Дина

"Совет офисным менеджерам, которые хотят уйти в пилоты: никуда не ходите, сидите на попе ровно"


Андрей Борисевич, который в разное время был и директором по развитию бизнеса в России и СНГ в "СУП", и работал под руководством нынешнего президента Украины Петра Порошенко, и возглавлял интернет-департамент в Hearst Shkulev Media, в конце концов поддался зову мечты, ушел из офиса и стал пилотом. А теперь и вовсе основал свою лётную школу – в США, то есть, по сути, вернулся назад в офис, но уже в другом качестве и с возможностью летать в любое время и развиваться дальше. О мечте, о переезде и жизни в Штатах, о вакансиях и зарплатах в авиации – в его колонке.


Фото: Fасеbook

Детская мечта

"Я всю жизнь, с детства, мечтал летать. Но в середине 90-х пришлось делать выбор, куда идти учиться. Летчиков тогда было, как грязи, - они никому не были нужны, не работали и бухали. Так я стал программистом.

Я начал летать, еще работая в медиа. Впервые самостоятельные полеты на самолете попробовал в 2006 году. Потом к этому добавились вертолеты. Несколько раз я, скажем так, отказывался от мечты и прекращал летать – это всегда было связано с катастрофами, в которых разбивались мои друзья. Но в 2013 году я окончательно вернулся к полетам. Я закончил большой проект у Виктора Шкулева (президент Hearst Shkulev Media – ред.) и больше не видел развития в своей карьере. Тогда я точно решил, что хочу заниматься авиацией, быть пилотом. Получать лицензию коммерческого пилота я уехал в США – потратил на обучение примерно 3,5 месяца (потому что начинал не с нуля) и около $35 тыс. У меня был очень негативный опыт, связанный с этим образованием. Это только звучит круто – американская летная школа, а на самом деле в большинстве случаев это шарашкины конторы, где хорошо, если работают три инструктора, фиговое расписание и старые самолеты. Когда я учился, всегда то самолет ломался, то инструктор в Доминикану улетал, а замены не было, а мне тем временем каждый день жизни (!) в США обходился примерно в $200 – аренда квартиры, машины, питание, поэтому каждый день задержки в обучении – это дополнительные расходы. Я даже могу объяснить отчасти, почему такая ситуация сложилась: в США индустрия малой авиации развита лучше, чем где бы то ни было в мире. И развитие привело к тому, что порог входа на рынок стал очень низкий – как на рынок шиномонтажа в Москве. Кто там работает? Гастарбайтеры. Потому что не требуется большого интеллекта, чтоб достать гаечку из колесика. То же самое и здесь.

Лётная школа

Вот так у меня родилась идея открыть свою, хорошую, лётную школу, но я ее отложил и вернулся в Россию, где мне повезло договориться с моим вертолетным клубом, который сейчас называется "Хелипорт-Истра" (а раньше назывался "Авиамаркет"), и меня взяли заниматься развитием авиационных путешествий. Я придумывал туристические маршруты для людей, у которых есть свой вертолет, и сам же их по этим маршрутам и возил, потому что знал английский. Признаться, если бы я не создал свой бизнес, я бы там и работал до сих пор. Просто однажды я улетел в США и совершенно случайно встретил подходящего партнера, с которым мы в итоге и купили школу (которую сейчас значительно улучшили). Я не хотел один идти на такую сделку – мне нужно было плечо, как финансовое, так и консультационное. В итоге я написал директору "Хелипорта" письмо: "Дорогой, любимый директор, уволь меня, пожалуйста, удаленно. Я уже работаю в США, но прилететь не могу – у меня бизнес запустился и я тупо не могу вылететь из страны". С одной стороны, это довольно смешно, с другой – очень современно и "по-айтишному" – уволиться по электронной почте.

Несмотря на то, что, кажется, будто я опять вернулся в офис, я много летаю: со своими инструкторами, студентами, клиентами, особенно русскоговорящими. У нас очень популярны discovery flight – так как школа находится в районе Майами: летаем вдоль побережья, любуемся красотами. Кроме того, я совершаю свои личные полеты – по делам или, например, поужинать на Мексиканский залив. Плюс много тренируюсь – надо поддерживать себя в форме. 


Фото: Fасеbook

Почему я выбрал малую авиацию

Что самое интересное, я всегда хотел пойти именно в большую авиацию. Но по мере того, как погружался в тему, сознательно выбрал малую. Ну, представьте. У вас есть маленький гаражик, в этом гаражике стоит мотоцикл, "поршик" и какой-нибудь кабриолетик. И вы каждое утро выходите и ради своего удовольствия выбираете, на чем вы хотите сегодня поехать. Это одна сторона. А теперь вторая сторона: вы встаете в 4 утра, потому что вам нужно сесть в огромный "Икарус" и на нем из России в Анталию перевезти 168 пьяных пассажиров. Вы не можете выбрать время, во сколько вам нужно встать, вы не можете выбрать марку автобуса, вы не можете заставить этих людей не бухать на борту – вы вообще ничего не можете. Вот и вопрос – вы что выберете. Никаких преимуществ в большой авиации нет, потому что несчастные пилоты "боингов" и "аэрбасов" получают три копейки. Нет, конечно, это зависит от того, с чем сравнивать. Когда люди приходят с зарплаты в 50 тыс. рублей, им, наверное, кажется, что 250 тыс. – это очень круто. Я работал в интернете в "жирные" годы, когда зарплаты в 500-600 тыс. рублей не были редкостью, и для меня 250 тыс. – это ступенька вниз, а не вверх. Поэтому мне не захотелось сидеть вторым пилотом много-много лет и выслушивать "ценные указания" от командиров, которые летать начинали в Советском Союзе, мне не хотелось ходить на работу как на работу – без расписания, без графика, с ночными перелетами – в чем плюшка-то? А самое главное – ты же не летаешь: все, что делают пилоты Boeing и Airbus (при всем моем уважении к профессии) – это взлетают и садятся, а все остальное время самолет летит на автопилоте. Для меня это очень скучно.

О счастье

Счастлив ли я сейчас? Человек никогда не бывает счастлив. Состояние счастья очень короткое. Мне кажется, разумный человек может быть счастлив пять минут, ну, ок, пятнадцать, ну, может быть, месяц. А потом же опять хочется чего-то еще. Разумеется, если глобально смотреть, то у меня все хорошо, я счастлив, все сложилось даже лучше, чем я хотел. Но это не повод садиться на попу ровно и расслабляться. Я хочу развивать бизнес, потому что школа – это ограниченная история. Мы уже начинаем продавать самолеты, хочется "добить" свою инструкторскую лицензию, развивать английский язык, расширить наш флот. Сейчас мы начали делать интересные проекты с вертолетами – берем их из России и делаем здесь, в США, капремонт. Еще я хочу открыть филиал школы в Калифорнии, а пока планирую сосредоточиться на Южной Америке, потому что весь наш клиент там. Сейчас я запускаю испанскую версию сайта. Вообще, мы строим бутиковую школу, мне захотелось привнести в нее немного "русскости" – ведь русские любят, когда за $10 тыс. их облизывают. Вот мы сейчас пытаемся "облизать" клиентов: хорошие не старые самолеты, опрятные и грамотные инструкторы, свежий кофе, нормальные коммуникации, скорость ответов по электронной почте.

Совет тем, кто хочет стать пилотом

Вообще у меня были большие планы относительно российского рынка, но он сейчас загнулся и в ближайшее время не встанет. Сейчас я бы дал ценный совет всем офисным менеджерам, которые вдруг хотят уйти в пилоты: никуда не ходите, сидите на попе ровно. Это единственный адекватный совет. Потому что работы в России в авиации и денег не будет и счастья там тоже не будет. В первый год будет, правда, романтика. Может быть, два, пока человек будет узнавать что-то новое. И может быть, некоторые альфа-самцы даже поставят себе галочку, что они освоили мотоцикл, самолет, вертолет, а теперь они еще и на "боинге" могут летать. Но если человек здравомыслящий, то он поймет такие вещи. Пункт номер один. В России работы нет. И ее не будет в ближайшие много лет. Причины все мы знаем. Поглощение "Трансаэро" "Аэрофлотом" как признак системного кризиса, сокращение рабочих мест, минус тысяча пилотов в UTair, минус тысяча пилотов в "Трансаэро" – сейчас все эти люди будут на рынке с протянутой рукой. Впереди – задержки и невыплаты зарплаты.

Второй пункт: ни один российский пилот за границей нафиг не нужен. Просто не нужен – потому что не обладает достаточной квалификацией. В первую очередь, потому что не знает языка. Вы послушайте наш "Аэрофлот" на заходе в Майами, иногда становится очень стыдно. Во вторую очередь, потому что "советское" классическое образование, мягко говоря, не совпадает с теми традициями и системой образования, которая уже сложилась в западном мире, и я не говорю, что русские летчики плохо летают - наоборот! Отлично летают, но как раз-таки "летать" в прямом смысле уже и не нужно, нужны другие навыки, для развития которых у нас нет ни склонности характера, ни сложившейся системы обучения.

На Западе "своих" пилотов немеряно, и все, на что могут рассчитывать наши русские пилоты, к сожалению, это Африка и дальняя Азия, куда ни один нормальный немец не поедет. Вот и все перспективы. Я сейчас выпускаю по пять студентов в месяц для американского рынка. Таких школ, как я, тысяча. И этим людям очень тяжело устроиться работать, и это при том, что они граждане со всеми вытекающими пирогами. Своих студентов из России, которые хотят идти в профессию, а не просто летать для себя, я, кстати, отговариваю, я их сразу честно предупреждаю о перспективах. Не знаю, может быть, я сейчас очень негативно звучу, но это реальная картина. Я не люблю обманывать и не хочу. Работу найти сложно. Если у вас есть хороший, классный заработок, сидите там, где он у вас есть.


Фото: Fасеbook

Жизнь в США

Я сейчас в США по рабочей визе. Но вообще пристроиться здесь довольно сложно. Если сейчас кто-то прочитает и подумает "ха, Борисевич смог и я смогу" – не факт, может быть и сможете, но нужна четкая стратегия легализации. Вообще для переезда большинства россиян идеальных способов нет: можно получить инвесторскую визу, вложив от $500 тыс. (еще неизвестно куда), можно, если повезло, получить рабочую визу, можно просить политического убежища или выиграть Greencard. Все остальное будет нелегальщина.

Приезжая сюда жить, на каждом шагу сталкиваешься с разными сложностями - и это совершенно нормально. Впрочем, все решаемо. Страна забюрократизирована помощнее, пожалуй, чем Россия, но нет никаких взяток – имею в виду, на уровне простых жителей. То есть прийти к чиновнику и дать $500, чтобы тебя куда-то заселили – здесь такое в принципе невозможно. Но можешь потратить месяц на сбор документов, и тебя и так поселят. Просто выполняешь все требования закона. Я долго не мог найти себе жилье: в районе Майами все кондо требуют approval, который занимает 3-4 недели. Что такое approval? "Почетные" жители твоего кондоминиума собираются раз в неделю и обсуждают, устраивает ли их такой сосед или нет: как он живет, а какая у него семья, а красивые ли у него дети, а есть ли у него собака (если есть, то, пожалуй, мы его не пустим, а если кошка, то, может быть, пустим) и так далее. И все это очень долго длится, а у меня столько времени не было. Хорошо, что здесь очень большая русская диаспора. В итоге поначалу мне помог мой друг – я у него три недели спал на надувной кровати, и очень ему благодарен. А потом мне рассказали, что есть кондо, которые избегают процесса approval, но требуют большие депозиты. Мне пришлось внести три месячных платы, зато я официально живу, с контрактом. И так на каждом шагу есть свои нюансы. Нужны права водительские? Пожалуйста, иди получай. Пошел сдал по-честному вождение - получил американские права, а это уже какой-никакой американский ID.

Или нужно тебе счет в банке завести. В Wells Fargo я пытался открыть, но мне отказали, потому что я для них недостаточно надежный. Даже если ты показываешь выписки по счетам из российских банков с большим количеством денег, их это никак не убеждает, потому что здесь ты никто и звать тебя никак. Но если ты пойдешь в Bank of America, то там открывают всем, но там качество сервиса плохое. Я пошел в Citibank, где работала русская девушка (здесь вообще русских полно, практически в любой сфере есть русскоговорящие сотрудники). Поэтому можно прийти банк, где есть русскоговорящий менеджер, порешать все вопросы, и тебе откроют счёт - но не потому, что менеджер нарушает какие-то законы, а потому что он подсказывает, какие документы надо собрать, что надо показать, чтобы банк тебя одобрил, чтобы ты его устроил. Тут есть поддержка и помощь со стороны диаспоры очень серьезная.

Одним словом, нет тут таких вопросов, где я бы уперся лбом и не смог сломать стену, а собрался и поехал домой плакать. Надо работать и пробивать. На днях переехала из России моя семья, собираемся идти устраиваться в школу – вроде проблем с этим не должно быть. Есть, впрочем, на что и пожаловаться – на отвратительную медицину, страхование и адвокатов. И то, и другое – дорого и плохо. В этом плане России есть чем гордиться в области частной медицины - как минимум, за последние годы".


Комментарии

  • Александр Бирке — 00:15, 29.09.2015
    "сокращение рабочих мест, минус тысяча пилотов в UTair, минус тысяча пилотов в "Трансаэро"" - в ютэйр 60 самолётов и около 350 вертолётов. В трансаэро около 100 бортов. Никак не тысячи пилотов там работали.
  • Александр Бирке — 00:08, 29.09.2015
    @сосредоточиться на Южной Америке, потому что весь наш клиент там.@ - оба клиента там :)
  • 22:13, 28.09.2015
    комментарий удален
  • Oleg Nikitin — 13:50, 24.11.2015
    Я б пилотом в Африку пошёл. Пусть меня научат.Интересная статья. По АОН в РФ согласен на все 100. Мониторю этот вопрос с 2012-го года. И динамика крайне негативная... Можно сказать, что АОН в России - это как полёты в Microsoft Flight Simulator - программа реальна, но жизнь и развитие виртуальны.Печально всё это.. Целая страна огромного и никому не нежного потенциала. Это как врачу наблюдать за непробиваемым стеклом умирающего большого. Безнадёжно и мучительно.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно