Архив rb.ru

Спрос на произведения искусства эпохи соцреализма переживает бум среди коллекционеров во всем мире

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Спрос на произведения искусства эпохи соцреализма никогда не пользовался таким спросом.

Спрос на произведения искусства эпохи соцреализма переживает бум среди коллекционеров во всем мире
Присоединиться
Частично это обусловлено возрождением патриотизма и ностальгией в России, которая изолирована от мира примерно так же, как в период холодной войны, в связи с событиями на Украине, пишет Bloomberg. По мнению российского бизнесмена Андрея Филатова, известного своей любовью к коллекционированию произведений искусства, произведения эпохи соцреализма в качестве предмета инвестиций выгоднее, чем работы, к примеру, Поля Гогена и Пабло Пикассо.


Фото: РИА Новости

Инвестиции Филатова в полотна времен СССР удвоились за последний год. "Это самое выгодное вложение, которое только можно себе представить", - сказал Филатов во время интервью в Лондоне, где он провел выставку работ периода Второй мировой войны в галерее Саатчи. В числе экспонатов был и портрет Сталина кисти Бубнова 1940 года. Как отметил бизнесмен, те советские полотна, которые сейчас стоят около $1 млн, могут вырасти в цене в 10 раз.

Продажи на русских аукционах, которые проходят в Лондоне дважды в год и привлекают в основном российских участников, находятся на самом высоком уровне с 2008 года. В этом году авангардная работа Казимира Малевича ушла с аукциона Sotheby`s в Нью-Йорке за $60 млн, и это был рекорд для картины русского автора. Картина Пабло Пикассо "Алжирские женщины" была продана 11 мая за $179 млн, картина Гогена принесла рекордные $300 млн тремя месяцами ранее.


Фото: РИА Новости. Картина Георгия Нисского "Над снегами" (1959-1960), стоимость - 1,76 млн фунтов

Картины русских авторов XIX века и начала XX труднее найти, и богатые россияне обращаются к соцреализму, но руководят ими отнюдь не только коммерческие причины, сказала Bloomberg владелица арт-галереи Heritage Кристина Краснянская. По ее мнению, советское искусство в течение многих лет было забыто, и тенденция набирает силу во многом из-за ностальгии. Владелец и руководитель галереи "Совком" Юрий Тюхтин отметил, что, хотя работы эпохи соцреализма никогда не продавались дороже $5 млн, этот рынок в течение ближайших 10-20 лет имеет большие перспективы.

Американский коллекционер Рэй Джонсон предугадал развитие событий. В 1989 году, за два года до распада Советского союза и окончания холодной войны, он отправил в Москву команду историков и консультантов, чтобы те нашли предметы советского искусства. Теперь Джонсон - владелец крупнейшей коллекции работ эпохи соцреализма за пределами бывшего СССР. Его музей располагается в Миннеаполисе.


Картина "Юный конструктор" художника Александра Дейнеки (1966), оценочная стоимость - 2-3 млн фунтов

Андрей Филатов, чье состояние, согласно Bloomberg Billionaires Index, оценивается примерно в 500 млн (не считая его коллекции), заявил, что планирует открыть музей в Лондоне или другом крупном городе за пределами России, чтобы мир больше знал о несправедливо обойденных вниманием русских мастерах. Инвестор владеет долями в Globaltrans Investment Plc и Global Ports Investments Plc, а также возглавляет Российскую шахматную федерацию (это второе хобби бизнесмена).

В 2011 году другой российский бизнесмен Алексей Ананьев, совладелец холдинга "Промсвязькапитал", открыл в Москве музей соцреализма, где разместил 500 экспонатов своей личной коллекции. "Это шедевры мирового искусства, они изображают советское время, в которое я вырос, которое никогда больше не повторится", - сказал российский миллиардер, частный инвестор Фархад Ахмедов который владеет 150 произведениями искусства эпохи соцреализма (а в прошлом месяце заплатил $46,5 за картины экспрессиониста Марка Ротко).

orig
Картина Юрия Пименова "Пианист" (1926), стоимость - $602,5.

Сталинское искусство далеко от дореволюционного авангардного периода, который подарил миру наиболее известных и признанных российских художников, таких, как Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаила Ларионова. Пионером соцреализма стал Александр Дейнека, который, изображая мускулистых женщин и мужчин-атлетов, воплотил советский идеал. Другой художник этого периода Юрий Пименов известен своей темой "человека в городе", он рисовал портреты "счастливых и вежливых" москвичей. В начале 1990-х годов картины Дейнеки и Пименова оценивались в диапазоне от $5000 до $50000, картины других пост-сталинистов - от $1000 до $10000. Цены на них выросли во время нефтяного бума начала нулевых годов, и некоторые из этих картин сейчас могут быть проданы за несколько миллионов долларов. Работы Дейнеки и Пименова довольно сложно найти в частных коллекциях, рассказали Bloomberg эксперты, они приобретаются для других целей.

Все чаще на аукционах появляются картины Виктора Попкова, который работал в так называемом строгом стиле, возникшем после смерти Сталина в 1953 году. Работа Георгия Нисского, тоже выполненная в строгом стиле, побила рекорд по цене в прошлом году - ее купили за 1,76 млн фунтов стерлингов (ее оценочная стоимость была примерно вдвое меньше).

По мнению некоторых экспертов, от других российских стилей соцреализм отличается "элементом непредсказуемости" (это, в том числе, влияет на конечную стоимость полотен). А лондонский дилер Джеймс Баттервик, специализирующийся на российском искусстве, называет соцреализм "мусором", к которому ни один серьезный коллекционер не притронется. Лучшим вкладом России в мировое искусство остаются работы авангардистов, считает другой дилер Ивор Брака. "Впрочем, кто знает, что люди готовы покупать? Я не могу сказать, что произведения эпохи соцреализма не могут начать продаваться за эпические суммы", - отмечает он.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Венчурный фонд Softline инвестировал 100 млн рублей в решение по защите от кибератак
  2. 2 Синдикаты, новые фонды и поиск smart money: что ждёт российский венчур в 2024 году
  3. 3 На гребне: как оседлать волну российского рынка креативных индустрий
  4. 4 «Российскому предпринимателю не надо выходить из зоны комфорта: он туда не входил». Венчурные итоги 2 квартала-2023
  5. 5 На «Российской креативной неделе» обсудят образ будущего креативных индустрий
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти