Технология NFC в России еще не скоро станет массовой

Пользователи уже готовы освоить оплату с помощью мобильника, но операторы пока не спешат, выяснил J'son & Partners Consulting


В прошлом году в России стартовали первые проекты с использованием беспроводной технологии малого радиуса действия NFC (Near Field Communication, "коммуникация ближнего поля"), которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 см. Основные преимущества NFC-технологии – это быстрота оплаты товаров и услуг, безопасность и удобство.
 
Как показало исследование "Рынок NFC в России и в мире", проведенное J’son & Partners Consulting совместно с компанией SMARTEST в июне-июле 2012 г., развитие услуг в этом сегменте находится в стране на самой ранней стадии своего развития, в то время как в развитых странах мира накоплен достаточно большой опыт практического использования этой технологии, отработки бизнес-моделей и управления потребительской мотивацией. Например, в Японии близкая к NFC бесконтактная система платежей используется c 2004 года, в Европе масштабное тестирование NFC проходило в 2006-2008 гг.
 
Рынок NFC в России, следуя общемировым трендам, имеет огромный потенциал, поскольку в его развитии заинтересованы как поставщики услуг (банки, мобильные операторы, платежные системы, вендоры, розничные магазины и пр.), так и конечные пользователи. В частности, за счет NFC-сервисов операторы мобильной связи смогут повысить лояльность абонентов и компенсировать падение ARPU, банки – сократить наличные платежи и снизить издержки, а розничный сектор – увеличить товарооборот за счет ускорения обслуживания и повышения лояльности.
 
Портрет потребителя
 
Как показал опрос владельцев мобильных телефонов в городах-миллионниках, проведенный J’son & Partners Consulting совместно с компанией SMARTEST в июле 2012 г., 8,6% респондентов уже используют технологию бесконтактных платежей, в то время как почти половина (48,8%) ничего не слышала об этой технологии, 42,6% информированы о ней, но по тем или иным причинам ее не используют.
 
13,4% пользователей ответили, что их банковская карта поддерживает бесконтактные платежи; более половины респондентов (53%) не знают об этом. 6% пользователей ответили, что их смартфон позволяет бесконтактно оплачивать товары и услуги; 48% не осведомлены об этом.
 
Более 90% пользователей  хотели бы использовать свой мобильный телефон как универсальное средство ("мобильный кошелек", проездной, пропуск на предприятие и пр.) либо выразили свой интерес к этому сервису.
 
Более всего пользователи оказались информированы о таких сервисах NFC как оплата товаров в магазинах, парковок и заправок, а также проезда в общественном транспорте и билетов на мероприятия. Основные сдерживающие факторы, препятствующие более интенсивному развитию NFC в России – это опасения пользователей по поводу безопасности транзакций и сохранности персональных данных, недостаток инфраструктуры и информации об услуге.
 
Слышали ли Вы о технологии "бесконтактной оплаты", когда можно произвести оплату покупки просто приложив банковскую карту или мобильный телефон к специальному датчику на кассе?
 
В мире

Наибольшее распространение в мире получили услуги бесконтактной продажи билетов на общественный транспорт и мероприятия (ticketing) и оплаты товаров и услуг.
 
К странам с наибольшим распространением бесконтактных платежных систем относится Япония, в которой используется близкая к NFC система FeliCa, разработанная компанией Sony. Сервисы под брендом Osaifu-Keitai включают в себя электронные деньги, карты идентификации и лояльности, оплата проезда, кредитные карты и пр. В конце 2011 г. японские операторы мобильной связи анонсировали планы поэтапной миграции с технологии Felica на NFC.
 
В середине 2011 г. сотовые операторы Южной Кореи, эмитенты пластиковых карт, производители потребительской электроники и правительственные организации учредили Grand NFC Korea Alliance, основная цель которого – создать новый рынок с объемом $1 млрд и более чем 5 тыс. новых рабочих мест.
 
В Соединенном Королевстве почтовая служба планирует установить 30 тыс. NFC-терминалов в 11,5 тыс. отделениях почтовой службы по всей стране. Вносить плату за услуги пользователи смогут посредством бесконтактных карт Mastercard PayPass или Visa PayWave и с помощью смартфонов с поддержкой технологии NFC.
 
Летом 2011 г. правительство Франции объявило о своей готовности инвестировать €20 млн для продвижения услуг на базе NFC. Четыре мобильных оператора и четыре банка анонсировали свои планы по запуску NFC-сервисов в национальном масштабе в 2012 г.

В начале 2011 г. транспортные компании - немецкий национальный железнодорожный оператор Deutsche Bahn (DB) и компания RMV начали сотрудничество над созданием национальной NFC-системой продажи билетов в Германии.
 
Крупнейшие NFC-проекты международных платежных систем – это Visa payWave и MasterCard PayPass. Параллельно развиваются  альтернативные решения - Google Wallet, Isis и др. Интересные инициативы продвигают банки. Например, клиенты Королевского банка Шотландии (Royal Bank of Scotland, RBS) могут получать наличные (до 100 фунтов стерлингов) в банкоматах без банковской карты – для этого им понадобится смартфон. А национальный банк Катара (Qatar National Bank, QNB) в партнерстве с мобильным оператором Qtel предлагают клиентам денежный бонус до 100 катарских реалов (около $27,5) при активации счета для платежей с помощью NFC и совершившим хотя бы одну транзакцию.
 
По прогнозам западных аналитиков, доля бесконтактных мобильных платежей до 2016 г. будет оставаться достаточно низкой. По их мнению, "использование бесконтактных NFC-платежей влечет за собой изменения в потребительском поведении и требует взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами - банками, мобильными операторами, карточными сетями и продавцами". Все это занимает много времени, поэтому, по крайней мере, до 2015 г. аналитики не ожидают выхода NFC-платежей на массовый рынок.
 
Тем не менее, фактические данные и прогнозы по мировому рынку NFC свидетельствуют о высоком потенциале данного сегмента. Например, по прогнозам Berg Insight, продажи NFC-смартфонов будут расти в ближайшие 5 лет со среднегодовым темпом роста (CAGR) на уровне 87,8%, благодаря чему в 2016 г. их будет поставлено на рынок 700 млн единиц. По итогам 2011 г. в мире было продано 30 млн мобильных телефонов с поддержкой NFC и выпущено не менее 40 NFC-моделей. По прогнозам IMS Research, в 2012 г. в мире будет продано 80 млн мобильных телефонов с поддержкой NFC и около 300 млн NFC-чипсетов, а к 2015 г. эти показатели достигнут 400 млн и 1200 млн, соответственно.
Поставки POS-терминалов класса NFC-ready в 2011 г. в мире удвоились и достигли 2,5 млн. По прогнозам, продажи POS-терминалов расти с показателем CAGR в ближайшие 5 лет на уровне 49,4%, благодаря чему в 2017 г. их будет поставлено 43,4 млн единиц. Эти показатели соответствуют проникновению данных устройств с 8% в 2011 г. до 53% в 2017 г. Самые высокие показатели проникновения ожидаются в Северной Америке (86%) и в Европе (78%), а в других регионах - около 38%.
 
По прогнозам Juniper Research, в 2017 г. каждый четвертый пользователь мобильного телефона в США и Западной Европе будет оплачивать товары и услуги при помощи устройств с поддержкой NFC. По итогам 2012 г. подобным образом расплачиваться за покупки будут не многим более 2% мобильных пользователей этих регионов. В 2017 г. объем мобильных платежных транзакций, выполненных при помощи устройств с поддержкой NFC, превысит $180 млрд.
 
В России
 
Одним из основных факторов, влияющих на развитие рынка NFC в мире, является наличие соответствующей инфраструктуры и абонентских устройств. По данным середину июня 2012 г., в России были доступны 28 моделей телефонов/коммуникаторов с поддержкой NFC от 8 производителей – Nokia (7 моделей), RIM и Samsung (по 6 моделей), Sony (3 модели), HTC, LG (по 2 модели), Fly и Panasonic (по 1 модели). Стоимость телефонов с поддержкой NFC начинается от 6,4 тыс. руб. (Samsung Wave 578 S5780) до 70 тыс. руб. (BlackBerry Porsche Design P’9981).
 
По данным J’son & Partners Consulting, в России наблюдается существенный рост доли продаж телефонов с поддержкой NFC - с 0,7% в 4 квартале 2011 г. до 1,2% в 1 квартале 2012 г.
 
Однако, для конечного пользователя NFC в России – это маловажная опция, которая фактически не оказывает влияние на потребительский спрос и продажи смартфонов. На данном этапе развития рынка использовать телефоны с поддержкой этой технологии в российских проектах, как правило, нельзя – для этого необходим специальный NFC-модуль, который устанавливается в телефон, либо банковская карта с поддержкой NFC. Тем не менее, в перспективе, как показал совместный опрос J’son & Partners Consulting и Smartest, можно ожидать усиления этого фактора.
 
В настоящее время в России, по мнению J’son & Partners Consulting, реализуются пилотные проекты для демонстрации возможностей NFC, отработки тарификации и технологических аспектов, бизнес-моделей и пр. Основные сдерживающие факторы развития NFC в России – это низкая информированность потенциальных пользователей о возможностях данной технологии, недостаточное развитие инфраструктуры и несовершенство российского отраслевого законодательства. С другой стороны, ключевые преимущества бесконтактных платежей – быстрота и удобство совершения платежей в итоге перевесят постепенно сглаживающиеся проблемы, и рынок начнет расти ускоренными темпами.

Комментарии

  • Август Абашин — 09:58, 18.07.2012
    Интересно

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно