Ксения

В Германии поступило предложение о принятии "антистрессового" закона о труде

Документ должен регламентировать вопросы работы допоздна и время ответов на рабочую почту


За Германией прочно укрепилась репутация "страны всеобщей эффективности" - это уже почти стереотип. Возможно, он и недалек от истины, однако это стремление к продуктивности подвергает стрессу экономику еврозоны, пишет The Wall Street Journal. И на прошлой неделе министр в одной из самых населенных областей Германии внес предложение принять "антистрессовый" закон, который запрещал бы отвечать на рабочие звонки и письма во внерабочее время. Министерство труда пообещало в ближайшее время рассмотреть эту инициативу.

Как сказал изданию Rheinische Post министр труда Северного Рейна Вестфалии Гюнтрам Шнайдер, закон должен обозначить время, когда работник становится недоступен для писем и звонков работодателя.  На это предложение, которое профсоюзы давно поддерживают, инициатора вдохновило то, как канцлер Ангела Меркель и некоторые другие члены правительства отдыхают на летних каникулах (хотя во время последней поездки Меркель была все же доступна для телефонного разговора с президентом России Владимиром Путиным).

Стресс на работе - очень горячая тема в немецких СМИ. Действующее законодательство обязывает работодателей обеспечивать сотрудникам безопасную и здоровую рабочую среду,  но профсоюзы (например, Deutscher Gewerkschaftsbund) утверждают, что некоторые компании в этом пока не сильно преуспели. На прошлой неделе газету Bild-Zeitung украсил заголовок, гласивший, что каждый пятый специалист доступен для своего начальства даже после окончания рабочего дня. По данным исследования, каждый третий специалист отмечает, что эта доступность негативно сказывается на здоровье. При этом стоит заметить, что рабочая неделя в Германии менее продолжительна, чем в других странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. В год немецкие специалисты работают порядка 1400 часов (американцы, для сравнения, - 1800 часов, а в среднем по ОЭСР этот показатель составляет 1765 часов).

Профессор психологии в Дрезденском техническом университете Клеменс Киршбаум заявил, что у немцев "свои особенности организации труда и управления временем. За 8 часов [в Германии] делается гораздо больше, чем в других странах за 11 или 12 часов". Многозадачность в работе, семейная жизнь, постоянная доступность посредством смартфонов привело к определенному повышению уровня хронического стресса, сказал профессор Киршбаум. "Люди слишком мало времени проводят просто в покое, что не способствует укреплению здоровья и может привести к гипертонии, депрессии и профессиональному выгоранию", - добавил он.

В 2012 году трудовое законодательство Германии постановило, что необходимо защищать физическое и психическое здоровье сотрудников на рабочем месте. По словам представителей министерства труда, продолжаются исследования, которые обязуют работодателя минимизировать стресс на работе на законодательном уровне. Ранее в этом году во Франции работодатели обсуждали подобный "антистрессовый закон", также регламентирующий время ответа на звонки и электронную почту. Согласно его условиям, некоторые сотрудники могут выбрать для себя определенный "период покоя" и в течение этого периода не проверять рабочую почту. А в Швеции продолжаются дискуссии относительно укорачивания рабочей недели до 35 часов. Члены Умеренной коалиционной партии считают, что это не что иное, как попытка "левых" заручиться поддержкой народа в преддверии выборов, а также отмечают, что подобная реформа может обойтись стране в миллиарды долларов.

Исследование: современные гаджеты провоцируют сотрудников работать сверхурочно

84% российских сотрудников остаются на связи с коллегами и партнерами  по почте и телефону во внеурочное время. И только 16% полностью игнорируют рабочие сообщения и звонки после окончания трудового дня.



Такая тенденция закрепилась в корпоративной культуре после массового распространения смартфонов и планшетов с постоянным доступом в интернет. Как беспрерывная работа влияет на сотрудников, мы решили выяснить у эксперта - исследователя в области социальной психологии Ольги Булыгиной:

 

"Непрерывный процесс коммуникации с коллегами и партнерами по работе во внерабочее время становится в последнее время развитой тенденцией, что, несомненно, упрощается с активным применением планшетов и других мобильных устройств.

 

Мотивация человека играет в этом вопросе далеко не последнюю роль. Если работник имеет высокую мотивацию (ему это взаимодействие может принести финансовую выгоду, помочь в продвижении по карьерной лестнице и т. п.), то, как правило, он с большей готовностью вступает в коммуникацию. Если для работника это формальное и немотивированное исполнение обязательств, то он реагирует на обращения медленнее, а инициатором их либо является крайне редко, либо не является вовсе. Если коммуникация дает работнику возможность чувствовать себя "нужным" (например, человек одинок, и ему хочется, что называется, "с головой погрузиться в работу") или общение работнику приносит эмоциональную разрядку (здесь речь больше идет о неформальном взаимодействии), то такое общение в некотором смысле повышает качество жизни человека и является полезным. Однако в большинстве случаев постоянное нахождение в процессе взаимодействия с коллегами и партнерами по работе не позволяет человеку переключиться на другой вид деятельности, что негативно сказывается на качестве жизни в целом и на эффективности его работы в результате".

Наше законодательство никак не регулирует деловые коммуникации сотрудников после работы. В  других странах государственные и общественные организации уже обратили внимание на негативные факторы этого явления. Так, недавно во Франции два профсоюза заключили соглашение с местными работодателями: по нему французские IT-специалисты могут не отвечать на связанные с профессиональной деятельностью электронные письма по истечении 13 проведенных на работе часов. Похожее предписание есть и в Германии. Министерство труда ФРГ не рекомендует беспокоить сотрудников во внеурочное время.

 

Российские сотрудники по-разному объясняли, почему для них важно всегда быть на связи:

- "Для меня работа всегда важнее";

- "Отвечаю, потому что много свободного времени";

- "Отвечаю иногда, когда вопрос срочный";

- "Отвечаю круглосуточно";

- "На начальной стадии в построении структуры обязательно отвечать".


И только один из 502 опрошенных сообщил, что у них действует запрет руководства на деловые звонки и письма во внерабочее время.


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно