Ксения

Спрос на произведения искусства эпохи соцреализма переживает бум среди коллекционеров во всем мире


Спрос на произведения искусства эпохи соцреализма никогда не пользовался таким спросом. Частично это обусловлено возрождением патриотизма и ностальгией в России, которая изолирована от мира примерно так же, как в период холодной войны, в связи с событиями на Украине, пишет Bloomberg. По мнению российского бизнесмена Андрея Филатова, известного своей любовью к коллекционированию произведений искусства, произведения эпохи соцреализма в качестве предмета инвестиций выгоднее, чем работы, к примеру, Поля Гогена и Пабло Пикассо.


Фото: РИА Новости

Инвестиции Филатова в полотна времен СССР удвоились за последний год. "Это самое выгодное вложение, которое только можно себе представить", - сказал Филатов во время интервью в Лондоне, где он провел выставку работ периода Второй мировой войны в галерее Саатчи. В числе экспонатов был и портрет Сталина кисти Бубнова 1940 года. Как отметил бизнесмен, те советские полотна, которые сейчас стоят около $1 млн, могут вырасти в цене в 10 раз.

Продажи на русских аукционах, которые проходят в Лондоне дважды в год и привлекают в основном российских участников, находятся на самом высоком уровне с 2008 года. В этом году авангардная работа Казимира Малевича ушла с аукциона Sotheby`s в Нью-Йорке за $60 млн, и это был рекорд для картины русского автора. Картина Пабло Пикассо "Алжирские женщины" была продана 11 мая за $179 млн, картина Гогена принесла рекордные $300 млн тремя месяцами ранее.


Фото: РИА Новости. Картина Георгия Нисского "Над снегами" (1959-1960), стоимость - 1,76 млн фунтов

Картины русских авторов XIX века и начала XX труднее найти, и богатые россияне обращаются к соцреализму, но руководят ими отнюдь не только коммерческие причины, сказала Bloomberg владелица арт-галереи Heritage Кристина Краснянская. По ее мнению, советское искусство в течение многих лет было забыто, и тенденция набирает силу во многом из-за ностальгии. Владелец и руководитель галереи "Совком" Юрий Тюхтин отметил, что, хотя работы эпохи соцреализма никогда не продавались дороже $5 млн, этот рынок в течение ближайших 10-20 лет имеет большие перспективы.

Американский коллекционер Рэй Джонсон предугадал развитие событий. В 1989 году, за два года до распада Советского союза и окончания холодной войны, он отправил в Москву команду историков и консультантов, чтобы те нашли предметы советского искусства. Теперь Джонсон - владелец крупнейшей коллекции работ эпохи соцреализма за пределами бывшего СССР. Его музей располагается в Миннеаполисе.


Картина "Юный конструктор" художника Александра Дейнеки (1966), оценочная стоимость - 2-3 млн фунтов

Андрей Филатов, чье состояние, согласно Bloomberg Billionaires Index, оценивается примерно в 500 млн (не считая его коллекции), заявил, что планирует открыть музей в Лондоне или другом крупном городе за пределами России, чтобы мир больше знал о несправедливо обойденных вниманием русских мастерах. Инвестор владеет долями в Globaltrans Investment Plc и Global Ports Investments Plc, а также возглавляет Российскую шахматную федерацию (это второе хобби бизнесмена).

В 2011 году другой российский бизнесмен Алексей Ананьев, совладелец холдинга "Промсвязькапитал", открыл в Москве музей соцреализма, где разместил 500 экспонатов своей личной коллекции. "Это шедевры мирового искусства, они изображают советское время, в которое я вырос, которое никогда больше не повторится", - сказал российский миллиардер, частный инвестор Фархад Ахмедов который владеет 150 произведениями искусства эпохи соцреализма (а в прошлом месяце заплатил $46,5 за картины экспрессиониста Марка Ротко).

orig
Картина Юрия Пименова "Пианист" (1926), стоимость - $602,5.

Сталинское искусство далеко от дореволюционного авангардного периода, который подарил миру наиболее известных и признанных российских художников, таких, как Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаила Ларионова. Пионером соцреализма стал Александр Дейнека, который, изображая мускулистых женщин и мужчин-атлетов, воплотил советский идеал. Другой художник этого периода Юрий Пименов известен своей темой "человека в городе", он рисовал портреты "счастливых и вежливых" москвичей. В начале 1990-х годов картины Дейнеки и Пименова оценивались в диапазоне от $5000 до $50000, картины других пост-сталинистов - от $1000 до $10000. Цены на них выросли во время нефтяного бума начала нулевых годов, и некоторые из этих картин сейчас могут быть проданы за несколько миллионов долларов. Работы Дейнеки и Пименова довольно сложно найти в частных коллекциях, рассказали Bloomberg эксперты, они приобретаются для других целей.

Все чаще на аукционах появляются картины Виктора Попкова, который работал в так называемом строгом стиле, возникшем после смерти Сталина в 1953 году. Работа Георгия Нисского, тоже выполненная в строгом стиле, побила рекорд по цене в прошлом году - ее купили за 1,76 млн фунтов стерлингов (ее оценочная стоимость была примерно вдвое меньше).

По мнению некоторых экспертов, от других российских стилей соцреализм отличается "элементом непредсказуемости" (это, в том числе, влияет на конечную стоимость полотен). А лондонский дилер Джеймс Баттервик, специализирующийся на российском искусстве, называет соцреализм "мусором", к которому ни один серьезный коллекционер не притронется. Лучшим вкладом России в мировое искусство остаются работы авангардистов, считает другой дилер Ивор Брака. "Впрочем, кто знает, что люди готовы покупать? Я не могу сказать, что произведения эпохи соцреализма не могут начать продаваться за эпические суммы", - отмечает он.

Комментарии

  • Валерий Воложин — 12:16, 1.06.2015
    Наш идеал – стадо. Мы – профессиональные агрессоры.Выдержки из мемуаров великого советского актера - Георгия Ивановича Буркова:У меня нет Родины, ибо у раба ее не может быть. Никогда коммунисты не представляли интересы рабочего класса. Никогда. В основном это осколки и неудачники из всех слоев русского общества. Они истребили основу – крестьянство и интеллигенцию. Теперь их можно уговорить, умолить уйти с исторической сцены, но не истребить, не рассчитаться за содеянное. Неправда, что это уже другие люди. Это идеологические дети тех, первых, Бесов. Говорят, что Сталин уничтожил потенциальную пятую колонну накануне войны с Гитлером. Люди говорят об этом с горячей, что удивительнее всего, убежденностью. Искренне говорят! Обратный путь по восстановлению справедливости на Сталине не закончится. Поэтому нас еще долго будут водить по минному лабиринту сталинизма.На что надеются нынешние лидеры? На то, что им удастся за это время вывести партию из глубочайшего кризиса, вырваться на оперативный простор и сделать что-то путное, наглядное. Пока акцент перенесен на дела международные, так удобнее сейчас. Мы помогли фашистам опустошить Европу, китайцам – Азию. Мы не думали о людях, мы не верили в людей. Наш идеал – стадо. И в довершение всего построили худший из вариантов человеческого общежития.Убейте меня, но сталинизм – это болезнь. Массовое психическое заболевание. Типа клептомании. Какое-то чудовищное сочетание бедности, отсутствия культуры, религиозности (с подменой «Бога»), стадности, доведенной уже до истерики… Сколько людей, умнейших людей, было втоптано в грязь или физически уничтожено! В угоду, на радость черни. Ну и, конечно, для укрепления собственной, партийной власти.Должен сказать, что догадываюсь о состоянии всего населения нашей страны. Его можно выразить двумя словами! Ожидание перемен, но каких?! Перемены необходимы. Страна нравственно парализована. Страна давно уже находится в состоянии грандиозной войны. Сталинисты мечтают о железной дисциплине, о порядке. С другой стороны, напор мечтателей о свободе, людей, которые не верят уже в коммунистическую демагогию. И те и другие говорят об изменениях в границах сложившихся отношений. Но все отлично понимают, что любые изменения в ту или иную сторону не ограничатся малыми дозами. Либо – сталинизм, репрессии, концлагерный коммунизм, либо капитализм.Стоят друг против друга, не стреляют пока (частные случаи с обоих сторон – я не беру), но состояние войны налицо. Государство пытается все взять под свой контроль, все пропустить через себя и вернуть людям, своим подопечным, казалось бы, то же самое по форме, но совершенно противоположное по содержанию. Страшно подумать, что будет. Одни подонки на самом верху. Я думал, что угадал спад индивидуальностей в руководстве. Большевики давно уже не верят в правильность того, что и как ими делается. Ярость, с какой преследуются, изолируются, изгоняются и убиваются сомневающиеся, лишь подтверждает догадку. Идет борьба за хорошую жизнь за счет других. Вот и всё.Сегодня мы снова входим в эту пещеру ужасов. Не думаю, что на этот раз все будет развеяно и решено окончательно. Попытку закрыть тему и поставить точку сделали уже на празднике 70-летия. Убежден, что на партконференции в середине 1988-го тему закроют или переведут стрелку на другое направление. Большевикам нужна атомная бомба для того, чтобы удержаться у власти, т. е. против своего же народа. Пройдет немного времени, и они начнут шантажировать весь мир, чтобы весь мир умолял нас, народ, не делать революции и терпеть этих упырей и содержать их. Легкость, с которой мы входим в чужие страны (или вводим туда оружие) – Чехословакия, Венгрия, Польша, ГДР, Афганистан, Куба, Никарагуа, Китай, Вьетнам и мн. др., – говорит о том, что Запад вооружился не зря. Мы – профессиональные агрессоры. И не отказались до сих пор от идеи Мирового господства, скромно называя эту идею «Мировой революцией».Мы теперь будем продвигаться по этой зоне перебежками. Нескоро еще поставим памятник на Колыме, нескоро возникнет демократия. Может быть, только сейчас, в 55 лет, я начинаю становиться художником. Ибо я начал понимать только сейчас, как человек хрупок и недолговечен…(Георгия Буркова не стало 19 июля 1990 года. Ему было 57 лет)Источник:http://ehorussia.com/new/node/10992
  • Валерий Воложин — 19:37, 2.06.2015
    Ссылка По ссылке статья Бориса Вишневского, депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга, о попытках запретить публичное сравнение режимов Гитлера и Сталина
  • Владимир Баландин — 17:40, 9.06.2015
    Вряд ли эти работы стоят столь дорого. В трех серийном док фильме ВВС "Искусство России" есть эпизод посвященный данному портрету Сталина, Ведущий Эндрю обращает внимание на черную машину слева от фигуры Сталина -- это "большой брат" следит за всеми советскими гражданами, справедливо замечает Эндрю..."Искусство России" докфильм, 3 серии, производство ВВС http://dokkino.ru/3202-bbc-iskusstvo-rossii.html

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно