С прицелом на эффективность

Банковские вакансии принято считать одними из самых высокооплачиваемых


Банковские вакансии принято считать одними из самых высокооплачиваемых. Это привлекает специалистов, особенно молодых, но именно им пробиться на ключевые должности в финансовых учреждениях нелегко. Зачастую новичкам приходится стартовать с позиций, карьерный рост с которых затруднителен: промоутер, специалист колл-центра, помощник менеджера фронт-офиса. Но и более опытные сотрудники в последнее время не избалованы высокими зарплатами. При этом они становятся заложниками внешнеполитических изменений, которые влияют на приоритеты развития банка и, как следствие, его кадровую политику. Так, сегодня кредитные учреждения взяли курс на покорение высоких технологий, что обуславливает рост спроса на IT-специалистов, которым банкиры зачастую готовы платить зарплаты выше рынка. Однако другим востребованным специалистам часто не приходится рассчитывать на повышение вознаграждения. Хотя ситуация на финансовых рынках благоприятная, финансисты не склонны разбрасываться деньгами.


Новые акценты

Согласно экспресс-обзору Центробанка на 1 ноября 2012 года, ключевые показатели у кредитных организаций пусть и в небольшом, но в стабильном плюсе. Активы банковского сектора за прошедший октябрь увеличились на 2,7%, вклады физлиц - на 1,1%, средства, привлеченные от организаций, - на 1,7%, кредиты физлицам - на 2,9%. Чуть более сдержанная положительная динамика наблюдалась и в сентябре. Однако вопреки кажущемуся благополучию в бизнес-среде довольно активно обсуждается тема текучки кадров в кредитных организациях. Происходит она по нескольким причинам.

Прежде всего, стало отчётливо заметно, что часть банкиров взяла курс на повышение эффективности и квалификации своих сотрудников. «Этот тренд оказал большое влияние на подбор специалистов. Руководство стремится набрать более результативных менеджеров и вводит новые стандарты оценки качества персонала. Не все работники готовы на новые условия работы, что нередко становится причиной текучки», – замечает Юлия Павлова, ведущий специалист по подбору персонала кадрового центра «ЮНИТИ».

Тема эффективности и повышения квалификации банковских специалистов стала одной из краеугольных на прошедшей в ноябре 4-й конференции «Рынок труда в финансовой сфере». Как заявил на ней вице-президент Ассоциации региональных банков Георгий Медведев, хотя «уже существует добровольная сертификация специалистов, но она, по сути, не действует, так как не даёт системной оценки». Именно поэтому эксперт ратует за создание механизма независимой сертификации специалистов.

Еще однлим трендом стала смена кредитными организациями приоритетов развития. Выбор в качестве ключевых новых направлений деятельности приводит к сокращению одних специалистов и набору других. Альтернативный вариант решения проблемы – переучивание в срочном порядке уже имеющихся сотрудников, что заставляет их, опять же, работать более эффективно.

Одним из примеров может стать «МДМ Банк», штат работников которого, согласно отчётности кредитной организации, за первое полугодие 2012 года уменьшился примерно на 12%. Такие сокращения вызваны отнюдь не ожиданиями новой волны кризиса, а желанием оптимизировать работу персонала, научив сотрудников работать эффективнее за меньшие деньги, объясняют эксперты.


По ком звонит кризис

По мнению Юлии Павловой, наибольшее влияние на происходящие ротации среди финансистов оказывают две основные причины: внутренние изменения в банке и внешние, вызванные текущей политико-экономической ситуацией.

Самым ярким примером, которым можно проиллюстрировать влияние внешних факторов, является реакция банковского сектора на потерю дешёвых источников ликвидности в конце 2008 года – начале 2009-го. «Кризис очень серьёзно повлиял на банковский сектор, много банков не пережили его. Основная часть вынуждена была свернуть планы по активному росту и начать усиленно сокращать расходы, оптимизировать штат», – комментирует начальник управления кадров банка «Интеркоммерц» Ирина Сафарова.

Многим тогда пришлось сокращать чуть ли не целыми отделами банковских сотрудников, особенно тех, кто специализировался на кредитовании.

Аналитик «Инвесткафе» Екатерина Кондашова подмечает ещё одну тенденцию. По её словам, в условиях недостатка клиентов сотрудники банков, выдающие кредиты, переквалифицировались и начали параллельно принимать и консультировать вкладчиков, тем самым расширяя свой функционал. Такая структура отдела впоследствии очень понравилась кадровым службам, поскольку позволяла сократить издержки. До сих пор многие работники в банках вынуждены отчитываться перед руководством за оба этих направления: и за выдачу кредитов, и за приём депозитов. При этом сейчас, когда банкиры стали массово вводить систему оценки эффективности работы персонала, привязывая её к количественным показателям, специалистам в таких отделах работать стало сложнее. Чтобы получать хорошую зарплату, им приходится качественно выполнять в два раза больше работы.

Банки хотят оставаться здоровыми

Как уже упоминалось, не только внешние факторы влияют на кадровые ротации. Не стоит недооценивать и так называемые «внутренние причины». Нередко перемены начинаются вместе со сменой собственника, который решает акцентировать внимание на новых направлениях деятельности. Часто серьёзные изменения в приоритетах предвещает и слияния, поскольку головная организация может счесть неинтересным определённое направление, которое ведёт поглощаемая компания. «После перехода «Банка Москвы» под контроль ВТБ новый собственник не стал развивать инвестиционное направление бизнеса банка, переориентировав его на розницу», – приводит пример директор аналитического департамента ИК «Вектор секьюритиз» Александра Лозовая. 

Такой шаг кредитного учреждения был вызван, в том числе, и тем, что у ВТБ было своё инвестиционное подразделение – «ВТБ Капитал», укомплектованное трейдерами, брокерами и аналитиками. «Как только информация о подобных решениях руководства банка просачивается на рынок, к сотрудникам  сразу же начинают поступать предложения от конкурентов», – замечает эксперт кадрового центра «ЮНИТИ». Так, в данном примере аналитическая команда «Банка Москвы», пользовавшаяся авторитетом и популярностью среди российского инвестиционного сообщества, быстро получила приглашение от Номос-Банка (которое и приняла).

Впрочем, смена собственника или слияния – не такие уж частые явления среди крупных банков на российском рынке. Чаще всего причиной смены парадигмы развития, по признанию финансистов, становятся: падение доходов компании, рост рисков для её существования либо оба фактора одновременно. «Здесь можно провести аналогию с человеком: если вы заболели и для выздоровления требуется поменять образ жизни или привычки, то вы, как правило, идёте на это, чтобы выздороветь и не допустить повторного заболевания», – приводит пример ведущий специалист банка «Интеркоммерц» Андрей Харинов.

По словам Юлии Павловой, в последнее время можно выделить такие основные тенденции изменения политики банков, которые влияют на ротацию персонала, как усиление IT-подразделений и активное развитие розницы в финансовых учреждениях.


Охота на айтишников

Обратиться к высоким технологиям в последнее время банкиров вынудила жизненная необходимость: сегодня сложно привлекать клиентов, не предлагая им различные удобные сервисы вроде интернет-банка, СМС-оповещения, дистанционных каналов обслуживания и т.д. Это понимают не только в крупных, но и средних банках.

По словам экспертов ЮНИТИ, в результате того, что за последние 5-10 лет на одного IT-специалиста приходилось по две вакансии, зарплата программистов выросла сегодня до 90 тысяч рублей. При этом потенциал роста вознаграждения IT-специалистов в банках оценивается в 2012 году в 30%. И, судя по тому, как много вакансий размещено для профессионалов в этой сфере на сайтах кредитных учреждений и порталах по трудоустройству, можно сделать выводы, что 30% роста – это не предел. Эксперты предсказывают, что наиболее востребованными окажутся специалисты по информационной безопасности бизнеса, техподдержке в целом, разработчики, технологи отделов карточных технологий, консультанты по программному обеспечению.


На кредитной игле

Розничное кредитование, по словам экспертов, сейчас даёт хорошие доходы в отличие от остальных сфер деятельности банка. Неслучайно даже «Сбербанк» в последнее время занялся экспресс-кредитованием. «За девять месяцев банки уже выдали населению кредитов больше, чем за весь прошлый год (1,6 трлн. рублей против 1,4 трлн. в 2011-м). По данным Банка России, портфель необеспеченных ссуд растёт со скоростью более 60% в год», – комментирует ситуацию директор департамента по работе с персоналом «Росгосстрахбанка» Олег Федосов.

По словам эксперта, в борьбе за розничного клиента сегодня снижаются требования к заёмщику и сокращаются сроки рассмотрения заявки. При этом российские банки становятся всё более клиентоориентированными, нередко предлагая индивидуальные условия. «В преддверии нового года также ожидается рост спроса на потребительские кредиты, не угаснет он и в ближайший год», – прогнозирует он.

Для оптимизма у банкиров есть основания. Так, по данным Национального агентства финансовых исследований, каждый пятый россиянин планирует воспользоваться какой-либо банковской услугой. Например, взять кредит собираются около 10% респондентов проведённого опроса.

Бум розничного кредитования должен позитивно отражаться на динамике зарплат специалистов по выдаче кредитов. Однако эксперты кадрового центра «ЮНИТИ» отмечают любопытную тенденцию: среднее предложение данным кандидатам за уходящий год, наоборот, уменьшилось с 43 000 рублей до 39 000 рублей. Что интересно, такое сокращение произошло за счёт резкого падения верхнего уровня оплаты труда. Если на конец 2011 года часть работодателей готова была платить специалистам по кредитам до 55 000 рублей, то к лету таких предложений осталось минимальное количество. Большинство банков не предлагает больше 40 000 рублей. Сокращение произошло на  фоне небольшого роста нижнего уровня предложения (с 30 000 до 35 000 рублей). Такое сужение зарплатной вилки, возможно, связано с активным введением автоматизации процесса проведения анализа платёжеспособности клиентов. Эта тенденция привела к тому, что у подразделений крупных банков, которые кредитуют малый ( а иногда и средний) бизнес пропала необходимость в высококвалифицированных специалистах, способных самостоятельно вести оценку, что повлияло на тот уровень компенсации труда. Тем не менее, предложение работодателей  для кредитных инспекторов, специализирующихся на анализе финансовой деятельности компаний, составляет 80 000-100 000 рублей.

Однако эффективным сотрудникам в этой сфере вряд ли грозят сложности с поиском работы и сокращение зарплат, сколько бы вакансий ни размещалось на рынке, утверждают банкиры. «Грамотные и активные профессионалы в области кредитования нужны, ведь именно от них, по сути, зависит финансовое благополучие организаций банковского профиля», – говорит Олег Федосеев, добавляя, что даже предвидит рост спроса на специалистов по организации продаж в розничном и корпоративном бизнесах банка.


Кто ещё нужен банкам

Традиционно высокой, по мнению Олега Федосеева, останется потребность банков и в специалистах по работе с клиентами. Однако ценность представляют лишь наиболее квалифицированные специалисты с опытом работы в крупных банках. Поэтому имеющийся спрос мало сказывается на средних зарплатах, уровень которых увеличился за последний год незначительно. Согласно аналитическим данным кадрового центра «ЮНИТИ», среднее предложение работодателей для специалистов, в чьи задачи входит, в частности, закрытие и открытие счетов клиентов банка, а также их консультирование,  с декабря 2011 года по октябрь 2012 года выросло с 41 000 до 43 000 рублей.

Среди других вакансий у работодателей также востребованы начальники различных отделов, управляющие филиалами, экономисты, аналитики. Очевидно, что банки сейчас набирают штат для дальнейшего развития, ориентируясь на позитивный сценарий событий на финансовых рынках.

Впрочем, спрос по данным вакансиям также не означает, что банкиры готовы платить им зарплаты выше рынка. Средняя зарплата аналитиков, к примеру, в течение 2012 года колебалась вблизи 62 000 руб. Как уже упоминалось, банки сейчас, несмотря на относительное благополучие, слишком озабочены понятиями эффективности, поэтому не готовы платить высокие зарплаты рядовым специалистам, как это было до кризиса 2008 года.

Кстати, именно к этому – умеренности в назначении зарплат – их призывает и Центробанк. Одна из последних инициатив регулятора – учитывать с 1 июля 2013 года зарплату и бонусы сотрудников для определения экономического положения банков. Дело в том, что банки первой и второй категории по методологии ЦБ могут рассчитывать на рефинансирование у регулятора, а также принимать участие в аукционах по размещению бюджетных средств. Однако таких привилегий банк может лишиться, если будет вести слишком рискованную политику, в оценке которой теперь будут фигурировать и вознаграждения сотрудников. Таким образом, банкиры лишний раз вынуждены будут хорошенько задуматься при назначении той или иной зарплаты своим служащим.

Впрочем, эксперты сомневаются, что умеренность банкиров в принятии решений об установлении зарплатного потолка для рядовых сотрудников будет также распространяться и на топ-менеджмент.

Татьяна Баева, редактор пресс-службы кадрового центра «ЮНИТИ»


Комментарии

  • Данила Ракитин — 17:03, 21.06.2013
    Почему-то не упомянули про Сбербанк, где под руководством Грефа за последние годы сокращена значительная часть рядового персонала, оставшимся несколько лет не поднимется зарплата (что не мешает верхушке банка получать огромные бонусы), да и с айтишниками расстаются очень легко.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно