"Великий китайский файрвол": какие слова китайцы не могут найти в интернете


Все более и более пугающие сообщения для российских пользователей интернета появляются в медийном пространстве. Сначала журналисты "Ведомостей" сообщили, что на Совбезе РФ обсудят отключение России от глобального интернета в случае ЧС, затем на РБК появилась информация о том, что Госдума может запретить дешевые звонки на телефоны через интернет. И хотя пока ни того, ни другого не произошло, самое время посмотреть, как в условиях ограничений работает интернет, например, Китайской Народной Республики. 


РИА Новости

Первое электронное письмо из Китая было отправлено 20 сентября 1987 года  профессором Цянь Тяньбай. Этот день считается официальной датой рождения китайского интернета.  Свой домен первого уровня .cn Поднебесная получила в 1990 году. После этого 8 лет интернет в Китае жил вольной жизнью, пока партия и правительство не обратили внимание на вредные идеи, просачивающиеся в страну вместе с интернет–трафиком. 
 
В 1998 году родился "Великий китайский файрвол" или, как его предпочитают называть сами китайцы, "Золотой щит" - глобальная система  фильтрации содержимого интернета. В отличие от, например, северокорейского "Кванмён" (полностью автономного интронета, закрытого от внешних влияний), китайский интернет теоритически позволяет связываться с внешним миром, но накладывает на пользователя ряд существенных ограничений.
 
Что нельзя?
 
Китайские власти закрывают доступ на любой ресурс, где может содержаться нежелательная, по их мнению, информация. В  частности, блокируются сайты практически всех иностранных СМИ, страницы американских университетов и абсолютно все вне китайские социальные сети (Facebook, Twitter, YouTube). Кроме того, китайский интернет не будет искать ответа на запросы, содержащие слова -
"Тибет", "Тайвань", "равноправие", "демонстрация", "антияпонский", "свобода", "демократия", "ВИЧ" и множество других, сомнительных с точки зрения правительства. Даже иноязычные песни в китайском интернете должны с 2010 года сопровождаться одобренным минкультом переводом на путунхуа.

Как это работает?

Интернет-провайдеры Китая жестко сертифицируются: имеют право гнать трафик лишь через трех государственных операторов связи - ChinaNet, GBNet, CERNET или CSTNET. Все они надежно прикрыты "золотым щитом". При попытке зайти на "нежелательный" сайт, "великий файрвол" намерено вводит в кэш DNS неверные IP-адреса, таким образом делая соединение невозможным. Кроме того, брандмауэр сканирует URL-адреса и отключает соединение, если эти URL содержат определенные ключевые слова. Например, "Википедию" в Китае читать можно, но узнать, что думает коллективный разум по поводу освободительного движения на Тибете, уже не получится. Также "золотой щит" не признает анонимности: для того, чтобы оставить сообщение на форуме или в чате, нужна обязательная  регистрация, необходимо указать свои настоящие личные данные, включая имя, адрес и идентификационный номер.
 
Санкции для нарушителей
 
За нарушение правил провайдер может лишиться лицензии, а частным лицам за незаконный контент грозят самые разнообразные кары, вплоть до смертной казни.
 
Что у них вместо Facebook?
 
У каждого популярного западного ресурса есть свой успешный китайский аналог.
 
Baidu – поисковик, аналог Google, содержит свыше 740 млн веб-страниц, 80 млн изображений и 10 млн медиафайлов.  По количеству обрабатываемых запросов стоит на втором месте в мире, уступая только Google. Имеет собственную "Википедию" – Энциклопедию Baidu.
 
RenRen – социальная сеть, полный аналог Facebook. Вплоть до повторения интерфейса. Насчитывает 40 миллионов уникальных пользователей. Имеет свою систему цензуры, запрещены такие выражения, как "расстрел на площади Тяньаньмэнь", Фалуньгун и Чжао Цзыян.
 
SinaWeibo – микроблог, аналог Twitter, в феврале 2013 насчитывал более 500 миллионов пользователей.
 
Tudou – аналог YouTube. Содержит 55 миллионов видеороликов, в день посещается более чем 7 млн уникальных пользователей.
 
Капитализацию этих компаний из-за специфики китайской экономики посчитать довольно сложно. Хотя цифры должны быть весьма впечатляющими. Только объем интернет-торговли в Китае составил за 2013 год более 1,66 триллиона долларов. Красноречивей всего потенциал китайского онлайн-рынка показывает история с первичным размещением акций (IPO) китайского интернет-гиганта Alibaba Group Holding. Холдинг владеет крупнейшими в Китае платформами электронной коммерции. Капитализация компании по итогам размещения акций достигла $231,4 млрд, превысив рыночную стоимость Facebook, Procter & Gamble и JPMorgan Chase.


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно