Марина

Ученые из США: Радость от покупки приходит, но ненадолго

Увы, эйфория от шопинга не приносит долгосрочного удовольствия


Профессор из Миссурийского университета Марша Ричинс и ее коллеги опытным путем доказали, что "розничная терапия" (шоппинг с целью улучшить настроение) на людей влияет, но, увы, эффект ее воздействия недолог. Получилось, что больше воодушевляет человека даже не сама вещь, а мысль ее приобрести.

Миссурийские ученые провели эксперимент и выяснили, что шоппинг дарит мимолетное ощущение счастья. И здесь более значимо, скорее, ожидание желаемой вещи.

В исследовании приняли участие 329 студентов, которые в итоге разделились на две группы: "материалисты" и "нематериалисты", - в зависимости от того, насколько их волнует обладание той или иной вещью.

Сначала респондентов опросили, какое крупное приобретение они хотят совершить в ближайшем будущем и какие чувства при этом их посещают. А затем специалисты узнали, какие мысли возникли у участников, когда они воплотили свои желания в реальность.

Итак, выяснилось, что материалистов больше греет счастье в ожидании приобретения, однако оно быстро проходит, как только крупная покупка совершена. Так что надеяться на то, что поход по магазинам поднимет настроение, можно, но произойдет это ненадолго: через пару недель восторг и радость вас покинут или же будут совершенно иными – в гораздо меньшей степени, констатируют авторы исследования.

Ученые объяснили и причину: материалисты полагают, что такие приобретения, как машина, домашний кинотеатр или ноутбук изменят их жизнь к лучшему, приведет к благоприятным переменам. Нематериалисты таких иллюзий не питают и весьма спокойно относятся к тому, что им необходимо приобрести.

Где искать счастье

Специалисты в области психологии, в свою очередь, считают, что отправляться в магазины за поиском счастья – наивно. Чтобы обрести счастье, необходимо приложить большие усилия самому человеку, и главное в этой работе – разобраться с собой. Более того - счастье устойчиво и достигается далеко не материальными ценностями. То есть аксиома "Счастье за деньги не купишь" остается таковой до сих пор.

Счастье, объясняют специалисты, - это согласие с тем, как идет жизнь, определение для себя ее смысла. И возникает оно, когда человек посвящает себя чему-то важному – помощи людям, творчеству, близким. 

Психолог Анна Медведева считает, что результаты исследования похожи на правду:

"Ведь в жизни каждого человека шоппинг - далеко не единственный вид поднятия настроения и ощущения счастья, несмотря на то что именно эта "терапия" может быть каждодневной.

Поддержание своего имиджа довольно важно для многих из нас, это то, что придает нам уверенность в себе, вселяет гордость за то, что мы можем себе это позволить. Но, как ни заваливай себя горой обновок, это никогда не заменит человеку его других потребностей. Человек может быть счастлив, если он стремится удовлетворять все свои потребности в той или иной мере, - говорит эксперт RB.ru. - То есть нельзя, например, нехватку любви или отсутствие уважения со стороны близких или коллег заменить шоппингом, это будет лишь способом отвлечься и отложить проблему на потом, которая обязательно даст о себе знать в будущем".

Отсюда следует, что радость при удовлетворении этой потребности будет временна, так как мы много в чем нуждаемся, и вслед за ней появится новая, которая станет приоритетом до следующей", - отмечает психолог.

Психолог Андрей Коновалов полагает, что шоппингомания больше касается женщин:

"Для женщин покупка – это событие, которое способно занять ее воображение на длительный срок. Женщина видит весь прилавок, в мельчайших его подробностях - в отличие от мужчины. На самом деле шоппинг – это процесс,  в точности моделирующий в миниатюре женское предназначение на Земле. Отыскать, примерить, подобрать вещь для покупки как поиск будущего отца своему ребёнку. А сама покупка как символическое рождение. Поэтому шоппинг дает столько счастья, - считает эксперт. - А кратковременно, потому что это всё-таки суррогат, замена, моделирование женского предназначения. Более долгое и более насыщенное ощущение счастья дает воплощение творческих замыслов (рождение креативного продукта), но это многим людям в силу своего развития не доступно или доступно частично, а вот шопинг доступен в силу своей простоты для всех".

А вот психолог Ирина Калинина объяснила шоппинг еще и нарциссической потребностью: "Это - потребность сделать себя лучше, украсить себя, любить себя. Благодаря красивым вещам человек чувствует, что он становится лучше, красивее, увереннее в себе. Человек ассоциирует себя со своими вещами. Например, если женщина покупает себе красивую или дорогую одежду, то она как бы говорит себе и окружающим: "Я достойна этой красивой одежды; если моя одежда такая красивая и дорогая, значит я успешная женщина.

Почему же тогда удовольствие от шоппинга так краткосрочно, и даже когда человек совершает крупные, дорогие покупки, то через какое-то удовольствие от покупки теряется? Когда мы совершаем покупки, то мы находимся в процессе и именно этот процесс и приносит удовольствием, так же как человеку куда большее удовольствие приносит сам процесс еды, а не ощущение сытости. Когда мы выбираем вещь, то находимся в состоянии приятного возбуждения от предвкушения покупки, а когда вещь уже наша, то она становится частью нас, и через какое-то время мы перестаем ее замечать".


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно