Екатерина

У какого бизнеса даже в кризис все будет хорошо?


В упрощенном виде естественнонаучные законы сводятся к формулировке: если где-то убыло, то где-то прибыло. RB.ru посмотрел на бизнес-ниши, которые будут чувствовать себя относительно хорошо в текущей ситуации.

Фото: РИА Новости


Отечественные производители


"Безусловно, время сейчас непростое, развитие событий прогнозировать трудно. Но мы оцениваем кризис  как время возможностей, и наш опыт позволяет ими воспользоваться. Для российского бизнеса настал момент оптимизировать процессы и сосредоточиться на главном", - говорит Петр Илюхин, заместитель генерального директора, операционный директор агропромышленной Группы "ПРОДО" ("Троекурово", "Клинский" и т.д.).  В настоящее время компания принимает антикризисные шаги по преодолению ситуации. В частности, разработана программа по импортозамещению – заказы размещаются у российских производителей. Запланирован целый ряд мер по повышению эффективности работы предприятий группы и снижению себестоимости продукции. "Мы рассчитываем на положительные результаты. Их достижению будут способствовать территориальная и производственная диверсификация нашего бизнеса, наличие производственных кластеров полного цикла, работа в наиболее востребованных сегментах рынка. Очевидно, что предпочтения потребителей изменятся, и наша главная задача сейчас – предложить лучшее качество по лучшей цене", - отмечает Илюхин.
 

Производители молочной продукции и полуфабрикатов "Избенка" и "ВкусВилл" с 1 декабря понизили цены на значимые товары: молоко и кисломолочную продукцию. Как говорит директор по маркетингу Алена Несифорова, компания с начала этого года готовилась к кризису, провела ряд мероприятий для сокращения издержек: во-первых, автоматизировала часть процессов, во-вторых, активно развивает программу лояльности. По состоянию на текущий момент выручка компании за декабрь такая же, как и в ноябре, эксперимент признан успешным, и компания намерена его и дальше продолжить и снижать цены, если покупатели ее поддержат. Компания работает с  отечественными поставщиками, однако и у них есть кредиты в валюте и необходимость рассчитываться за оборудование в долларах.

 

"Делаем и в качестве протеста против массового (и не всегда обоснованного) повышения цен, и в качестве привлечения новых покупателей, которым до сих пор казалось, что "Избенка" - это дорого", - сообщается на сайте.

 

Сергей Захаров, открывший в декабре вторую точку магазина сибирских рыб "Хариус Хаус", не так оптимистичен: последние три месяца идет падение продаж по сравнению с прошлым годом. "Хотя я работаю с отечественными производителями, их расходы на производство тоже растут, а это сказывается на стоимости конечной продукции. Цены за последний квартал выросли на 15%, и с Нового года они вырастут еще. Перспективы, как и у всей страны, мутные, но я решил рискнуть, потому что давно поставил себе такую цель", - сообщил предприниматель.

 

Ателье


Управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная считает, что в кризис получат преимущество более гибкие форматы - по цене и по предложению. Она ожидает консолидацию наиболее крупных компаний на фоне разорения малого и среднего бизнеса при неожиданном подъеме микро-бизнесов. "В частности, серьезные преимущества получат ателье и мастерские индивидуального пошива, так как на фоне роста цен на импортную продукцию они становятся более конкурентосопосбными, при этом предлагая уникальный, а не массовый продукт.


Множество ателье, работающих в среднем ценовом сегменте (от 6 до 30 тысяч рублей за изделие), по сути, станут прямыми конкурентами такого масс-маркета, как Zara, Massimo Dutti, например. Эти ателье имеют маленькую площадь, не имеют больших финансовых вложений, замороженных в товаре, работают на основе личного труда владельца бизнеса и его помощников, с гибкой оплатой труда и возможностью отсрочки платежа, индивидуального сервиса и подстройки под клиента. Это все позволит удерживать конкурентные цены даже при удорожании тканей", - говорит эксперт. 


Аренда и прокат платьев, шоу-румы российских дизайнеров


Также, по мнению Дарьи Ядерной, необходимость посещать мероприятия по долгу работы, карьеры или общественного положения на фоне сокращения доходов является прямым путем к аренде платьев. По прогнозу эксперта, будет подъем проектов, подобных Glamcom: продажа люксовых товаров, уже бывших в носке, в том числе из гардеробов знаменитостей. Товары класса люкс будут доступны напрокат или в формате покупки вторичного товара.

 

Бизнес все больше будет уходить в интернет


Как отмечал в апреле 2014 года управляющий партнер ГК "220 Вольт" Алексей Федоров в комментарии "Эксперту", доля интернет-продаж в России составляет 2,5-3% общего объема, однако через два года она может достигнуть 10%, поскольку во время любого кризиса все идут в интернет, как это было и в 2008 году.

 

В "Связном", который за 19 лет своей работы уже успешно пережил два кризиса, считают, что продажи через интернет, безусловно, будут расти. Этому будет способствовать ряд факторов, среди которых рост проникновения интернета (мобильного и проводного) и общее увеличение доверия к онлайн-каналу со стороны пользователей. Соответственно, спрос на сотрудников e-commerce высокого уровня будет расти, при было бы ошибочно полагать, что "спрос" на сотрудников розницы переместится полностью в онлайн.

 

"Профессия менеджеров по продажам в розничной сети останется актуальной, однако потребует от таких сотрудников понимания механизмов функционирования системы мультиканальности и поведения пользователей, которые покупают через интернет", - говорит Сергей Тихонов, руководитель пресс-службы компании.

 

Тем не менее, при росте уровня продаж через интернет торговля не будет полностью уходить в онлайн, полагают в "Связном": уместнее говорить о постепенном осознании розничными компаниями, что невозможно добиться успеха на рынке, продавая только через интернет или только в традиционной рознице.

 

В случае с онлайн-продажами важно понимать, что без развития мультиканальности это направление работы компании не станет эффективным за короткий срок – "Связной" шел к нынешним показателям svyaznoy.ru несколько лет, постепенно совершенствуя систему логистики, расширяя ассортимент и добавляя новые возможности при заказе товаров. Например, svyaznoy.ruформирует порядка 20% товарооборота ритейлера, а средний чек в интернет-магазине в несколько раз выше, чем в традиционной рознице. Кроме того, в 2013 году интернет-магазин "Связного" вырос в 2 раза больше всего рынка e-commerce.

 

Развитие мультиканальности позволило компании не просто увеличить продажи в онлайн-канале, а добиться куда более важной с точки зрения стратегии цели -  изменить мнение людей о покупках в интернете.

 

"Важно помнить, что онлайн- и офлайн-покупатели – это по-прежнему отличающиеся потоки клиентов. Долгое время они вообще не пересекались: онлайн-покупатели не приходили в магазины, чтобы посмотреть и "потрогать" свою потенциальную покупку в офлайне и наоборот: офлайн-покупатели боялись приобретать что-либо в интернете. И только в последние 3 года эти потоки начали пересекаться в том числе благодаря нашему решению", - добавляет Тихонов.

 

В компании объясняют, что изначально у клиента в интернете были принципиально другие требования. Онлайн-покупателю продавец был совершенно не нужен – он сам все узнавал и читал в Сети. Сегодня клиенты все чаще подбирают модель в Интернете, а потом приходят покупать этот гаджет в розничную сеть. И наоборот,  в магазине "щупают" разные модели, а потом делают заказ в онлайне.  Доля "мультиканальных" клиентов (тех, кто покупает и в офлайне, и в онлайне) быстро растет. Она составляет примерно 15% от общего числа посетителей магазинов.

 

Виктор Лысенко, генеральный директор "Рокетбанка", говорит, что кризис зачастую провоцирует спрос на более эффективные решения, до которых не доходили руки в более благополучные годы и банковская отрасль не является исключением. "Более молодые и активные клиенты, ценящие свое время, всё больше используют мобильными приложениями для управления своими финансами, избегая посещений отделений банков. Кроме того, они всё больше игнорируют и интернет-банк в компьютере, предпочитая мобильность. Содержание отделений – это одна из самых затратных статей в бюджете любого банка, у которого они есть. Банк Тинькофф, работающий без отделений, уже продемонстрировал эффективность такого подхода, показав мощный рост после кризиса 2008 года. Будущее – за дистанционными каналами обслуживания, в первую очередь мобильным (то, на чём специализируется "Рокетбанк"), и кризис ускорит движение в этом направлении", - считает собеседник RB.ru.


Интернет-СМИ


"В кризис растет аудитория всех сайтов. По понятным причинам растет аудитория сайтов, которые пишут про кризис, курс доллара и тому подобное. Например, на прошлой неделе аудитория сайта "Ведомостей" выросла вдвое. С горя растут и сайты про вакансии, но не по числу вакансий, а по аудитории и числу резюме. Растет даже аудитория развлекательных проектов: у безработных больше свободного времени.

 

Рост аудитории проекта и рост выручки от рекламы - вещи достаточно перпендикулярные. На выручку влияет общее состояние рынка и позиции проекта на нем. Кризис - время эти позиции укрепить", - считает директор по цифровым продуктам Sanoma Independent Media Виктор Саксон.

 

"Сейчас непростое время для бизнеса. Рекламные бюджеты режут. Но если кто-то из игроков выбирает активную рекламную позицию в кризис, он однозначно выигрывает", - говорила RB.ru директор по рекламе направления "Технологии и телекоммуникации" газеты "Ведомости" Анна Семенюк ранее (к слову, активная позиция в кризис помогла группе "НДВ" сильно нарастить продажи в 2008 г.)

 

Автоматизация


"В кризис растет "легкое" и быстро внедряемое программное обеспечение для бизнеса, например, аналитические системы, системы управления финансами и так далее. Растут облачные услуги (например, онлайн-бухгалтерия), сервисы, IT-аутсорсинг, поскольку компании стараются минимизировать издержки, отдать какие-то проекты недорогому внешнему подрядчику. Однако при этом падают продажи "железа" и оборудования, а российский рынок очень зависит от них", - сообщили RB.ru в пресс-службе компании IBS.


Комментарии

  • Оксана Москаленко — 17:05, 3.01.2015
    Мне кажется, что должны выиграть компании аутсорсинга, а также малый и средний интернет бизнес, которые быстрее будет реагировать на изменение цен, например, предоставляя скидки. Некоторые зарубежные владельцы уже отреагировали несколько недель назад: здесь пример.
  • Алексей Горбанев — 14:17, 10.01.2015
    Сегодняшний кризис становится серьезным испытанием для малого и среднего бизнеса, многие предприниматели вынуждены искать новые способы ведения дел для сохранения работоспособности предприятий в это непростое время.Малый и средний бизнес занимают довольно большую долю рынка, о выживании в кризисной ситуации должны думать не только бизнесмены, но и государство, которое должно оказывать всяческую поддержку предпринимателям.Далеко все не просто на наших просторах, стоит отметить как положительные, так и отрицательные стороны лояльности к бизнесу российских чиновников. Необходимо понимать, что работаем мы в России, а не в Европе или Америке. Там свой бизнес строили столетиями, а мы цивилизованно стали к этому подходить лишь пару десятилетий назад и разница здесь огромная. Тут нужен и опыт предпринимателей, и опыт чиновников во взаимодействии с ними.Сегодня все так или приходят к пониманию, что наиболее дешевые и в то же время действенные пути коммуникаций бизнес-клиент, бизнес-потребитель, бизнес-партнер и бизнес-бизнес находятся в интернете. Здесь же рано или поздно все приходят к пониманию значения социальных сетей как рекламного и маркетингового инструмента. Но зачастую все сводится к метанию и разбрасыванию сил и бюджета по соцсетям, тендерным площадкам, товарным втринам и контекстной рекламой. Тем большее значение приобретают деловые бизнес-сети, создающиеся именно для единения профессионалов различных отраслей, возможности оперативно находить нужные кадры и делиться актуальной информацией.Наиболее сильной именно с этой точки зрения выглядит деловая социальная сеть Machinebook. В 2014 году команда разработчиков проводила линию объединения в единое сообщество действующих предприятий-производителей различных отраслей и секторов экономики. Для этого удалось интегрировать в социальную сеть с расширенным функционалом тендерную и товарную площадку. Подобный подход не мог не вызвать интерес со стороны российских промышленников, и на данный момент потенциал бизнес-сети Machinebook используют уже десятки тысяч предприятий отраслей легкого и тяжелого машиностроения, сельского хозяйства, нефтяной, металлургической, горнодобывающей промышленности, строительства и других отраслей.В целом можно подытожить - бизнес проходит сквозь своеобразный фильтр, преодолев его, на рынке останутся только те предприятия, которые могут вести гибкую политику, осваивают информационное пространство по правильным векторам, обладают серьезными внутренними резервами, а также те предприниматели, которые могут с минимальным риском вывести свои малые и средние предприятия из кризисных ситуаций.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно