Дина

В соцсетях спорят о поджоге двери ФСБ: искусство или вандализм?


В соцсетях не прекращаются споры о том, как же воспринимать поступок Петра Павленского, который поджог дверь ФСБ в Москве. Одни называют это "самым крутым одиночным пикетом в истории России", другие говорят, что никакого искусства в этом нет. Третьи и вовсе задаются вопросом, что было бы, если бы художник-акционист поджег дверь центрального офиса ФБР.


Фото: РИА Новости

Художник-акционист Петр Павленский был задержан вчера около часа ночи возле здания ФСБ на Лубянской площади практически сразу после того, как облил бензином и поджег входную дверь в здание. В отношении Павленского возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 214 УК РФ (вандализм по мотивам идеологической ненависти). Во вторник Таганский суд Москвы изберет ему меру пресечения.


Колумнист Colta.ru Сергей Гуськов в своем тексте об акции рассказал о мотивах художника, а также привел комментарий одного своего знакомого. "Один мой знакомый, комментируя акцию Павленского, написал, что видел, как на тот же подъезд номер 1 "весело и долго мочились двое молодых людей. Это было в лихие 2000-е, в такой же темный холодный вечер. Справив нужду, эти двое, никем не тронутые, непринужденно пошли дальше в ночь". Зависит ли реакция полиции и ФСБ на оскорбление символов власти от эпохи или политической конъюнктуры, задается вопросом знакомый, либо, добавлю уже от себя, они все-таки реагируют на конкретных людей и конкретные ситуации? – пишет Гуськов. -  Если второе предположение верно, то человеку с канистрой, которого к тому же во всех этих силовых ведомствах знают в лицо, дали подойти к двери ФСБ и позволили — до определенного момента — провести акцию. Зачем? Возможно, для того, чтобы было за что обвинить и с помощью чего в очередной раз закрутить гайки. Но, может быть, если вернуться к первому предположению, могли и не заметить: в стране регулярно пропадают километры дорог (погуглите, это интересно), не говоря уже о миллиардах из бюджета..."

Участница Pussy Riot Надежда Толоконникова приводит цитату – как сам Павленский описал свою акцию: "Горящая дверь Лубянки – это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 000 000 человек. Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел. Угроза неизбежной расправы нависает над каждым, кто находится в пределах досягаемости для устройств наружного наблюдения, прослушивания разговоров и границ паспортного контроля. Военные суды ликвидируют любые проявления свободы воли. Но терроризм может существовать лишь за счет животного инстинкта страха. Пойти против этого инстинкта человека заставляет безусловный защитный рефлекс. Это рефлекс борьбы за собственную жизнь. А жизнь стоит того, чтобы начать за нее бороться".

В комментариях к этой записи пользователи назвали эту акцию "самым крутым одиночным пикетом в истории России". А кто-то вспомнил "Песню о буревестнике" Горького и переложил ее по случаю: "Между плебсом и Лубянкой гордо полыхнул Павленский, черной молнии подобный. Он, мятежный, ищет бури. А холопы тупо прячут туши жирные в кредитах. Быдло стонет пред Павленским, стонет, прячась в теплый офис. И в подвал его готовы спрятать ужас перед бурей".

Олег Кашин публикует в своем Facebook текст колонки, по его словам, из издания "Взгляд", в которой идет речь о том, как более 10 лет назад московская школьница Анастасия Каримова принесла пакет с мандаринами в приемную ФСБ. Это была политическая акция, связанная с первым украинским Майданом, чьим символом были "наколотые мандаринки", о которых рассказывала жена Виктора Януковича. Никакого наказания Каримова за этот перформанс не понесла.
 

"Понятное дело, что не существует исчерпывающих критериев того, что есть искусство, а что нет, и в итоге простая куча мусора превращается в художественный объект "Куча мусора", а неработающий туалет – в инсталляцию "Туалет не работает". Однако существенным критерием является новизна. Второй "Черный квадрат" не имеет ни малейшей художественной ценности, как и вторая "Банка супа "Кэмпбелл". С этой точки зрения Павленский, безусловно, новатор – раньше двери ФСБ никто не поджигал. Неприличную картинку напротив окон на мосту рисовали, было дело. Эта акция, кстати, получила главную премию VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства "Инновация", одним из учредителей которой было Министерство культуры. А вот до поджогов до вчерашней ночи дело не доходило", - пишет колумнист. Далее автор рассуждает о том, как может получиться так, что главными акционистами современности будут члены запрещенной в России группировки ИГИЛ, разрушающие памятники Пальмиры. "Поджог двери – это разрушение в чистом виде, пусть и менее масштабное, чем взрыв Триумфальной арки в Пальмире. Поэтому никакого отношения к искусству поступок Павленского не имеет и не может иметь", - отмечается в тексте. Далее идет рассуждение об уязвимости здания ФСБ – раз кто угодно может ее поджечь. "Кстати, было бы красивым жестом со стороны руководства ФСБ выписать Павленскому премию – так компьютерные фирмы награждают хакеров, обнаруживших уязвимые места в их системах безопасности", - пишет автор.
 

Журналист Александр Тимофеевский высказал такое мнение по поводу акции Павленского: "Акция Павленского "Горящая дверь Лубянки" выразительная, даже красивая, вполне художественная. Образ есть - дверь в ад, охваченный пламенем. И воля, и отчаянье, и гражданский жест - все на месте. У Павленского, кстати, акции всегда красивые, пластичные, not in my line, как говорил Вронский, но не могу не отдать должного. Совсем не мое искусство, а вчуже мне Павленский нравится. Но именно эта акция все же - нет. И даже - конечно, нет. Тут простое соображение. В мошонке, прибитой к брусчатке на Красной площади, тоже был образ и воля, и отчаяние, но вред наносился только себе. За дверью подожженной Павленским, мог быть, кто угодно - сторож, вахтер, лифтер, и не надо мне говорить, что он тоже злодей из ФСБ и весь в крови, нет, он - сестра ее Лизавета. Даже если там никого не было и быть не могло, и Павленский это просчитал, метафора все равно неприемлема: огонь не знает различий, мировой пожар в крови не бывает только в крови, пламя взлетает и рвется во все стороны, и кончается всегда пепелищем. Остаются одни головешки. А вокруг них водят хоровод и песни поют. Взвейтесь кострами, синие ночи. Плоский затылок, уши без мочек".
 

Колумнист Максим Кононенко, как всегда, представил свою литературную версию случившегося. Подробнее читайте в оригинальной записи в Facebook.
 
А журналист Антон Красовский задается вопросом: "Какие были бы судебные перспективы у художника-акциониста, поджегшего дверь центрального офиса ФБР?"

Высказался по поводу Павленского даже создатель Liveinternet и "Медиаметрикс" Герман Клименко, которому не по душе такое "высокое искусство". "Странности у нас, конечно, с этим искусством, современным. И алфавит говном тоже искусство. И товарищи из Шарли тоже ценность для социума. Мне кажется, что надо ненадолго вернуть советскую карательную психиатрию", - написал он в Facebook.

А главный редактор "Секрета фирмы" Николай Кононов предлагает распространить "памятку" о том, что такое акционизм.

"1. Акционизм — такое же искусство, как живопись, графика и т.д. Равноправное. Не маргинальное. Акционист использует в качестве холста любые объекты из окружающей его реальности, а также своё тело и судьбу.

2. Художники работают для себя, публики, вечности — каждый в разной пропорции. Акционисты не исключение. Утверждение, что они работают только на публику, ложное.

3. Акционизм может быть политизирован. Это актуальное искусство. Жест Павленского — не хулиганство, а художественная акция против коллективного мента, правящего Россией, и страха, который уничтожает человеческое достоинство и мешает послать этого мента подальше.

4. Для акциониста выставочный зал — это мир. Таковы правила игры актуального искусства. Часто оно творится вне галерей, чтобы внятнее, выразительнее, отчётливее достучаться до людей.

5. Поэтому акции Павленского — массовое искусство, а не "элитарное", "для двух процентов, которые ничего не решают в этой стране". Пожалуй, никто из современных художников не обращается к согражданам напрямую и не будоражит их так, как Павленский. В частности, в этом заключается его безусловная ценность для всех, кто не разучился думать".


Кстати, Aviasales воспользовался ситуацией и использовал "тему дня" в своей рекламе в социальных сетях.

 

Тем временем в России разгорелся крупнейший в истории допинговый скандал. По результатам расследования Комиссия Всемирного антидопингового агентства (WADA) рекомендовала отстранить Россию от участия в соревнованиях под эгидой Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF), включая Олимпийские игры. Также она рекомендовала пожизненно дисквалифицировать ряд спортсменов и тренеров за причастность к нарушению антидопинговых правил. По данным WADA, манипуляции с допинг-пробами российских атлетов проводились по приказу министра спорта РФ Виталия Мутко и под прикрытием ФСБ. Комиссия пришла к выводу, что имело место "прямое запугивание и вмешательство" ФСБ в работу аккредитованной антидопинговой лаборатории в Москве.

 

"Вот это – я понимаю – акционизм. Разожгли, так разожгли", - прокомментировал Антон Красовский.
 

Отечественное спортивное руководство на эти обвинения отреагировало ярко и гневно. В РУСАДА опровергли "абсурдные" обвинения в адрес российских антидопинговых служб, пишет "Коммерсант". А Виталий Мутко заявил "Интерфаксу", что и РУСАДА, и Московская антидопинговая лаборатория создавались в соответствии со стандартами Всемирного антидопингового агентства, по "типовым проектам": "Мы подписали с ними соглашение и по этим лекалам создавали организацию. Сейчас нам говорят, что она делает что-то не так. Что не так? Объясните тогда". Также он недоумевает, почему WADA, имея факты нарушений российских спортсменов прошлых лет, так долго скрывало их. "Если надо всю эту систему закрыть, то мы с удовольствием закроем. Прекратим платить взносы, прекратим финансировать Российское антидопинговое агентство, Московскую антидопинговую лабораторию. Только сэкономим деньги. Но что бы мы ни делали — все плохо",— заключил Мутко. Впрочем, он заверил, что Россия выполнит все рекомендации международных организаций.

"И в самом деле, зачем тратить деньги на выявление допинга, если от этих проб потом неприятности одни? Правильные пацаны тратятся не на выполнение проб, а на сокрытие их результатов. Кстати, на деньги, сэкономленные при закрытии антидопинговой лаборатории, можно построить цех по производству анаболических стероидов. Импортозамещение, нанотехнологии, скрепы, все дела. Быстрее, выше, сильнее", - прокомментировал в своем блоге в ЖЖ Антон Носик.

 

Если хотя бы половина утверждений в обнародованном сегодня докладе Всемирного антидопингового агентства правда, риск отстранения от Олимпиады и чемпионатов мира (как минимум легкоатлетической сборной, но ей может и не ограничиться) вполне недетский, считает издатель Sports.ru Дмитрий Навоша.

 


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно