Архив rb.ru

Совещания - реальная альтернатива работе? Мнения топ-менеджеров

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

CEO Microsoft Сатья Наделла так ценит общение с топ-менеджментом компании, что они проводят четырехчасовые совещания каждую пятницу, а раз в месяц собираются на восемь часов.

Совещания - реальная альтернатива работе? Мнения топ-менеджеров
Присоединиться

CEO Microsoft Сатья Наделла так ценит общение с топ-менеджментом компании, что они проводят четырехчасовые совещания каждую пятницу, а раз в месяц собираются на восемь часов. Опра Уинфри ненавидит встречи так, что однажды попросила Коретту Скотт Кинг (супруга Мартина Лютера Кинга - ред.) не приезжать к ней, а просто позвонить. Ильф и Петров считали, что любое дело можно завалить, создав комиссию. А в сети не теряет популярность высказывание "Совещание - реальная альтернатива работе". Мы пообщались с топ-менеджерами российских компаний, чтобы узнать, как они относятся к совещаниям и сколько времени готовы на них просидеть.

 
Фото: Fotoimedia 


Борис Щербаков, генеральный директор Dell Russia:

orig 
 

"Не люблю совещания - это мягко сказано. Я органически не переношу регулярных, навязанных регламентом, вымученных совещаний, которых, увы, чрезмерно много в корпорациях. Я "за" конкретные, точечные совещания с ограниченным кругом участников, и только тогда, когда действительно нужно что-то обсудить, а не просто информировать или занять время людей. В век интернета, онлайна, мгновенной аналитики регулярные ритуальные совещания (включая телефонные конференции) становятся архаизмом. Вся информация, которая нужна для принятия решения, должна находиться, что называется, на кончиках пальцев, то есть в мгновенном доступе. Если "совещание" длится дольше часа, нужно серьезно разбираться с адекватностью менеджмента. Мне приходилось "участвовать" в трехдневных "совещаниях". Все, что в моих силах, на моем уровне принятия решений, я делаю и буду делать, чтобы избежать проведения "совещаний" лишь ради соблюдения неких требований регламента".   
 

Кстати, в своей книге "Топ-менеджер: Как построить карьеру в международной корпорации" Щербаков уделил совещаниям целую главу. Например, он подсчитал, что, работая в одной компании, в течение года ровно месяц своего рабочего времени тратил, присутствуя на обязательных выездных совещаниях высшего руководства. А еще рассказал, как становился свидетелем конфузных ситуаций: "Очень часто тема "совещания" не имеет к вам, как и ко многим присутствующим, никакого отношения, но по каким-то обстоятельствам считается важной для верховного руководства. Тут главное не отключиться совсем, потому что возможен коварный трюк со стороны ведущего: задать вдруг вопрос именно вам. Я был свидетелем подобных конфузных ситуаций, вызывавших смех в зале, и, поверьте, жертве в тот момент никто не завидовал. Специалисты по легкой дреме на совещаниях выработали контрмеру и на любой подобный вопрос-провокацию отвечают заготовкой вроде "Это все так, но вместе с тем не стоит ли нам пересмотреть в принципе всю концепцию рыночного позиционирования…" или чем-нибудь еще более бессмысленным, уводящим от обсуждения проблемы. Важно, однако, чтобы реплика хоть как-то соотносилась с основной темой, совсем уж нести ахинею не принято, поэтому надо следить за слайдами на экране и ключевые слова фиксировать в подсознании".
 

Дмитрий Азаров, генеральный директор Lush Russia:

 

"Не могу сказать, что я люблю совещания, но это такая естественная и необходимая вещь, к которой я отношусь достаточно спокойно. Сейчас, наверное, есть более современные технологии. У тех компаний, где внедрен электронный документооборот или электронная площадка, есть возможность физически не собираться, но мы пока до этого не дожили и поэтому продолжаем организовывать встречи, где решаем комплексные вопросы, принимаем решения по развитию. Еще совещания интересны с той точки зрения, что во время них выявляются чьи-то способности или наоборот - неспособности: по реакции людей на ситуацию, которая меняется во время процесса совещания, можно о многом судить. Поэтому совещания для меня - это в том числе и инструмент управления. У нас бывают совещания, которые длятся целый день. Например, международные митинги нескольких стран, где мы решаем стратегические вопросы по развитию бренда и обмениваемся опытом. Несколько раз было, что такие совещания проходили по два-три дня подряд. А так в среднем наше рабочее совещание длится от 15 минут до полутора часов максимум, и проводим мы его примерно два раза в неделю с участием 3-5 человек (топ-менеджеры, финансисты, юристы, бухгалтеры). А для большого количества сотрудников стараемся организовывать летучки, где рассказываем последние новости и озвучиваем важные решения".
 

Михаил Умаров, управляющий директор коммуникационного агентства Comunica:


orig 
 

"Наверное, это вопрос не про любовь, а про целесообразность. Совещания целесообразны, когда есть один конкретный понятный практический вопрос и точное понимание, что без собрания определенных людей решение этого вопроса невозможно. А результатом должен быть не просто обмен информацией, а получение какого-то решения. Я считаю, что самая лучшая встреча - та, перед которой проделана домашняя работа. Например, рассказать заранее участникам совещания о его проблематике, чтобы оставить время на подготовку. Тогда процесс принятия решения ускорится и будет эффективнее. Также надо устанавливать тайминг и повестку дня, чтобы люди не растекались мыслью по древу. Чем шире вопрос, тем абстрактней обсуждение, а значит меньше вероятность принятия решения. Есть еще несколько технологий проведения совещаний, встреч и воркшопов: мировое кафе или метод "Шесть шляп", но они относятся, скорее, к творческому процессу, когда результатом совещания должна стать разработка каких-то креативных идей. Как-то во время совещания мы обсуждали проблему и даже продвинулись в ее решении. Но один из коллег, который на совещании не присутствовал, решил организовать еще одну встречу по тому же самому вопросу, поставив абсолютно туманную цель. Это была стопроцентная потеря двух часов времени, все ушли в полном разочаровании. Как цель поставишь, такой результат и получишь".
 

Как проводят совещания западные топы
 

По ту сторону океана тоже не все гладко с совещаниями. Американцы, по некоторым данным, проводят 11 млн встреч каждый день, и эта непродуктивность обходится компаниям, по оценкам, в $37 млрд ежегодно. Причина неудачных совещаний, как правило, в неаккуратной (или даже отсутствующей) повестке - а ради чего, собственно, собирались? Издание Business Insider решило спасти много совещаний, рассказав о секретах удачных встреч от самых эффективных руководителей в истории.
 

Альфред Слоун, руководивший General Motors с 1920 до 1950 года, после каждого совещания рассылал короткую заметку, где подводил итоги обсуждения и делал свои выводы, а также фиксировал, какое решение было принято на совещании и что нужно делать дальше. Также в этой записке уточнялись сроки и руководитель, который несет ответственность за исполнение. Копия записки рассылалась всем присутствовавшим на встрече.
 

Член совета директоров Facebook Шерил Сэндберг приходит на совещание с блокнотом на спирали. На страницах этого блокнота зафиксированы дискуссионные вопросы и план действий. Она проходится по каждому пункту. Как только пункт обсужден, она отрывает листок и движется дальше. Если совещание запланировано на час, а все удалось обсудить за 10 минут, встреча заканчивается.
 

Глава Apple Стив Джобс ненавидел, когда встречи проходили с участием большого количества людей. По одному из рассказов, однажды Джобс на встрече с рекламным агентством заметил человека, который не посещал встречи регулярно. Он спросил: "Кто вы?" А выслушав ответ, вежливо попросил человека выйти: "Я не думаю, что мы нуждаемся в вас на этой встрече. Спасибо". В отношении себя он поступал точно так же. Когда президент США Барак Обама пригласил его на встречу "светил технологий", Джобс отказался: список гостей был слишком длинным.
 

CEO Alphabet (непривычное новое название Google - ред.) Ларри Пейдж, заняв главную руководящую должность в Google в 2011 году, сразу разослал сотрудникам письмо с инструкцией по проведению эффективных совещаний. Так, по его мнению, для каждой встречи должно быть назначено лицо, ответственное за принятие решения. Но что еще важнее, Пейдж считал, что иногда совещания попросту не нужны. "Ни одно из решений не должно ждать совещания", - писал он.
 

Глава Nike Майк Паркер не только руководит компанией, но и разрабатывает дизайн для продукции. Почти всегда на совещания он идет с Moleskine, в котором множество набросков новых товаров. Практически всегда на совещании Паркер берет с собой блокнот, в котором содержатся всевозможные наброски новых товаров. В 2009 году велосипедист Лэнс Армстронг встречался с Паркером, который провел всю встречу, рисуя в своем блокноте. В конце встречи Армстронг попросил показать рисунок. "Он перевернул блокнот и показал эту потрясающую обувь", - вспоминает спортсмен. По словам Паркера, наброски всегда помогают упорядочить мысли.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Ищем кадры: два варианта для компаний, которые не могут найти «топа» на рынке
  2. 2 Что делать топ-менеджеру после увольнения