Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

В соцсетях: "Несомненно, сейчас самое время для критики карикатур!"

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

После трагедии в редакции французского сатирического журнала Charlie Hebdo, произошедшей 7 января, в соцсетях разгорелась общественная дискуссия.

В соцсетях: "Несомненно, сейчас самое время для критики карикатур!"

Масла в огонь подбавили высказывания публичных персон: призыв Михаил Ходорковского к СМИ опубликовать карикатуры, комментарии Рамзана Кадырова, объявившего Ходорковского врагом всех мусульман, а значит и его личным врагом, заявление Совета муфтиев России о недопустимости "греха провокации".  Пользователи отмечают, что высказывание мысли о том, что карикатуристы сами виноваты в спровоцированной трагедии,   сродни обвинениям изнасилованной девушки  - в красоте. Также вчера в Париже прошел Марш единства в память о жертвах серии терактов – русскоязычный сегмент Facebook восхищается единением французов, вышедших почтить погибших.


Фото: РИА Новости

 

Поэт  Лев Рубинштейн назвал самым кромешным видом ксенофобии "ненависть к смешному, к ироническому, ко всему, что подвергает сомнению тупую мрачную торжественность и звериную серьезность по отношению ко всему тому, что в разные времена волевым путем назначается "священным", "сакральным", неприкосновенным".

 

"Объяснять таким людям выстраданные цивилизованным человечеством представления о том, что знак вовсе не равен означаемому, что метафора это не способ поругания или оскорбления, а способ осмысления и обновления, да и вообще, что такое знак и что такое метафора - занятие необычайно трудное, но все же необходимое. Не будем лениться", - написал Рубинштейн.

 

 Главный редактор "Букник" Сергей Кузнецов напоминает о том, что сатира (в том числе и на религиозные темы) является частью культурного контекста Франции:

 

"Понял, что надо пояснить еще одну вещь - прежде всего для людей, которые требуют, чтобы французы уважали чужие религии, и для людей, которые пишут, что-то вроде "вот к чему приводит новомодная вседозволенность".

 

Дело даже не в том, что Франция - светское государство. Дело в том, что французская традиция включает, помимо прочего, сатирическое отношение к религии и церкви. Франсуа Рабле - абсолютный классик - позволял себе много чего в адрес католической церкви в XV, извините, веке. Вольтер в XVIII веке призывал раздавать гадину, имея в виду прежде всего католическую церковь, но, кажется, и все религии скопом. То есть французы двести лет боролись за то, чтобы церковь была на самом деле отделена от государства и католицизм не был зоной, закрытой для смеха. И вот, значит, французы подвинули католическую церковь - а большинство верующих французов католики до сих пор - и кто-то ждет, что ради ислама они откажутся от своих выстраданных взглядов? Нет, ну, вы всерьез? Если считается, что свобода самовыражения важнее чувств католиков - то почему для евреев, мусульман или буддистов будет какая-то другая логика?

 

Иными словами - в этих карикатурах нет ничего новомодного. Почтенная традиция, которой несколько столетий. Надо отметить, что за эти двести лет Франция не развалилась и не рассыпалась в пыль, а экономика ее, хотя и не в самой лучшей форме, но все равно сильно лучше, чем у стран с более традиционными скрепами".

 

Журналист Сергей Сумленный отметил, что подавляющее количество русскоязычных комментариев, которые он видел, крутились вокруг заманчивой в своей простоте мысли "вот до чего доводит толерантность":

 

"Так вот, на самом деле все наоборот. Толерантность (т.е., в конечном счете, свобода) стала не инструментом, а мишенью террористов. "Обиженные", "оскорбленные", "защищающие консервативные ценности" террористы всех мастей - от исламистов до Брейвика - всегда выбирают своей целью толерантность. Им мешает толерантность. Они хотят сделать так, чтобы ее было меньше - а лучше бы ее вообще не было. Да, все они они хотят по-разному нетолерантного общества, но они всегда хотят общества нетолерантного. Именно поэтому они совершают свои нападения - потому что ненавидят толерантность (а не потому, что "толерантность их развратила").

 

В Кабуле талибы взрывают школы - потому что надеются остановить движение толерантности по миру. В Нигерии Боку Харам захватывают школьниц - потому что ненавидят толерантность. В Осло Брейвик расстреливает молодежь - потому что боится толерантности. В Кельне неонацисты взрывают бомбу перед турецкой парикмахерской и расстреливают владельца турецкой забегаловки - потому что не хотят толерантности. В Тулузе антисемиты убивают учителя еврейской школы - потому что хотят жить в нетолерантном обществе. И так далее.

 

Перестаньте нести чушь, что "в теракте виновата толерантность". Говорить так - это все равно что утверждать, будто в ограблении квартиры виновато богатство хозяев, а в изнасиловании девушки - ее красота".

 

Поэт Орлуша (Андрей Орлов) написал стихотворение "JE SUIS CHARLIE".

 

Издатель Meduza  Илья Красильщик написал, что шутки в газете, на его взгляд, несмешные, карикатуры уродливые, редакция играла с огнем и сама это прекрасно понимала:

 

"И чего? Во-первых, какие-то [мерзавцы] с автоматами убили 12 в основном безоружных человек. Это правда надо как-то дополнительно обсуждать? Во-вторых, свобода слова — она не про то, что все говорят так, как вам нравится, она как раз про то, что существует миллион голосов, большинство из которых страшно раздражает, но высказаться могут все, нехрен нам рот затыкать. И все эти бесконечные je suis charlie — они вообще-то про это, а не про то, что вся планета дружною толпой сейчас ринется рисовать карикатуры на Мохаммеда (которые, разумеется, можно рисовать, просто не очень понятно, стоит ли оно того)".

 

Кинокритик Анна Наринская отметила "десятистепенную", но страшно задевшую ее в обсуждениях вещь - о том можно ли считать карикатуристов спровоцировавшими бойню:

 

"И та и другая сторона – одни всерьез другие саркастически - неизменно как метафору использует ситуацию с девушкой, которая "сама нарвалась, расхаживая в мини-юбке и зверски накрашенная". И это как то особенно ярко проявляет, что и это вопрос – с девушкой – у нас еще не решен. То есть и по этому поводу не договорились. То есть, может и нарвалась", - отмечает Наринская.

 

Реакция пользователей на вчерашний Марш единства во Франции, собравший около 4 млн  человек


Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров указал на двойные стандарты в том, как общество реагирует на террористические акты:  


"Мы приветствуем единодушное осуждение террора лидерами мировых держав в Париже. Но какой именно терроризм они осудили? Терроризм во всем мире или в отдельно взятой Франции? Почему президенты, короли, премьеры ни разу не возглавили марши протеста в связи с гибелью сотен тысяч афганцев, сирийцев, египтян, ливийцев, йеменцев, иракцев? Почему они молчали, когда в Грозном взорвали Дом правительства, когда взорвали трибуны стадиона и погибли всенародно избранный президент Ахмат-Хаджи Кадыров и его соратники, когда захватили школу в Беслане и заложников на Дубровке, когда в декабре захватили Дом печати и школу в Грозном, в результате чего погибли и пострадали более пятидесяти человек? Нельзя обезопасить Париж, Лондон, Мадрид и другие столицы, если всем миром не осудить тех, кто растит и под видом поддержки оппозиций снабжает оружием и деньгами террористов в целом ряде стран. Я являюсь самым убежденным врагом террористов в мире! Борьба с терроризмом - цель моей жизни! Но мне не нравится, когда имитируют борьбу с терроризмом. Я однозначно осуждаю убийство безоружных людей в Париже. Однако, у меня нет уверенности в том, что к этим событиям не имеют отношение какие-то влиятельные силы. Не является ли это спланированной кем-то акцией для разжигания антиисламских настроений или попыткой отвлечь внимание от какой-то другой назревающей глобальной проблемы? Мы нередко прощали даже тех, кто виновен в гибели родных и близких людей. Но никому не позволим оскорблять Пророка (с.а.в.), если даже это нам будет стоить жизни. Мусульмане не пишут портреты Пророка (с.а.в.), не показывают Его в фильмах. И еще, если мы до сих пор молчим, это не значит, что не сможем поднять во всём мире миллионы людей на марши протеста против тех, кто потворствует оскорблению религиозных чувств мусульман. Вы этого хотите? В России ранее была попытка публиковать каррикатуры на Пророка (с.а.в.), но издание извинилось. Думаю, что так поступят и те СМИ, которые недавно позволили втянуть себя в эту авантюру. Народам важнее мир и стабильность, а не право кучки людей на неуважительное отношение к Пророку (с.а.в.)".

 

"Наблюдаю комичное соцмедиа-представление "игрожуры за вселенскую справедливость" на тему "а чо они за донбасс не вышли. Сами вы чарли, всем [наплевать]". А что они за Дарфур не вышли? А за Ливию?

Да потому что всем [безразлично] на разборки в странах третьего мира. Как дети, ей-богу", - прокомментировал реакцию Кадырова журналист Игорь Белкин.

 

"Очень много пацифистов. Это хорошо. Пацифисты за карикатуры и против убийств. Разделяю. Я тоже за карикатуры и против убийств. Но, если уж пацифизм, то последовательный. Раз против убийств, то тогда против всех убийств. А если на попытку любой параллели, например, "Эбдо-Одесса" закатываются глаза и многозначительно произносится "но есть нюанс", то это какой-то очень избирательный пацифизм.

Думаю, что показательная карательная акция европейских вооруженных сил (все как один в едином порыве) в Йемене, Ливии или, прости господи, Алжире будет благосклонно воспринята пацифистами.
Раздражает не пацифизм, нет. Раздражает вот это многозначительное и глубокомысленное "но ты же понимаешь нюансы, да?" Могу понять, да. Только мы вот за пацифизм или за нюансы?" -  считает директор и владелец PR-агентства SPRQL Илья Фабричников

 

"Фотографии эти прекрасные вместе с передовицей Спутник-Погрома - исчерпывающеее объяснение того, чем условные "мы" отличаемся от условных "они", - написала журналист Катерина Гордеева о фотографиях с Марша Республики.

 

"В числе и других 899 постов на эту же тему, скажу и я, что смотреть из сегодняшней Москвы на сегодняшний Париж, это очень специальная такая эмоция.
Смотри, вот как может быть. Не хорошо, не плохо.
Просто - может быть вот так.
Пользуясь случаем, передаю привет всем, кто обычно пишет "спасибо, 15-го выходить не нужно", тем, кто пишет "опять из-за ваших митингов город перекрыли", тем, кто пишет "какой смысл в этом", тем, кто пишет "орать на улице легко, лучше бы делом занялись", и тем, для кого словосочетание "вопрос чести" - пустой звук.
Нельзя молчать, когда происходит гадость, кошмар и несправедливость, вот и все.
Нельзя игнорировать зло", - написала совладелица театра-клуба "Мастерская" Варвара Турова.

 

Подытожил результаты общественной дискуссии филолог Роман Лейбов:

 

"Кто еще из властителей дум не сказал по поводу карикатур своего "но"?

Ожидаю мнений гг. Куклачева и Петросяна, которые не менее других заслужили право называться вашими Беньяминами и Арендтами.

Да и Задорнов - чем не Адорно?"

 

Орфография и пунктуация авторов частично сохранена.

 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter