Архив rb.ru

Шведский банк назвал лауреатов Нобелевской премии по экономике. ФОТО

Архив rb.ru
Сергей

Сергей

RB.ru вспомнил всех нобелиатов этого года

Шведский банк назвал лауреатов Нобелевской премии по экономике. ФОТО
Присоединиться
В Стокгольме назвали имена лауреатов последней, "апокрифической" премии Альфреда Нобеля – по экономике. "Апокрифической" потому, что сам динамитчик-филантроп на нее денег не давал. С 1969 года ее вручает Шведский банк. В преддверии этого события RB.ru вспоминает "каноничных" нобелевских лауреатов этого года.
 
Открылась Нобелевская неделя оглашением имен лауреатов премии по медицине и физиологии. В этом году самой престижной награды в мире науки были удостоены британский биолог сэр Джон Гердон и его японский коллега Синъя Яманака. Хотя причиной, по которой на этих ученых пал выбор Нобелевского комитета,  названо открытие "возможности перепрограммировать зрелые клетки в плюрипотентные" (т.е. в такие, из которых можно получить другие виды клеток -  RB.ru), однако непосредственным первооткрывателем этого поистине революционного механизма все-таки стал японец, осуществивший перепрограммирование обычных клеток мышей в стволовые в 2006 году. 

Однако без фундаментальных работ сэра Джона Гердона по перепрограммированию клеточных ядер научный прорыв его коллеги из Японии был бы невозможен. К тому же британский биолог, получивший уже все самые почетные профессиональные трофеи – и премию Вольфа в 1989 году, и премию Ласкера в 2009-м - давно заслужил Нобеля хотя бы тем, что первым сумел провести успешное клонирование. Еще в 1958 году, почти за 40 лет до появления звездной овечки Долли,  он клонировал лягушек из интактных клеточных ядер головастиков. Как пишут в плохих журналах, награда нашла героя.


Источник: nobelprize.org

Перепрограммирование обычных клеток в плюрипотентные открывает ошеломляющие перспективы для лечения заболеваний, которые еще недавно считались неизлечимыми, а также трансплантации органов и клинических испытаниях лекарств.

Нобелевскими лауреатами за достижения в области физики в этом году стали француз Серж Арош и американец Дэвид Уайнленд. Нобелевский комитет отметил их вклад в развитие методов измерения квантовых систем и и манипулирования ими. 

Своими работами Дэвид Уайнленд, в частности, заложил основы технологии создания самых совершенных измерителей времени – атомных часов. А его французский товарищ по премии проделал большую работу для создания в будущем квантовых компьютеров, способных обрабатывать информацию на новых, пока недостижимых скоростях.



Нобелевская среда принесла имена лауреатов премии по химии. Престижная премия досталась американцам Роберту Лефковицу и Брайану Кобылке. Хоть ученых отметили по разряду химиков, получили свою награду они за достижения в области биологии – "за исследования рецепторов, сопряженных с G-белком".



Это огромное семейство клеточных рецепторов, которые в живом организме реагируют как на сигналы, поступающие извне – от органов чувств, так и на раздражители на внутриклеточном уровне. Работы Лефковица и Кобылки, вскрывающие химические механизмы физиологических процессов, станут в том числе основой для создания новых, более эффективных лекарственных средств.

Подозрительный азиат

Пожалуй, одним из самых неожиданных решений Нобелевского комитета стал выбор лауреата премии по литературе. Им стал китайский прозаик Мо Янь, отмеченный за "галлюцинаторный реализм, объединяющий сказку, историю и современность". Хотя в этой номинации шансы представителей Азии оценивались достаточно высоко, однако большинство экспертов склонялось к мнению, что победит в ней знаменитый японский беллетрист Харуки Мураками.

Писатель, доселе известный в нашей стране прежде всего как автор повести "Красный гаолян", которую в 1987 году экранизировал знаменитый ныне режиссер Чжан Имоу, на родине давно признан современным классиком. Западные критики сравнивают его с Уильямом Фолкнером. А российские – с другим нобелевским лауреатом, Михаилом Шолоховым, причем по причине скорее не литературного, а  номенклатурного свойства.



Как и автор "Тихого Дона", Мо Янь – активный член Союза писателей своей страны, где он занимает пост зампреда, и видный общественный деятель. Если Михаил Шолохов в свое время осудил Синявского и Даниэля, а позднее подписал письма против Солженицына и Сахарова, то Мо Янь не посчитал нужным возвысить свой голос против репрессий, которым подвергается на родине другой китайский нобелиат – правозащитник Лю Сяобо, получивший премию мира два года назад. Это знаменательное событие, кстати, никак не сказалось на его 11-летнем тюремном сроке за "подстрекательство к подрыву государственного строя".

Именно поэтому скептически настроенные к деятельности Нобелевского комитета эксперты расценили  выбор лауреатом "конформного" Мо Яня в качестве компенсацию властям азиатского экономического гиганта за громкие награждения Лю Сяобо и другого диссидента – политэмигранта Гао Синцзяня, победившего в литературной номинации в 2000 году.

Скандальная контора

Если решение членов Нобелевского комитета отметить заслуги выдающегося китайского писателя некоторые назвали политически некорректным, то их пятничный выбор многие расценили как форменный скандал. Как известно, премия мира в этом году вручена Европейскому Союзу.

Если функционеры экономического альянса закономерно приветствовали это решение, то у других оно вызвало как минимум недоумение, а то и явное раздражение. Так, российский правозащитник Лев Пономарев заявил, что почетная премия должна "присуждаться людям, которые зачастую рискуют жизнью в реальной борьбе за мир, а не конторам". А президент Эквадора Рафаэль Корреа не стал стесняться в выражениях и попросту назвал решение нобелевского жюри "абсурдом" и результатом "властных игр" в самом ЕС.

Американцы снова в фаворе

Менее часа осталось до объявления лауреатов премии по экономике.  В прошлом году ими стали американцы Томас Сарджент и Кристофер Симс за "эмпирические исследования причино-следственных связей в макроэкономике". И в этом году у представителей США практически нет шансов остаться без высокой награды.

Среди фаворитов называются предсказавший мировой финансовый кризис американец Роберт Шиллер, а также его соотечественник Энгус Дитон на пару с англичанином Энтони Эткинсоном внесший большой вклад в исследования потребительских предпочтений людей. Еще один янки Стивен Росс может быть отмечен за разработку теории ценообразования.

Высоко оценивается экспертами и кандидатура профессора Стэнфордского университета Пола Ромера — одного из основоположников новой теории экономического роста, известной как "модель Лукаса-Ромера", которая рассматривает кризисы как периоды новых возможностей.

P.S. Престижная награда досталась Элвину Роту из Гарварда и Ллойду Шепли из Калифорнийского университета за "теорию стабильного распределения и практики устройства рынков". Их имен не было в списке фаворитов.

 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 С 1 апреля беспошлинный порог для покупок из-за за рубежа вернется к €200
  2. 2 «Яндекс Такси» изменили правила поездок во время ЧС, детская одежда от дистрибьютор «Джамилько»: главное 28 марта
  3. 3 Российский аналог Zoom планирует выйти на IPO, «Яндекс Маркет» будет выпускать одежду: главное 27 марта
  4. 4 Красная икра дешевеет, а яйца дорожают: во сколько обойдется новогодний стол в 2023 году
  5. 5 Топливный кризис — как работать? Опыт транспортной компании