Архив rb.ru

Вице-президент "Билайна" о кризисе на телеком-рынке и о том, почему Россия выйдет из него первым

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

На прошлой неделе в рамках проекта Uber PITCH RB.ru проехался на такси с одним из менторов акции - исполнительным вице-президентом по стратегии и развитию бизнеса "ВымпелКома" Александром Поповским.

Вице-президент "Билайна" о кризисе на телеком-рынке и о том, почему Россия выйдет из него первым
Присоединиться

В промежутках между презентациями предпринимателей мы поговорили о кризисе в отрасли телекома, поиске выхода из тупика и о том, что Россия – уникальная страна.

 
- Зачем вы участвуете в этом проекте, ведь у вас нет акселерационной программы?
 

- Во-первых, у нас теперь своя акселерационная программа есть – конкурс digital-разработок Eurasia Mobile Challenge. Как раз сейчас закончили регистрацию идей и начали этап акселерации – готовим ребят из России сначала к региональному финалу и нашему собственному отбору, а затем - к презентации идей на Mobile World Congress в Барселоне в феврале 2016. Там они смогут выступить перед международным телеком-сообществом, что в общем-то неплохая перспектива для старта.
 
А во-вторых, всем полезно выходить из кабинета и слушать идеи, поскольку телеком-рынок находится в состоянии кризиса идей и нужно искать новые возможности для роста, особенно это полезно таким большим косным компаниям, как телеком-операторы. Подобная практика общения с руководством, которому можно рассказать о любой идее, кстати, существовала во времена моей работы в МТС. Там это называлось "Разговор в лифте" или Elevator Pitch, когда каждый мог пообщаться с топ-менеджером 15 минут. Правда, выхлоп был небольшой.
 
- Можно ли обратиться за вашей экспертизой, если не повезло войти в число счастливчиков?
 

- Мы все открытые люди, самый простой способ – написать в Facebook Михаилу Слободину. Наряду с вопросами по абонентскому обслуживанию, что нормально для таких каналов, люди  в них приходят и с какими-то идеями. Мне можно писать в Twitter.
 
- Даже если проект не относится к телекому?
 

- Телеком сегодня многогранен – помимо традиционных телекомовских сервисов, сегодня телеком – это и новые услуги в ритейле, и мобильные финансы.
 
- Кризис в традиционном телекоме сегодня объясняется тем, что конечное число пользователей  услуг связи уже достигнуто?
 

- В России очень высокая конкуренция - для операторов это непростая модель, когда все игроки довольно близки по долям рынка.  Четыре оператора (МТС, "Билайн", "МегаФон" и Теле2) – это более чем достаточно для нашей страны с таким невысоким уровнем подушевого дохода и такими огромными территориями. В  Европе, например, в  странах, где работают четыре оператора, с качеством связи серьезные проблемы, потому что рынка на всех не хватает. В России, что бы ни говорили, качество связи на порядок выше.  При этом в силу высокой конкуренции цены операторы вынуждены держать на низком уровне.  Если бы был один лидер и два догоняющих или два сильных игрока и один догоняющий, как в других странах - в этих условиях еще могут складываться какие-то предпосылки для роста рынка. А так получается, что в России рынок стагнирует. 
 
- Вы  как ищете свои точки роста в этой ситуации?
 

- Я думаю, что в странах типа России выход из этого телекомовского тупика найдут раньше, чем в Европе или США. Если посмотреть американскую модель, то там все-таки очень высокие цены на связь, и у них экономического смысла уходить от модели "трубы" нет – они неплохо растут и в этом формате, потому что там интернет очень дорогой. В России цены на мобильный интернет одни из самых низких в мире, если считать в долларах. У нас, российских операторов,  нет возможности  затянуть свое пребывание  в традиционной модели. Это связано с тем, что потребление мобильного интернета в России и, соответственно, нагрузка на сети операторов растут экспоненциальными темпами, цены же на мобильный интернет, напротив, только снижаются. А чтобы продолжать обеспечивать техническую возможность сетей обслуживать потребление этого трафика на достойном уровне, нужны огромные инвестиции. Вопрос, где их взять, если мобильный интернет российских операторов продолжает оставаться одним из самых дешёвых в мире.
 
- А как же интернет вещей?
 

-  Сегодня IoT в России лишь только начинает свое развитие. Есть какие-то аспекты (например, connected car, М2М), но в объемах небольших, если сравнивать с традиционным бизнесом. В целом есть куча идей, как развивать телеком (М2М, мобильная коммерция и т.д.) - аналитики на них смотрят оптимистично: к 2020 году это может принести порядка $200 млрд в год во всем мире. Это звучит очень круто, да? Но весь мобильный рынок, который падает, - это 2 триллиона долларов. 
 
Сейчас также на слуху вопрос, должны ли операторы как-то противостоять мессенджерам. Мое мнение: нам как операторам выгоднее, чтобы эти сервисы развивались. По одной простой прагматичной причине – делить, собственно, нечего. Выручка Google при всем масштабе примерно $80 млрд долларов, давайте ее разделим на всех операторов? Это ничего не решит, более того  только навредит, не будут развиваться новые приложения, не будет расти число пользователей мобильного интернета. Это наша операторская проблема, как сделать так, чтобы у нас вместе с трафиком росла выручка. Я думаю, что мы найдем выходы. Один из  очевидных вариантов, например,   через ценообразование. Но тут важно, чтобы были соблюдены интересы всех трех сторон – и операторов, и клиентов, и мессенджеров. Ну и более долгоиграющие темы - у операторов есть много того, что могло бы быть полезно для следующего уровня развития приложений.  Пока в интернете вся монетизация идет только через рекламу, но тупик рекламного ажиотажа очевиден, темпы роста выручки Google, Facebook замедляются, хотя у Facebook  в меньшей степени (они начали нормально расти в мобильном сегменте). Помните бум телевизионной рекламы в 90-е? Сейчас все, рынок падает. Так же будет и с интернет-рекламой – есть естественный предел. Поэтому нужно искать другие варианты, как быть полезными. Вот ребята (представлявшие свои идеи на питчах – ред.) придумывают интересные приложения.
 
- В Америке у операторов нет такой проблемы?
 

- В Америке острота проблемы, безусловно, меньше. Тарифный план с 10 гб мобильного интернета стоит 100 долларов в месяц, у нас – в десяток раз меньше, а оборудование мы покупаем за ту же самую валюту у тех же самых поставщиков. При этом, согласно официальным данным, население Америки  в 2 раза больше.
 
- Как развивающиеся страны, например, Индия решают эту проблему?
 

- В Индии довели ситуацию до того, что толком мобильного интернета там нет. Там 11 операторов, конкуренция настолько жесткая, что почти никто из операторов не зарабатывает. Покрытие слабое, 3G начал появляться только несколько лет назад, только-только запущены первые сети LTE.
 
На фоне всех этих примеров Россия - уникальная страна. Да, иногда некоторые игроки иронизирует по поводу качества госрегулирования. Но если серьезно смотреть на конечный результат, то по факту мы живем в стране с самой дешевой мобильной связью, с самым дешевым мобильным интернетом и с самым лучшим покрытием населения современными технологиями (у нас 95% населения покрыты сетями 3G, 70% - сетями 4G).  И это здорово для нас как для потребителей. А операторов стимулирует искать новые пути для развития. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
  3. 3 Veon решил продать долю в Beeline Kyrgyzstan
  4. 4 «Дочка» «Ростелекома» заинтересовалась производством ноутбуков
  5. 5 Одна дополнительная услуга — плюс 100 млн рублей в год: как телеком-компании зарабатывать больше