Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Сооснователь WhatsApp: невероятное путешествие от крайней бедности к миллиардному состоянию

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Программист и предприниматель Ян Кум в 16 лет переехал в США с Украины и первое время жил на продовольственные талоны

Сооснователь WhatsApp: невероятное путешествие от крайней бедности к миллиардному состоянию
Facebook купила мессенджер WhatsApp за рекордные $16 млрд - об этом в IT-сообществе будут говорить еще достаточно долго. Facebook заявила, что один из основателей компании Ян Кум войдет в совет директоров социальной сети. При этом Кум - не только талантливый разработчик и удачливый бизнесмен.  Его биография - трудовая и личная - заслуживает отдельного внимания.

Ян Кум, которому сейчас 37 лет, родился на Украине. Он вырос в деревне, рос, по его собственным словам, евреем и маленьким мятежником. "Деревня была такой захудалой, что в школе даже не было туалета внутри. Представьте себе украинскую зиму, температуру -20 градусов и маленьких детей, которые должны идти через парковку, чтобы воспользоваться уборной. Общество было ужасно закрытым. Можно прочитать роман "1984", однако жизнь там была опытом переживания этого. До 19 лет у меня не было компьютера, но были счеты", - сказал Кум.

Когда ему было 16 лет, он вместе с семьей переехал в США, и начинать новую жизнь в новой стране им было более чем непросто. В частности, в первое время им приходилось жить на продовольственные талоны (в США ими пользуются представители очень неблагополучных категорий граждан). Кстати, обменивали они эти талоны всего за два квартала от того места, где впоследствии расположился безымянный офис WhatsApp. Почему безымянный? Потому что Кум и его бизнес-партнер Брайан Эктон настолько не хотели привлекать к себе и своей компании излишнего пристального внимания (в то время как основатели многих других стартапов ради этого лезут из кожи вон), что даже отказались от таблички с названием компании на дверях офиса. WhatsApp - в принципе довольно нетипичная для Кремниевой долины компания (основанная, например, не зеленым юнцами, бросившими колледж ради мечты, а взрослыми мужчинами - обоим было за 30). Они долгое время работали инкогнито, думали в первую очередь об устойчивости бизнеса и стабильных доходах, а не о сверхбыстром росте. Кроме того, Кум и Эктон никогда не отвлекались на побочные проекты и дела - они полностью посвятили себя созданию и развитию средства связи, которое будет безупречно работать (что им вполне удалось осуществить).

Когда Кум с матерью переехали в США, они очень редко могли позволить себе позвонить родственникам на Украину и пообщаться с ними. 31 октября 2007 года, когда Куму был 31 год, он оставил работу в Yahoo!. В тот же день ушел и Эктон, тоже работавший в Yahoo!. У них было достаточно денег, чтобы начать собственный бизнес, и они решили связать его с демократизацией телефонных коммуникаций. 24 февраля 2009 года, в свой день рождения, Кум зарегистрировал компанию. У партнеров были три твердых правила ведения бизнеса, от которых они не собирались отступать: никакой рекламы (здесь сказались последствия советского детства Кума), максимальная конфиденциальность, чтобы безопасность пользователей не оказалась под угрозой, а также предоставление пользователями надежных услуг безо всяких излишних сложностей, ухищрений и побочных сервисов. Любая новая возможность появляется в приложении только после интенсивного обсуждения и ряда экспериментов. В офисе Кума даже висит записка следующего содержания: "Никакой рекламы! Никаких игр! Никаких хитроумных приспособлений!" (в оригинале - No ads! No games! No gimmicks!).

"Нет ничего более важного, чем приватное общение с семьей и друзьями, не прерываемое рекламой. В сущности, мы не знаем много о наших пользователях - и не должны. Чтобы хорошо настроить таргетинг рекламы, нужно знать, где находится пользователь, чем он занимается, что ему нравится и не нравится. Это совершенно безумное количество данных. Кроме того, я вырос в мире, где нет рекламы, этого не было в СССР", - сказал Кум.

После продажи компании Кум как владелец 45% акций оказался обладателем личного состояния в размере $6,8 млрд. Его 42-летний компаньон Брайан Эктон, который владел 20% акций, заработал порядка $3 млрд. Как Эктон сказал в беседе с Wired, они с Кумом очень разные. Эктон более наивен и оптимистичен, Кум - больший "параноик", Эктон занимается налогами, финансами и отчетностью, Кум - непосредственно продуктом и стратегией. Как сказал Эктон, Кум - настоящий СЕО, а он сам лишь следит за тем, чтобы "дела были сделаны".

Кстати, о сервисе Snapchat (который автоматически удаляет сообщения после их прочтения) Эктон отзывался довольно пренебрежительно. По его словам, это нужно только подросткам, а многим пользователям важна память, важно иметь возможность перечитать сообщения и пересмотреть фотографии, отправленные близкими. Эктон считает, что у Шпигеля из Snapchat своя целевая аудитория. А у WhatsApp есть масса историй, когда люди начинали переписываться, живя в разных точках планеты, а в итоге женились. Таким людям нужны истории сообщений - как свидетельство их отношений.

Сейчас количество пользователей WhatsApp равняется 450 млн, и компания достигла этого числа быстрее всех в истории, пишет в своем блоге венчурный капиталист Джим Гетц. И при этом компания продолжает наращивать пользовательскую базу в потрясающем темпе (и не просто регистраций, а именно базу активных пользователей). В компании работает всего 32 инженера - то есть на плечи одного разработчика ложится задача по поддержке работы приложения приблизительно для 14 млн пользователей (это неслыханное соотношение в индустрии, если учитывать, что служба поддержки пользователей как таковая еще малочисленнее). Общий штат компании - 50 человек, пишет издание Wired.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Российская практика M&A в разработке ПО: как снизить риски и создать для продуктов дополнительную ценность
  2. 2 Google остановил показы рекламы в России, Facebook заблокирован: что это значит для рекламного рынка
  3. 3 Слив в соцсетях: как избежать «вирусного» распространения нежелательного контента
  4. 4 Не заигрывайте с лайфстайлом: Как привлечь первого клиента через социальные сети
  5. 5 Запускать таргет в Instagram через личный кабинет в Facebook или внутри соцсети — какой вариант эффективнее?