Екатерина

В Москве показали спектакль об основателе ABBYY Давиде Яне


В Театре.Doc показали спектакль "Топливо" – результат общения драматурга Евгения Казачкова с предпринимателем Давидом Яном, основателем ABBYY. RB.ru посмотрел этот вдохновляющий и очень честный спектакль, наполненный юмором, и пообщался с его создателями.

Фото: Владимир Луповской 
 

Спектакль поставил выпускник мастерской Льва Додина Семен Александровский в основанном им же петербургском Pop-up театре. Александровский был дважды номинирован на "Золотую Маску". Роль предпринимателя сыграл выпускник мастерской Григория Козлова в СПбГАТИ Максим Фомин, получивший премию "Прорыв" в 2015 году.
 

Показ 14 ноября начали с минуты молчания – в память о погибших в серии терактов в Париже. В маленьком зале, набитом под завязку, главный и единственный герой на голой сцене (из декораций лишь экран для видеопроекций) ведет свои монологи. На экране показывают любительские съемки с первых российских флешмобов (мало кто знает, что известный IT-предприниматель Давид Ян стоял у истоков зарождения отечественного флешмоб-движения). К слову, сам Давид Ян спектакль еще не видел и не сразу согласился участвовать в создании – просто не понимал, кому это может быть интересно.
 

За час с небольшим Максим Фомин перескажет несколько очень важных эпизодов из жизни Давида Яна. Здесь будут и захватывающие истории о легендарном Физтехе, где его чуть было не срезали при поступлении, потому что по паспорту Ян – китаец, об однокурсниках, многие из которых оказывались в сумасшедшем доме, о собственном опыте посещения заведения на улице 8 Марта (и о важных открытиях, сделанных после). Пожалуй, этот спектакль можно было бы назвать еще и "Жизнь и невероятные приключения Давида Я.".


 
Фото: предоставлено пресс-службой ABBYY
 

История начинается с рассказа о похоронах деда, когда маленький Давид обнаружил, что на движение одного облака приходится пять ударов сердца. Слушая монологи Яна, понимаешь, что никем другим этот мальчик из семьи театральных деятелей (дед Яна – директор и основатель театра в Армении, дядя – актер, старший брат – театральный художник) и физика, и не мог стать – только создателем международной IT-компании и прародителем акционизма  в России.
 

Здесь есть место не только увлекательным приключениям, но и доверительному рассказу о победах и поражениях, о стремительных поворотах судьбы – почему Ян внезапно бросает физику, дело своей жизни, которым он мечтал заниматься с 3-го класса, как они с товарищем вбивают в компьютер все слова на букву К несколько дней и ночей, потому что подрядчики ее пропустили ("в русском языке очень много слов на букву К"), и как он сам продает первые копии словаря Lingvo.
 

Ян посредством драматургии говорит о необходимости ухватить мгновение, оставить что-то после себя, об осознании того, что нужно делать только то, что нравится, о "топливе" - о чем-то, что заставляет двигаться и искать. И каждая история все точнее прорисовывает образ этого человека – все это дает понимание, почему молодой талантливый физик вдруг решил выпускать электронные словари и какую роль в этом сыграла многолетняя выучка чеканить удар, полученная на тренировках по теннису.
 

"Это такая медитация... До встречи с Гантмахером мне казалось, что мне хватает усидчивости. Но после встречи с ним я понял, что это все фигня. То есть, настоящий монах должен уметь не три тысячи раз произнести слово ОМ, а тридцать тысяч раз или триста тысяч, сидя в одной позе…
 

Помимо лени и тщеславия есть еще один враг. Это желание заниматься интересными вещами. А я слишком был горяч. Я все пытался бежать куда-то, я хотел это, хотел то. Первые курсы зарядили жизненной энергией и я... Закрученные цыплята такие есть: их заводишь, они потом так вот прыгают. Похоже, что это произошло со мной. Да, я понял, что могу бежать очень долго, закрученный пружиной. И прибежав вот так в Черноголовку, я понял, что когда у меня пичок (нелинейное поведение на графике – ред.) появляется один раз в полгода, это недостаточный для меня драйв. И в этом моя неполноценность. Недостаточная просветленность..."
 

"Топливо" - это спектакль о поиске правильных решений, принятие которых дается нелегко. Ян строг к себе – свое исчезновение из лаборатории в Черноголовке от научного руководителя академика Всеволода Гантмахера на восемь лет, где они искали "пичок", он прямо называет малодушием.
 

"Но мы могли с Гантмахером до опупения искать там пички! Могли пройти годы и никаких там пичков и не было бы! Но я по своей моторике не мог... Гантмахер бегает на дистанции в 50 лет. Занимается физикой и так далее. И не то чтобы у него интерес или мотивированность сильно падает. И что? Ну и что?! И где правда?! Человек должен испытывать внутренний комфорт для того, чтобы что-то делать. Если человеку нравятся длинные дистанции и просеивать песок на одном месте, он должен просеивать песок. И он рано или поздно этот слиток найдет, а, может, и не найдет, главное, чтобы он делал дело, которое ему нравится. Если человек не может сидеть всю жизнь на одном месте и просеивать песок, он и не должен этого делать! Он должен делать то, что ему интересно!"
 

В некотором смысле это и ода Физтеху, и физикам и программистам вообще - двум категориям профессий, которых Ян считает волшебниками. И те, и другие просто оживляют неживое. "Есть такой божественный момент, когда твоя программа начинает работать... И это ведь точно останется после тебя, да?" – вот что, кажется, больше всего занимает физика Яна, что является его "топливом".
 

Казачков признается, что, хотя пока и рано говорить, но этим спектаклем, возможно, в театр удалось привлечь нового зрителя – он вызвал интерес у айтишников и физиков. В Москве показать постановку еще раз планируется в январе и феврале 2016 г.
 

Спектакль поставлен в рамках проекта "Человек.doc" о главных российских героях современности. Ранее в рамках проекта уже была выпущена постановка о дизайнере Артемии Лебедеве. Для создания пьесы Казачков брал несколько глубинных интервью у Яна, и довольно много из этих разговоров в текст пьесы не вошло - Давид сам просил не включать. А часть просил, наоборот, добавить, но было поздно. "Про то, как дрались с гопниками в Долгопрудном (у тех была инициация - порезать физтеха). Про то, как он ездил студентом в Спитак, полный трупов после землетрясения, волонтером, про джазовые перформансы в институте", - рассказывает Казачков. Планов написать пьесу про других предпринимателей у него нет.
 

Сам Давид Ян сообщил RB.ru, что у него очень странные ощущения от своего нового качества – быть персонажем пьесы: "Мне всегда было неловко говорить об этом спектакле, как с драматургом, так и с друзьями. Судя по отзывам людей (в том числе, которые меня не знают) работа Казачкова, Александровского, Фомина получилась сильная. Но я сам спектакль живьем еще не видел".


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно