Екатерина

"Сидя в офисе, решения не принимают": российский бизнес глазами индийского топ-менеджера


Рамник Кохли, глава представительства Micromax в России и СНГ, индийского производителя смартфонов и телефонов, окончил ГУУ и аспирантуру, уехал в Индию и работал в местных представительствах Банка ВТБ и "MTS India". В 2013 г. вернулся в Москву из Индии. Своими впечатлениями об изменении страны он поделился с RB.ru.

 

 - Я практически вырос в Москве – для меня это фактически родной город, здесь много любимых мест, но ближе всего, наверное, Парк Победы.

 

- За те годы, что вы уезжали из России, как изменилась страна?


- Самое большое изменение, которое я вижу – раньше на каждом углу проверяли документы у иностранцев. Сейчас  такого нет. Россия во многом изменилась к лучшему. Москву делают более дружелюбной для иностранцев, туристов, уже видишь много информации на латинице. Очень приятные изменения, но еще многое предстоит сделать, чтобы увеличить туризм, ведь это очень красивая страна.

 

Я много езжу по России в командировки, чтобы понять свой рынок, своего конечного потребителя  – во Владивосток, на Урал, в Сибирь, на юг.  Мне очень понравился Владивосток, это очень красивый город - у моря, он весь стоит на сопках. Там много иностранцев – японцев, китайцев, корейцев, приятно видеть, что, кроме Москвы и Питера, есть города, где люди открыты  к иностранцам. Очень хочется съездить на Байкал. Еще у меня есть мечта – посетить самые холодные места России. Я уже был зимой в Омске в -32.

 

- Чем отличается ведение бизнеса в России и Индии, на ваш взгляд?


- Когда я приехал в 90-х, Россия только открывалась. Была заметна  разница – очень слабая банковская система. Сейчас почти ничем. Обе страны - быстроразвивающиеся, входят в БРИКС. Я вижу, как и в Индии, и в России очень быстро адаптируются к западным стандартам. И в России, и в Индии уже приняли  международную модель управления. Есть разница в бизнес-культуре  – в России очень большой документооборот. В Индии можно большинство согласований произвести по e-mail, а в России нужно подписывать кучу бумажек.

 

- О работе в Азии наши соотечественники говорят, что там зачастую многое  строится на полутонах, долго ведется подготовительная работа, прежде чем удастся достигнуть каких-то договоренностей, вы согласны с этим?


-  Я бы сказал, что это не общая черта всего азиатского бизнеса, скорее зависит от конкретной компании, ее менеджмента. Мы вышли на российский рынок очень быстро – в течение двух месяцев.  У нас в компании очень упрощенная иерархия – практически любой сотрудник может пойти к руководителю. Я сейчас говорю именно об индийском офисе. Однако это характерно не для всех индийских компаний. Мы сознательно приняли такую культуру, чтобы быстро развиваться. И в течение 8 лет по продажам в стране мы то на первом, то на втором месте – мы соревнуемся с Samsung.

 

Что касается индийского бизнеса в целом, то это сильно зависит от компании, кто менеджер, как он видит ее. Конечно, если это большой холдинг с большим количеством бизнес-процессов, политик – им обязательно нужна строгая система. Но у нас в компании очень часто требуется быстро принимать решения – про модели телефонов, про стратегии конкурентов, запуск рекламы.  Кстати, то, что нас сильно удивило, в России бронировать рекламные места и утверждать сам макет надо за 3-4 месяца, в Индии можно только забронировать место.

 

- Где, на ваш взгляд,  проще работать - в Индии или в России?


- Это очень сложный вопрос. Если, например, речь идет о сертификации телефонов – то это происходит быстрее в Индии, в России сам телефон сертифицируется быстро, а вот  зарядное устройство – месяц. Хотя это простая деталь. Если говорить о договоренностях  с партнерами, здесь быстрее получается их достигнуть, чем в Индии. Документация в Индии оформляется гораздо проще и быстрее, а в России придираются к каждому слову – здесь очень забюрократизирована банковская система. Очень много проверок, которых нет в Индии.

 

- Компания Alibaba незаметно покорила российский рынок, потому что сделала ставку на регионы, которым предложила дешевые товары, правильно ли я понимаю, что и ваша стратегия строится на работе с регионами? 

 

- Да, у нас тоже приоритет - регионы. Это наша стратегия. Мы так выросли в Индии. Один из факторов успеха – создание дистрибуции в регионах, не только пунктов продаж,  но и пунктов обслуживания – сейчас мы открыли в России более 80 сервисных центров. Мой шеф верит в то, что, сидя в офисе, решения не принимают. Надо быть там, где твой покупатель. Поэтому у нас такая культура – ездить в регионы, узнавать вкусы, спрашивать мнения. Одно дело – смотреть на цифры, а  другое дело – узнавать, почему меняется вкус.

 

- С какими культурными стереотипами вы чаще всего сталкиваетесь?


- Все спрашивают меня, занимаюсь ли я йогой. Но правда в том, что с йогой я познакомился в Москве, во время учебы в университете. Еще люди думают, что я люблю болливудские фильмы.

 

Индия, как и Россия, очень многонациональная страна. Ближе к Китаю живут народы, которые внешне похожи на китайцев, но это индийцы. В каждом штате своя культура, язык, одежда, еда, но нет чего-то такого, что было бы более индийским, а что-то менее.

 

Конечно, если говорить о бедности, Индия – страна контрастов. Но она быстро меняется, в последние 20 лет жизнь улучшается. Качество жизни становится лучше и лучше. Если раньше люди были заняты только в сельском хозяйстве, то сейчас все больше занимаются офисной работой, производством.

 

- Насколько ценится российское образование в Индии?


- Я бы сказал, что средне. Редко кто приезжает в Россию учиться экономике и маркетингу. Техническое и медицинское образование ценится больше.  Это связано с тем, что в Индии очень дорого и тяжело поступать в технические и медицинские вузы. В основном в стране платное образование, бесплатные места есть, но претендовать на них практически невозможно из-за очень высокой конкуренции.

 

Я приехал в Россию, потому что мне было очень интересно посмотреть на страну, как она изменилась с советских времен. Меня все пугали тем, что здесь очереди на хлеб, очень холодно, нет отопления, но когда я приехал в 90-х, ничего такого не увидел, хотя даже в таком небольшом городе, как Воронеж (я учился сперва на подготовительном факультете для иностранцев) – не было никаких проблем с отоплением.

 

- Порядка 2/3 iPhone покупается в России в кредит, т.е. россиянам очень важно показать достаток, которого на самом деле нет, можно ли то же самое сказать об индийцах?


-  В Индии люди осторожно относятся к кредитам, но в сознании есть такое, что если взял кредит, нужно обязательно его вернуть. Хотя, конечно, тоже могут на последние деньги купить последний iPhone.

 

- Чем отличается работа в Индии в российской компании от работы в индийской компании в России?


- В моем случае нет разницы в стране, но есть разница в самих компаниях, в которых я работал. Разные структуры принятия решений, разные размеры самих компаний. Работа в MTS оставила мне очень приятные впечатления – высшее руководство очень трудолюбивое,  это очень мотивированные люди, которые заражали нас своей энергией.  В MTS все переговоры и вся переписка велась на английском. Даже если на переговорах присутствовали только два индийца, а остальное все русскоговорящие, все равно общение происходило на английском.

 

У Micromax кадровая политика при выходе на международные рынки – нанимать только местных сотрудников, я единственный индиец в российском представительстве.

 

- Как устроен ваш день?


- В Индии я ездил на работу на машине 30 км, а здесь я принял решение пользоваться метро, и очень этому рад, потому что экономлю много времени, успеваю отвечать на письма, пока добираюсь до работы. Лично для меня Москва по сравнению с Дели менее стрессовый город. Моя семья живет в Индии, поэтому я сам занимаюсь домашними делами – сам готовлю себе ужин, например. Недавно научился печь блины. Блюда индийской кухни хорошо готовят в ресторане "Дарбарс" в гостинице "Спутник".

 

- Как вы считаете, Россия или Индия сейчас больше приближена к западному миру?


- Если рассматривать не государственный сектор, то я думаю, что обе. Мне кажется, что бизнес и там, и там устроен по западному образцу.

 

- На вашу стратегию как-то повлияли санкции?


- Санкции и политическая ситуация нас мало испугают, мы будем идти только вперед. Мы рассматриваем сложившуюся ситуацию как благоприятную. Наш сегмент (мы работаем в нижнем и среднем ценовом сегментах -  от 1990 до 15990  руб. за смартфон)  растет в кризис. Это стало для нас возможностью для быстрого роста. Однако самая большая проблема в связи с санкциями состоит в том, что нашим партнерам теперь сложнее получить финансирование от банков. Это критический момент, который влияет на наш бизнес.


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно