Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Традиции шашлыка и оливье, или какие неприятности приносят бизнесу длинные каникулы

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

В преддверии майского "праздничного марафона" по просьбе RB.ru партнер компании Sapiens Consulting Святослав Бирюлин написал колонку об особенностях национальных каникул и о том, во что это обходится бизнесу и экономике в целом.

Традиции шашлыка и оливье, или какие неприятности приносят бизнесу длинные каникулы


Фото: Fotoimedia

"Согласно данным Forbes, россияне отдыхают больше всех в мире. Помимо официального отпуска в 28 календарных дней (который в ряде случаев может быть продлен), граждане России наслаждаются возможностью не работать еще 12 дней за счет государственных праздников, то есть отдыхать 40 дней в году. Идущие на втором месте итальянцы тоже отдыхают 12 дней по случаю праздников, но их отпуск составляет 24 дня. Столько же дней отдыха в году у шведов - 36. Далее следуют Финляндия, Франция, Норвегия, Бразилия, Дания, Испания и Колумбия. Замыкают первую двадцатку стран - лидеров по числу выходных дней Нидерланды и Индия с 27 и 26 выходными днями соответственно. Соединенные Штаты в этот список не попали вообще - эта страна славится своими короткими отпусками и праздниками.
 
По оценке Минтруда, каждый праздничный день, когда вся страна отдыхает, обходится экономике в 12-14 млрд рублей. Подобное могла бы позволить себе, к примеру, экономически благополучная Дания, но никак не страна, ведущие экономисты которой спорят о том, на сколько все же упадет ее ВВП в 2015 году - на 5% или только на 3,5%? Но снижения числа праздников в ближайшие годы ждать не стоит, несмотря на очевидный экономический эффект. Необходимость выходить на работу, скажем, 3-го или 4-го января совершенно не обрадует российский электорат, привыкший к длинным каникулам, и так рисковать никто не будет.
 

orig

Бизнесу длинные каникулы приносят одни проблемы. Например, вы платите за аренду помещения за 365 календарных или примерно за 260 рабочих дней в году, но если вы не предприятие розничной торговли, ваш бизнес останавливается дополнительно еще на 12 дней в году, то есть теряет 4,6% годового фонда рабочего времени. При этом нужно учесть, что формально рабочие 30 и 31 декабря, а также период с 5 по 8 мая для многих предприятий де-факто являются нерабочими - даже если сотрудники выходят на работу, темп их работы всегда ниже. Многие компании вынужденно "склеивают" два периода майских праздников между собой, отправляя сотрудников в отпуска, так как их клиенты почти ничего не приобретают в этот период. То есть фактически компании вынуждены простаивать не 12, а 18 дней в году, что составляет почти 7% от годового фонда рабочего времени.
 
Особенно трудно приходится западным компаниям - головной офис у них, к примеру, отправляется отдыхать на Рождество, а российское подразделение - на Новый год и майские праздники. Национальные праздники тоже не совпадают - в Европе и США не отдыхают 12 июня и 4 ноября. То есть коммуникации между штаб-квартирами и российскими офисами прерываются не на 12, а более чем на 20 дней. Однако общая организация труда в западных компаниях часто достаточно высока, чтобы эффективно управлять российскими подразделениями, не звоня туда ежедневно.
 
Длинные каникулы во многих отраслях приводят к сильной неритмичности продаж. А при низкой ритмичности продаж вероятность ошибок многократно возрастает. Например, если перед Новым годом вы завезли слишком много продукции и не успели ее продать, "мертвые" с точки зрения торговли каникулярные дни не дают вам шансов избавиться от запасов. А если вы, наоборот, перестраховались и завезли мало, вы потеряете прибыль и не сможете наверстать потери в каникулы.
 
Неритмичность продаж также вызывает проблемы с cash-flow. Например, в свое время я руководил предприятием, производившим продукцию для дач и загородных домов. Наши дилеры затоваривали свои склады всю первую половину апреля в надежде, что майские праздники станут началом летнего сезона и дачники опустошат их закрома за первые десять дней мая. Но этого не случилось, поскольку майские были очень холодными. В итоге дилеры сидели с полными складами, не имея возможности рассчитаться с нами за взятый товар.
 
Неритмичность работы также сбивает с толку сотрудников. С одной стороны, длинные каникулы дают возможность восстановиться, являются своего рода дополнительным отпуском. С другой, часто после каникул работники приходят в офис как впервые, напрочь забыв, на чем они остановились перед выходными. Кроме того, в России (в отличие от многих европейских стран) привычка к длинным каникулам компенсируется короткими отпусками - во многих коммерческих организациях в явной или негласной формах запрещено брать отпуска более двух недель подряд. Вместе с тем врачи говорят, что это плохая традиция. Если человек интенсивно трудился много месяцев подряд, ему мало двух недель для полноценного восстановления. Лучше не дробить отпуск на много коротких отрезков, а отдохнуть полноценно, все 28 дней, не проверяя при этом рабочую почту дважды в сутки. Однако я сомневаюсь, что в России найдется много работодателей, которые рискнут и попытаются заставить своих сотрудников работать в январские и майские каникулы в обмен на обещание отпустить их потом на месяц в отпуск. Еще в 90-х годах никого не смущала необходимость выходить на работу 3-го января, но в наши дни каникулы стали традицией, сломать которую непросто.
 
Россия живет циклами от выборов до выборов - то президентские, то парламентские. И власти необходимо не просто побеждать на них - ей необходимо побеждать с внушительным перевесом. Победа должна быть безоговорочной. А это значит, что дурную традицию объедаться "оливье" в январе и шашлыками в мае в ближайшие годы вряд ли кто-то отменит. Бизнесу, как всегда, придется выкручиваться своими силами".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Штатное расписание: как правильно составить и вести
  2. 2 Согласие на обработку персональных данных сотрудника: полный гайд
  3. 3 Наём сотрудника равен 2,5 его зарплаты
  4. 4 Реорганизация юридического лица
  5. 5 Топ-5 советов по моделированию схем для вашего бизнеса
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти