Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Российские власти предложат переводить деньги из офшоров в Международный инвестиционный банк

Архив rb.ru
Анна Сафронова

Автор: RB.RU

Анна Сафронова

Правительство вспомнило про старый советский проект, созданный для кредитования стран соцлагеря

Российские власти предложат переводить деньги из офшоров в Международный инвестиционный банк
Российское правительство, желая вернуть деньги российского бизнеса на родину, изыскивает новые способы. Власти могут предложить в качестве альтернативы офшорам российский Международный инвестиционный банк, созданные в советские годы для кредитования стран соцлагеря. RB.ru выяснял у экспертов, окажется ли удачной эта попытка?

Как сообщает Газета.Ru со ссылкой на источник, принимавший участие в одном из совещаний в Минфине, посвященном ситуации на Кипре, Россия работает над созданием альтернативы кипрскому офшору. По замыслу властей, им может стать Международный инвестиционный банк, созданный в 1970 году Болгарией, Венгрией, ГДР, Монголией, Польшей, Румынией, СССР, Чехословакией и Кубой.

Как минимум, предполагается, что в Международный инвестиционный банк (МИБ) будут переведены с Кипра деньги кипрской "дочки" ВТБ - Русского коммерческого банка (РКБ). Как максимум, туда могли бы перевести активы все российские бизнесмены, хранящие их в офшорах.

Издание пишет, что МИБ выведен из под регулирования центральными банками стран-участниц и пользуется дипломатическим статусом. Что подразумевает защиту от административного и судебного вмешательства в его деятельность.

Источник Газеты.Ru считает, что все это – первый шаг к деофшоризации российской экономики.

Вернутся ли деньги?

"Первый приходящий в голову ответ соблазнителен своей простотой: «нет, это ничего не изменит», - рассуждает Михаил Королюк, начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ЗАО ИФК "Солид". - С другой стороны, «путь в тысячу ли начинается с первого шага» (тут подразумевается китайская поговорка, - а у них мера длины – ли). Судя по всему, власти серьезно озабочены как деофшоризацией российского бизнеса, так и созданием для него привлекательной альтернативы. Нужно понимать, что ключевой вопрос тут – доверие к власти. Оно создается долго и мучительно и может быть потеряно неожиданно быстро. Так что, вероятно, при должной последовательности властей поставленную задачу удастся решить хотя бы частично".

Дарья Желаннова, старший аналитик компании "Альпари", тоже считает, что инициатива российских властей создать альтернативу кипрскому офшору на базе Международного инвестиционного банка с целью привлечения капиталов обратно в нашу страну на первый взгляд выглядит не очень реалистичной.

По ее словам, очевидно, для возвращения капиталов на родину создания финансового института даже под дипломатическим иммунитетом недостаточно. Расценивать появление такого института как один шаг в процессе деофшоризации, может, и имеет смысл, но лишь как часть системы.

"Офшоры и прочие зоны с благоприятным налоговым режимом привлекают бизнес в основном по двум причинам. Первая – налоговая оптимизация. Вторая – возможность проведения сложных международных операций. И все это происходит согласно нормам и под защитой английского права. Каким образом МИБ сможет конкурировать с офшорами по этим позициям, пока неочевидно. Готовность властей пойти на то, чтобы обеспечить этот институт сходными возможностями, пока вызывает сомнения. Соответственно, рассчитывать на интерес и доверие со стороны бизнеса к этому институту вряд ли стоит", - полагает Дарья Желаннова. Она напоминает, что идею о создании внутренних офшоров уже можно считать провалившейся, особенно с учетом неудачного опыта 90-х в Калмыкии и других регионах и упразднения их еще в 2004 году.

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ", говорит, что использование МИБ в качестве аналога офшору выглядит логично из-за нескольких факторов: "Кредитное учреждение является своего рода надстройкой над банковской структурой и не подвластно вмешательству со стороны центральных банков стран-участниц, банк освобожден от налогового бремени и обладает дипломатическим статусом".
"С другой стороны, говорить о том, что один единственный банк может заменить оффшорную зону нельзя. Офшор  – это комплекс “услуг” предоставляемых на территории страны – низкие налоговые ставки, облегченный процесс регистрации юрлиц, высокий уровень защиты данных о конечных бенефициарах компании, гарантии вкладов в надежных банках страны (кстати, это свойство офшоров теперь, после Кипра, находится под большим вопросом). Банк в такой структуре – всего лишь одно звено большой цепи, и мне пока непонятно, как будет реализовываться концепция офшора на основе МИБ",  - сомневается эксперт.

Скептичнее всех опрошенных аналитиков настроена Дарья Пичугина из "Инвесткафе": "В мире нет практики по созданию офшоров на уровне банков, поэтому такое решение маловероятно. Кроме того, для возвращения денег с Кипра в Россию должны быть сняты ограничений по банковским операциям на Кипре, а полностью это будет сделано не скоро. Кроме того, для того, предпринимателям придется повернуть все денежные потоки, изменить привычный порядок, возможно, перезаключить какие-то договоры, все это довольно непросто, а будет ли от этого толк, не известно. Также, многие фирмы предпочитают работать с кипрской  компанией, просто потому что это ЕС, а не с российской головной компанией, которая несет на себе большие становые риски".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Египет, Беларусь и Северный Кипр: что могут предложить нестандартные локации для инвестирования в недвижимость
  2. 2 Куда можно переехать в 2023 году с помощью инвестиций и без них: пять стран Европы
  3. 3 Что нужно знать, прежде чем инвестировать в кипрскую недвижимость
  4. 4 Гид по релокации: личный опыт переезда всей компанией на Кипр
  5. 5 Турция, Грузия, Таиланд и не только: страны с растущим рынком недвижимости