Ксения

Возможность помогать людям - эффективнейшее средство мотивации

О том, как правильно мотивировать персонал, рассказал в своей новой книге любимый психолог компании Google Адам Грант


В своей новой книге Give and Take психолог Адам Грант дал несколько отличных (и довольно нестандартных) советов по мотивации персонала. Например, по его словам, "ценнейший неиспользуемый источник мотивации" - то, как наша работа помогает окружающим.

Это говорит самый молодой профессор Уортноской школы бизнеса (несмотря на то, что Адаму Гранту всего 31 год, у него самый высокий рейтинг среди профессоров в школе, пишет издание The New York Times Magazine). Грант - один из самых успешных ученых в сфере организационной психологии, он занимается изучением вопросов работы и карьеры. Его влияние простирается далеко за пределы академических кругов - он регулярно консультирует компании из разных сфер бизнеса относительно того, как им получить максимальную отдачу от своих сотрудников и как помочь сотрудникам получить максимальную отдачу от их работы. Руководитель подразделения HR-аналитики Google Прасад Сетти говорит, что к Гранту компания обращается, когда "думает о больших проблемах, которые надо решать".

Организационная психология как наука уже довольно давно сосредоточена на том, как построить работу в компаниях так, чтобы специалисты получали от нее удовольствие и хотели бы продолжать ею заниматься. Сначала из изучения этой проблемы были сделаны традиционные выводы: о сотрудниках необходимо заботиться, обеспечивать финансовые стимулы и возможности карьерного роста - это очевидно. Адам Грант в ходе своих исследований пришел к выводу, что важнейший (и почему-то не до конца оцененный) мотивационный фактор - возможность "служения окружающим", возможность вносить своей работой вклад в жизни других людей. Возможность помогать другим делает специалистов более продуктивными, нежели сосредоточенность на собственных нуждах. Эти и другие выводы будут опубликованы в новой книге Гранта Give and Take, выход которой намечен на 9 апреля.

Помощь другим повышает продуктивность, а не наоборот

В своей книге Грант приводит в качестве одного из примеров очень банальную ситуацию. Например, сотрудник добирается до офиса, открывает почту, а там - 300 непрочитанных сообщений. Какой будет первая реакция на это? Правильно, раздражение и желание поскорее свернуть окно с почтой и подольше не возвращаться к этому вопросу. Подход, который использует Грант и который советует другим, помогает реагировать иначе.

Вряд ли можно много сделать, думая о том, что нужно срочно ответить на 300 сообщений. Грант советует методично приучать себя думать о том, что каждым ответом на каждое сообщение вы помогаете получателю. В итоге, отмечает Адам Грант, специалист чувствует себя лучше и более качественно выполняет работу. Есть довольно известная история о том, как двух каменщиков спросили о том, чем они занимаются. Один сказал: "Я кладу камни". Второй ответил: "Я строю собор". Наверное, не надо объяснять, у кого из них двоих качество работы, вовлеченность и продуктивность были выше.

Напоминания о важности работы каждого

В ходе одного из своих первых исследований Адам Грант посетил колл-центр, сотрудники которого занимались поиском средств для стипендий. Для своего эксперимента он попросил специалистов сделать десятиминутный перерыв и послушать рассказ студента о том, как полученная стипендия изменила его жизнь, просто невероятно повлияла на продуктивность работников колл-центра.

Через месяц показатели колл-центра выросли. Сотрудники работали по прежнему "сценарию", но благодаря повышению эффективности, они проводили за телефонными разговорами гораздо больше времени (рост составил 142%), а доходы стали выше на 171%. Письма от благодарных получателей грантов и стипендий тоже существенно влияли на рост производительности.

Некоторые сотрудники даже не воспринимали это как дополнительное средство мотивации, но результаты говорили сами за себя. Исследование проводилось пять раз, и в каждом случае показатели росли.

Позднее Адам Грант проводил другой эксперимент. В разных больницах рядом с раковинами он разместил таблички с напоминаниями для врачей и медсестер о том, как важно регулярно мыть руки. Объявления в одной больнице гласили, что если регулярно не мыть руки, то врач или медсестра могут заразиться различными инфекциями. На объявлениях в другой больнице было написано, что из-за недостаточной аккуратности врачей и медсестер заразиться могут пациенты. Во второй больнице частота использования мыла и дезинфицирующих средств для рук выросла на 45%.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно