Ксения

"Великие по собственному выбору"

Секреты успеха корпораций, которым удалось превратиться в нечто большее, чем просто "хорошая компания"


Книга Джима Коллинза и Мортена Хансена "Великие по собственному выбору", вышедшая в издательстве "Манн, Иванов и Фербер", логично продолжает и успешно дополняет цикл ранее проведенных Коллинзом исследований ("От хорошего к великому", "Построенные навечно", "Как гибнут великие"). По словам самих авторов, этой работой они хотели просверлить еще несколько отверстий в "черном ящике" и пролить больше света на феномен величия.

Почему одни компании в условиях неопределенности, хаоса и глобальных потрясений гибнут, а другие умудряются не просто выжить и даже не только вырасти, а достичь по-настоящему великих результатов? В чем принципиальное различие между этими компаниями? Как рассказали Коллинз и Хансен, этот вопрос сам нашел их и лег в основу масштабного многолетнего исследования, подробного изучения жизненных циклов успешных компаний, биографий их основателей и руководителей и их принципов ведения бизнеса.

Однако стоит оговориться, что книга не о кризисном менеджменте - авторы рассматривают вопрос гораздо более глобально.

В чем заключается феномен величия?

Авторам удалось если не раскрыть секрет, то вплотную подойти к "списку ингредиентов" подлинного величия (то есть к тем принципам, которые, конечно, величия не гарантируют, но соблюдая которые, достичь по-настоящему грандиозного успеха куда более реально). Коллинз и Хансен ответили на вопрос, почему компании из одной сферы со схожими (а в некоторых случаях едва ли не с идентичными) бизнес-моделями в одинаковых условиях достигают очень разных результатов. Исследование, проведенное авторами, охватывает эпоху расцвета таких компаний, как Microsoft, Intel, Southwest Airlines, Amgen (крупная биотехнологическая компания), Biomet (производитель медицинского оборудования), Progressive (страховая компания) и Stryker (производитель хирургического оборудования). Их истории рассматриваются не опосредованно, а в сравнении с заметными (хорошими, но не великими) представителями отраслей.



Естественно, величие компании во многом зависит от ее лидера - образно говоря, капитана и рулевого. Как ни странно и ни парадоксально, но в основе успеха великих компаний - не склонность СЕО к серьезным рискам, не его дар предвидения, не погоня за инновациями, не скорость принятия решений, не радикальные перемены внутри компании в ответ на внешнюю ситуацию и даже не удача! К слову, последний фактор авторы тоже изучили. Вывод только подтвердил их теорию: удачных и неудачных событий на долю всех компаний выпадало примерно поровну (великие компании даже порой испытывали чуть большее невезение). Периодически везет (и не везет) всем - разница лишь в том, что великие компании умеют извлекать максимум пользы даже из небольшой удачи.

Некоторые открытые исследователями стратегии успеха могут вызвать определенное недоверие: например, отказываться от чересчур агрессивного роста, когда обстоятельства благоприятствуют, в пользу стабильного развития, названного авторами "двадцатимильным маршем"; не спешить выйти на рынок с новым продуктом первыми, а быть "на один шаг позади", и т. д.

Важно отметить, что Коллинз и Хансен в ходе исследования применяли метод исторического (а не ретроспективного) анализа. Если рассматривать ситуацию "в разрезе" ретроспективного анализа, то критически важными ошибочно кажутся слегка безрассудная смелость, удача и пророческий дар. Меняется угол зрения на привычное - например, Стив Джобс выступает не как провидец и революционер (каким его, в общем-то, привыкли видеть), а как неистовый фанат дисциплины.

Как великим компаниям удается совмещать строгую дисциплину и поощрять творчество? Что такое продуктивная паранойя, и как она помогает на пути к величию? Как работает эмпирическая креативность? Об этом - в книге "Великие по собственному выбору".

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно