Ксения

В Yahoo! сотрудникам предложили или отказаться от дистанционной работы, или уволиться

Российские HR-эксперты считают: "возвращение" сотрудников в офис необходимо в довольно редких случаях


На прошлой неделе HR-директор Yahoo! Джеки Резес разослала всем удаленным сотрудникам уведомление, что к июню все должны перебраться в офис. Все, кому это решение руководства не нравится, могут писать заявление об уходе. "Быть в Yahoo! не означает только выполнять ежедневную работу, это еще и взаимодействие сотрудников, обмен опытом, что невозможно вне офиса", - говорилось в сообщении.


Почему глава компании Марисса Майер решила принять такие меры? Причин могло быть несколько, передает слова близкого к компании источника портал Business Insider. В Yahoo! очень многие сотрудники работают дистанционно. И некоторые них, по мнению руководства, были недостаточно продуктивны и вовлечены в общую работу команды (настолько, что о существовании отдельных специалистов даже успевали забыть). К слову, работающие удаленно есть во всех подразделениях компании - от разработки до маркетинга. Также возможно, что это вполне выгодный ход с точки зрения сокращения издержек: те, кто не захочет принять требования о работе в офисе, уйдет самостоятельно. Затраты снизятся, но формально компания сама ни кого не уволит. И никто не будет отрицать, что есть определенные трудности в организации эффективной удаленной работы. Кроме того, это решение поможет компании принять "боевую форму": по мнению многих аналитиков и бизнес-экспертов, инфраструктура слишком раздута, есть необходимость отсечь много лишнего. И многие хвалят Майер за мужество и решительность: подобные меры в Yahoo! давно было необходимо принять, но до нее на это никто не решался.

 

А вот глава Virgin Group сэр Ричард Брэнсон был в корне не согласен с таким вариантом решения проблемы. "Чтобы успешно работать с людьми, нужно им доверять, нужно разрешить сотрудникам выполнять свои обязанности там, где им удобно, без постоянного контроля и давления. Это помогало развиваться многим компаниям, в том числе и Virgin. Мы всегда разрешали специалистам работать удаленно. Я сам никогда не работал в офисе и никогда этого делать не буду. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что Марисса Майер поставила сотрудникам ультиматум - или вернуться в офис, или покинуть компанию. В эпоху, когда работать удаленно проще, чем когда бы то ни было, это серьезный "шаг назад". Если сотрудники могут постоянно поддерживать связь между собой, а компания позволяет поддерживать правильный баланс между работой в офисе и дистанционно, то люди будут мотивированы работать оперативно, ответственно и качественно. Работа с 9 до 5 ушла в прошлое", - прокомментировал сэр Брэнсон.

 

К удаленной работе в России готовы не все


Мы спросили российских HR-экспертов, может ли повысить эффективность работы постоянное присутствие сотрудника в офисе, и есть ли смысл "возвращать" в офис тех, кто уже какое-то время работает дистанционно.

 

"Дистанционная занятость в России становится в последние годы более популярной. Ее нельзя назвать традиционной моделью для нашей экономики, так как до сих пор даже нет закрепленного понятия "фриланс" в законодательстве. Однако реалии бизнеса приводят к новым формам трудоустройства. В 2012 году парламентарии все чаще начинают обсуждать этот вопрос.

 

Для возможности удаленной работы важны 2 образующих фактора: ментальная готовность к такой форме трудоустройства как работников, так и работодателей, и наличие технических возможностей", - рассказывает управляющий директор рекрутингового агентства Rational Grain Ольга Степанова.

 

С точки зрения технических возможностей, по мнению эксперта, проблем нет (во всяком случае, в крупных городах). А вот с менталитетом пока есть трудности. В России в ряде компаний все еще сильна концепция "я - начальник, и мне нужны подчиненные, и только в офисе я смогу их контролировать". Само присутствие сотрудника в офисе никак не значит, что он будет эффективен. Трудоспособность и результативность зависят от правильно выбранного сотрудника, не важно, работает он в офисе или удаленно. На каждом месте нужны правильно подобранные люди. На фрилансе будут эффективны только самомотивируемые и самодостаточные сотрудники.

 

"Прошли те времена, когда присутствие всех сотрудников вне зависимости от деятельности компании было обязательным! Сейчас все больше организаций отдают предпочтения для устройства сотрудников в виртуальных офисах, так могут работать не только операторы колл-центров, но и менеджеры по продажам. Если сотрудник дисциплинирован, ответственен, качественно выполняет свою работу, то его эффективность очевидна, работает ли он в офисе или дистанционно. Другой вопрос, насколько само руководство компаний готово, в принципе, к такой форме развития бизнеса, а также к контролю за дистанционно работающими сотрудниками", - добавляет HR-бизнес-партнер холдинга "Империя Кадров" Светлана Белова.

 

По мнению Ольги Степановой, основной минус дистанционной занятости - сложность контроля сотрудников, но это только при условии неправильного подбора персонала. Крупные компании это решают весьма эффективно, грамотно выстраивая процессы и формы отчетностей дистанционно.

 

"Не стоит возвращать в офис всех, кто работает дистанционно. У каждой профессии задачи и цели разные. Менеджер по продажам нужен в полях, а не в офисе. В офисе он скорее будет генерировать убыток. А вот бухгалтер или рабочая группа конструкторов и архитекторов нужны в офисе, поскольку именно там для них максимально комфортно организована работа. Данные профессии связаны  с тем, что нужен контроль на большом количестве этапов работы, важна постоянная сверка и обмен опытом, выработка совместных решений. Если такие группы будут работать удаленно, то сроки разработки проектов могут серьезно затягиваться", - рассуждает эксперт.

 

Несколько случаев, когда имеет смысл "вернуть" сотрудника в офис


По мнению заместителя HR-директора AT Consulting Елены Манаевой, все зависит от того, какого рода работу выполняет тот или иной сотрудник. Есть роли, эффективное исполнение которых невозможно без постоянного присутствия в офисе. Трудно представить офис-менеджера, который будет работать из дома. С творческими профессиями дела обстоят иначе. Дизайнеры, программисты и другие специалисты, свободные от постоянных офисных коммуникаций, зачастую работают гораздо более продуктивно дома, в комфортной обстановке, нежели в офисе, утомленные ежедневными поездками в транспорте. Эффективность при этом оценивается в сравнении со стандартными KPI, принятыми для сотрудников, работающих в офисе. Показатели не должны быть ниже. Кроме того, возможность периодически работать из дома является одним из инструментов управления мотивацией персонала. Отсутствие жесткого условия работать только в офисе стимулирует сотрудников трудиться более эффективно, повышает лояльность к компании, что очень важно в условиях конкурентного рынка труда.


"Возвращать в офис сотрудников, работающих дистанционно, имеет смысл в нескольких случаях. Прежде всего, это снижение эффективности работы. Стоит также вернуть сотрудников, если вы формируете команду под проект, особенностью которого является необходимость постоянного взаимодействия его участников. Бывают задачи с высокой критичностью времени обработки запроса, где недопустимо промедление в коммуникации между участниками. В этом случае важно, чтобы сотрудники находились в рабочее время в одном офисе, даже в одном кабинете", - говорит Елена Манаева.


Комментарии

  • Mat Mecall — 23:03, 28.02.2013
    Телекомьютера - во всех смыслах проще уволить. Факт. Понятно, расходы "на душу работника" при этом - резко возрастут ;)

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно