Ксения

Российские студенты хотят работать в Google, Газпроме и Сбербанке

Компания Universum составила рейтинг самых привлекательных работодателей по мнению российских студентов


Аналитики компании Universum подвели итоги ежегодного глобального исследования, в котором приняли участие более 700 тысяч студентов из разных стран мира (в том числе из России). Эксперты выяснили ведущие тренды в области трудоустройства молодых специалистов и назвали самых привлекательных российских работодателей. Как отмечают исследователи, карьерные цели студентов изменились в сравнении по сравнению с прошлым годом. Среди важнейших тенденций: IT-компании становятся все интереснее студентам (и не только представителям технических специальностей).

"Рейтинг лучших работодателей России Universum ТОП 100" был составлен по итогам опроса более 14 тысяч студентов российских вузов. Основная цель исследования - выяснить, в каких компаниях и почему хотят работать представители нового поколения.

Каковы же основные тенденции? Во-первых, заметно растут рейтинги компаний, работающих в сфере информационных технологий, связанных с software development (в первую очередь, Яндекс, Google, IBM, Intel, Microsoft). Эти компании "растут" во всех категориях - становятся привлекательными не только для студентов IT-специальностей, но и, например, для будущих экономистов и финансистов. Усиливаются позиции в рейтинге у международных автомобильных компаний (Volkswagen и BMW) - и усиливаются также во всех категориях, особенно для студентов, специальности которых связаны с бизнесом и коммерцией. Компании "большой четверки" в сфере менеджмента и консалтинга, а также крупные инвестиционные банки в этом году занимают не самые высокие места и теряют позиции.

Студенты отказываются от амбиций в пользу стабильности и work-life balance. Как выяснилось в ходе исследования, идеального работодателя студенты ассоциируют с такими понятиями, как престиж, стабильность, надежность, финансовое благополучие, возможность развиваться, и эти факторы являются для российских студентов ключевыми при выборе работодателя. Больше респондентов ставят в приоритет надежную занятость, а в прошлом году она теряла популярность. Баланс между работой и личной жизнью вышел на второе место, опередив желание решать сложные и интересные рабочие задачи. Для сравнения, в прошлом году консалтинговые компании "большой четверки" и инвестиционные банки росли в рейтинге, амбиции студентов были очень высоки, они стремились к тем самым сложным и интересным задачам. Причин этому изменению может быть много. Прежде всего, по мнению аналитиков, это может быть связано с тем, что представители поколения Y очень ценят work-life balance.

Демографическая ситуация и конкуренция за таланты. Влияет на ситуацию и непростая демографическая ситуация в стране - специалисты знают об этом, и знают, что спрос на лучших очень высок. Требование соблюдения work-life balance эксперты связывают еще и с этим: понимая, что рынок нацелен на кандидата, они тоже предъявляют требования к работодателям, определяя карьерные цели, они гораздо больше думают о себе, нежели о компании, в которой будут работать.

Сложная экономическая и политическая ситуация в стране: все меньше студентов стремятся стать экспертами в той или иной сфере. С каждым годом, отмечают эксперты, эта карьерная цель становится все менее приоритетной. Этот тренд идет "рука об руку" со стремлением к стабильной занятости: в сложном и неопределенном мире (аналитики собирали данные, когда имели место кризисные ожидания, связанные с "послеолимпиадным" периодом и ситуацией на Украине) стабильность и надежность важны для всех. Речь идет не о потребности иметь надежную занятость в одной компании, но о гарантии этой занятости в принципе. Ожидание стабильности в России в этом году в целом несколько сильнее, чем в других странах, но это важный фактор выбора работодателя во всем мире. Важность экспертизы падает из-за боязни конкуренции - например, появления на рынке компании, которая буквально в один день ничего не оставит от этой экспертизы.

Рост показателя "Люди и культура". Несмотря на то, что определяющими в выборе работы показателями по-прежнему остаются высокая зарплата и возможность карьерного развития, аналитики отметили рост фактора, связанного с людьми и корпоративной культурой компании (который поддерживает тенденцию важности баланса между работой и личной жизнью). Ожидание уважения к сотрудникам выросло на 8%, дружелюбной атмосферы в коллективе - на 3%, и это тоже логично на фоне приоритетности work-life balance. Максимальный рост среди индустрий в этом году показывают IT/Software, медиа и реклама, а также туризм (две последних эксперты ассоциируют с дружелюбной атмосферой).

В своей первой компании студенты в среднем хотят работать 2-3 года (мобильность важнее экспертизы). 10% респондентов рассчитывают на срок менее 1 года, 40% хотят работать в своей первой компании дольше двух или трех лет.

Сравнивая карьерные цели российских студентов с представителями других стран и регионов (США, Китай, Южная Африка, Германия), эксперты сделали интересный вывод: в США, Германии и даже в Китае баланс между работой и личной жизнью выходит на первое место, и это происходит довольно давно (стабильность - карьерная цель ?2). В России этот приоритет тоже развивается, но, например, для студентов бизнес-специальностей баланс между работой и личной жизнью менее важен, чем, например, возможность развивать международную карьеру. Важность функциональной или технической экспертизы все еще сильна у российских студентов инженерных специальностей (по сравнению со студентами из других стран).

На 12% выросло желание студентов во всем мире работать в стартапах: многие компании, не подозревая об этом, уступают большое количество кандидатов новому бизнесу. Некоторые студенты не хотят работать на кого-то - они хотят создать собственный бизнес. Эта тенденция затрагивает и Россию - она в числе стран с самым большим количеством студентов, желающих работать в стартапах (14% и шестое место в мире). По мнению экспертов, работодателям необходимо иметь в виду этот тренд и по возможности предлагать студентам (даже построив на этом определенное конкурентное преимущество) "предпринимательскую" атмосферу в коллективе.

Лидеры рейтинга в России 2014 года

Топ-10 среди студентов экономических специальностей
1. Газпром
2. Google
3. Сбербанк России
4. Роснефть
5. BMW Group
6. Microsoft
7. Volkswagen Group
8. McKinsey & Company
9. Яндекс
10. Unilever

Топ-10 среди студентов технических/естественнонаучных специальностей
1. Газпром
2. Роснефть
3. Google
4. Транснефть
5. Лукойл
6. Microsoft
7. BMW Group
8. Volkswagen Group
9. Яндекс
10. Росатом

Топ-10 среди студентов ИТ-специальностей
1. Google
2. Microsoft
3. Яндекс
4. Газпром
5. Intel
6. IBM
7. Лаборатория Касперского
8. Сбербанк России
9. Cisco Systems
10. Mail.Ru

Лучшие компании в своих индустриях
Банки: Сбербанк России
Менеджмент и стратегический консалтинг: McKinsey & Company
Аудит: PricewaterhouseCoopers
FMCG: Unilever
Автомобильная промышленность: BMW Group

Полный список самых привлекательных работодателей России - здесь.

Комментарии

  • Денис Хорошилов — 20:16, 21.05.2014
    Наивные российские студенты! У Газпрома свои внуки и дети есть:-)))))))
  • Юрий Холодилин — 07:06, 22.05.2014
    ."..не хочу я быть миллионером. не хочу я быть миллиардером, а хочу я быть акционером ОАО ГАЗПРОМ..."

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно