от результатов опросов предыдущих лет и свидетельствует о том, что некоторые из новых технологий обретут реальные черты позднее, чем ожидалось», – отметил Андерсен.

Намерения производителей соответствуют ожидаемым запросам потребителей: в развитие гибридных технологий с возможностью подзарядки от электросети планируют вложиться 24% производителей и поставщиков, принимавших участие в опросе, тогда как в среднем лишь 8% заявляют, что будут инвестировать в технологии, основанные на использовании исключительно аккумуляторных батарей. Несмотря на то что развитие аккумуляторных технологий стало менее популярным направлением, респонденты в России настроены наиболее оптимистично к системам движения на аккумуляторной тяге по сравнению с остальными странами группы БРИК.

Решения в области услуг транспорта – выход для крупных городов

Стремительный рост городов, их перенаселенность и загруженность уличного движения вкупе с меняющимися представлениями потребителей о владении транспортными средствами в городских условиях подогревают интерес к новым решениям в области услуг транспорта. Также на развитие этой отрасли влияют все новые ограничения по управлению транспортными средствами, сборы и налоги за пользование автодорогами и парковками, ужесточение норм выброса двуокиси углерода.

Свыше двух третей респондентов предвидят появление альтернативных вариантов преобладающему ныне единоличному владению, называя, в частности, совместную эксплуатацию или разовое использование с оплатой по факту. Больше половины опрошенных убеждены, что к 2027 г. рыночная доля различных форм «передвижения по запросу» будет превышать единоличное владение автотранспортным средством на 6–15%.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно