Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Социолог "Левада-Центра": "Стоит ждать аналогичных протестов и в других частях страны"

Архив rb.ru
Ольга imedia

Автор в издании «РБ.РУ» — Архив

Ольга imedia

Социальное напряжение растет на всей территории России

Социолог "Левада-Центра": "Стоит ждать аналогичных протестов и в других частях страны"
Народные волнения, охватившие юг столицы после убийства Егора Щербакова, не продлятся долго. Однако стоит ждать продолжения погромов, демонстраций и митингов по всей стране - растет социальное напряжение. Ситуацию комментирует директор по развитию "Левада-Центра" Денис Волков.

- Преступления мигрантами совершаются на всей территории Москвы, но бунт поднялся именно в Западном Бирюлеве. Каковы социальные предпосылки?

- Бунт мог произойти в любом месте. Важно, что он произошел в Москве. Хотя это не уникальный случай: они были и в других местах. Подобное явление было в Кондопоге, Пугачеве. В принципе, это достаточно распространенное явление.
 
То, что это произошло в Москве, можно связать с прошедшей предвыборной кампанией, в ходе которой разговоры о преступлениях мигрантов достигли пика. В течение последних нескольких лет число обеспокоенных этой проблемой москвичей выросло с 30% до 55%. Количество преступлений не изменилось, тема эта стала все чаще звучать. В основе лежат бытовые преступления, коррупция. Такие преступления становятся возможными из-за коррупции. В 2010 году, когда был убит фанат, выступления на Манежной площади, произошли только из-за того, что обвиняемого отпустила полиция.
 
Протесты такого рода будут повторяться, если борьба будет вестись с последствиями событий, а не с причинами. Причем, причина здесь - не сама миграция. Она - лишь одна из причин. А основная – это то, как  эти мигранты взаимодействуют с социальными институтами в Москве. В коррупции заинтересованы и сами мигранты, и те люди, которые получают от этого выгоду. Есть проблема адаптации мигрантов в жизнь города.
 
Всплески националистического и гражданского характера возможны, когда в обществе накоплен уровень напряжения, и любое событие (как убийство на бытовой основе),  которое в одних обстоятельствах ни к чему подобному не приводит, в  условиях, когда напряжение достигло определенного уровня, становится причиной таких бунтов.
 
- Расскажите о социальной демографии населения, которое проживает в Бирюлево.

- Я думаю, что население здесь явно отличается от того, что проживает в центре Москвы, но не считаю, что оно отличается от населения других спальных районов. События, произошедшие в Бирюлеве, могли произойти в любом месте, как и убийство могло произойти в любом месте. Просто напряжение достигло определенного уровня – и не только в Москве, но и в других российских городах.
 
- В бирюлевском погроме участвовали футбольные фанаты…

- Если брать другие подобные события, то к каждому из них подключаются националистические, фанатские и другие объединения и группировки, и делают это, как всегда, в каких-то собственных интересах. Население присоединяется к призывам, если социальное напряжение уже достаточно высоко. Также население иногда присоединяется к массовым демонстрациям гражданского характера. Можно провести параллель: если людей все устраивает, если бы все было хорошо, и никаких проблем бы не было, то никакие фанатские или националистические группировки не смогли бы ничего сделать. Люди присоединяются к ним, если они предрасположены к протестам (то есть недовольны жизнью).
 
Однако это - кратковременная мобилизация населения города или какого-то района. Длительных последствий никогда не было. Сейчас это произошло  в Бирюлеве, в 2010 году беспорядки были в центре Москвы.
 
- Есть ли какая-то связь между политическими предпочтениями жителей Бирюлева и ситуацией, которая произошла? В Бирюлево Западное за Сергея Собянина проголосовало 64%, а за Алексея Навального - 19% население района?

- Такие результаты – типичное поведение жителей спальных районов, которые голосовали преимущественно именно за представителей власти. Здесь важна не личность кандидата и не политические предпочтения, а сама напряженность в столице, в ее районах и те объяснения, которыми политики "накачивали" жителей города во время кампании, не стараясь разобраться, в чем же причина преступности. Навальный, возможно, был катализатором этого разговора, потому что он активнее остальных. Он начал говорить об этом, а все остальные приняли эту эстафету от него.
 
Эта проблема росла на протяжении нескольких лет. Она была связана не с преступностью, не с поведением самих мигрантов, а с тем, сколько эта тема обсуждалась. Когда людям хорошо, и проблем у них нет, они врагов не ищут, а когда растет напряжение, беспокойство, оно может проявляться в различных вещах: беспорядки, гражданские протесты и т.д. Никогда не знаешь, где рванет, что станет причиной тому. Это предсказать нельзя. Но можно сказать, что эти настроения будут править и дальше. И ситуация в других регионах рискует оказаться намного серьезнее, чем в Москве. Многие исследователи пишут и о росте количества трудовых протестов по всей стране, и о росте количества националистических акций. Нам стоит ждать аналогичных и других протестов и в других частях нашей страны.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter