Ксения

Выходное интервью

Как и зачем его проводить


Увольнение сотрудника из компании - дело, конечно, вполне обычное (хотя порой и сопровождается сожалением). Когда все напутственные слова и добрые пожелания уже озвучены, а прощальный торт съеден, остается последняя процедура перед окончательным расставанием - выходное интервью.

Отношение к бывшему сотруднику, которое определяется формулировкой "С глаз долой - из сердца вон", безусловно, имеет право на существование и в каких-то случаях, возможно, даже оправдывает себя. Но если сотрудник хорошо зарекомендовал себя, внес весомый вклад в развитие дела и расставание проходит тепло, имеет смысл с ним встретиться и обсудить некоторые моменты, до которых "не доходили руки" во время его пребывания в компании. Естественно, случаи увольнения из-за нарушения профессиональной этики, недопустимого поведения сотрудника и прочих неприятных обстоятельств не рассматриваются.

Плюсы выходного собеседования

Выходное интервью - прекрасная возможность поговорить начистоту (теперь уже попросту нет смысла что-то скрывать и недоговаривать), выяснить настоящие причины ухода, а также получить информацию о положении дел внутри компании и оценить работу управляющего состава. Если что-то не устраивало одного человека, вполне возможно, что ситуация может повториться и с другими сотрудниками.

"Знание - сила. Выходное интервью может дать очень важную, зачастую неочевидную информацию о том, как обстоят дела в коллективе, что действительно влияет на мотивацию персонала компании. Помимо этого, вы сможете узнать о возможных проблемах компании или руководителях, о которых работник не решался рассказать раньше. Все это помогает более грамотно выстраивать внутренние коммуникации с сотрудниками в дальнейшем, своевременно реагировать на возможную текучесть кадров", - комментирует региональный консультант по поиску и подбору персонала холдинга "Империя Кадров" Мария Павлова.

А уж если компания столкнулась с проблемой текучести кадров, то выходные интервью проводить буквально необходимо. Кроме того, сохранив с ценным специалистом неплохие отношения "на выходе", можно рассчитывать на дальнейшее продолжение сотрудничества (пусть и в несколько иной форме). К тому же, сотрудник будет понимать, что двери в эту компанию для него не закрыты, и она в его глазах останется лояльным работодателем.

"Довольно много случаев, когда именно выходное интервью помогло переоценить перспективы и успешные сотрудники остались в компании. Более того, ни для кого не секрет, что в большинстве коллективов есть свои внутренние взаимоотношения, порой дружеские, и увольнение одного может повести за собой целую череду потери эффективных работников", - говорит Мария Павлова.

Репутация компании, в числе прочего, складывается из высказываний специалистов, работающих (или когда-то работавших) в ней. Выходное интервью может также предотвратить формирование негативного имиджа. Если сотрудник по каким-то причинам на компанию обижен, беседа с ним перед увольнением - дополнительный шанс разрешить все недопонимания и разногласия.

Интервью перед увольнением - показатель заботы компании о сотрудниках

"Выходное интервью - это беседа HR-менеджера либо сотрудника отдела кадров с увольняющимся сотрудником. Как правило, выходное интервью проводят в форме личной беседы, либо заполняется специальный опросник, в котором сотрудник перед уходом может оставить своим комментарии и пожелания", - говорит руководитель группы по подбору персонала Coleman Services Эльвира Смагина.

Проводить выходное собеседование может не только HR-специалист, но и непосредственный руководитель увольняющегося сотрудника. В этом случае разговор получится более информативным и конкретным.

"Есть некоторые споры по поводу того, кто именно должен проводить выходное интервью. Кто-то говорит, что непосредственный руководитель, так как именно он хорошо знает все о своих подчиненных, другие утверждают, что HR-менеджер, так как это позволит выяснить моменты, связанные с управлением в компании. Преимущества есть в обоих этих вариантах, поэтому всегда рекомендую проводить две беседы. Одно собеседование неформальное, которое позволит более свободно поговорить, а второе - более официальное, направленное на поддержание положительного имиджа, проявление заботы о сотруднике, возможно, с предложением рекомендаций и так далее. В этом случае, роли между руководителем и hr-специалистом можно разделить, а также это, несомненно, повысит достоверность полученной информации. Обе встречи стоит проводить в два этапа, первую - как только узнали о намерениях сотрудника, а вторую - незадолго до его непосредственного увольнения", - говорит Мария Павлова.

По словам Эльвиры Смагиной, для компании, которая "прощается" с сотрудником, выходное интервью - это отличный способ получить обратную связь от работников и в дальнейшем использовать данную информацию для оптимизации бизнес-процессов, в том числе корректировки кадровой политики.

"На мой взгляд, сложно оценить распространенность данной процедуры в компаниях - к ней могут прибегать как в крупных холдингах, так и в практически семейных небольших организациях практически любой сферы деятельности. Уверенно можно сказать лишь то, что руководство этих компаний заботится о коллективе и стремится увеличить собственную эффективность, ведь ключевой капитал любой организации - это люди", - считает Эльвира Смагина.

Практика выходного интервью более распространена на международном рынке

"Выходное интервью может проводиться сотрудниками HR-службы или непосредственным руководителем, в зависимости от цели данного интервью, а также уровня и статуса увольняющегося. Цель выходного интервью определяет руководитель, выступающий в роли заказчика. На таком интервью можно выявить реальные причины ухода и получить конструктивные комментарии по ситуации в компании или же мотивировать сотрудника на удержание в компании. В дальнейшем данная информация может использоваться для выявления и анализа проблемных зон в работе сотрудников, их мотивации, корпоративной культуре, помогая избежать увольнения других ценных сотрудников. Практика проведения таких интервью встречается далеко не во многих российских компаниях, такой метод  анализа причин ухода сотрудника из компании в большей степени распространен среди международных игроков отечественного рынка", - рассказывает старший консультант департамента "Executive Search & Management Selection для рынка финансовых услуг" "Агентства Контакт" Елена Романова.

Что нужно выяснить в ходе интервью?

Поскольку беседа перед увольнением предполагает откровенность, у сотрудника стоит выяснить, в какую компанию (хотя бы профиль и размер бизнеса) он уходит, ради каких перспектив. Если собеседование проводит HR-специалист, то имеет смысл спросить об отношениях с руководителем - возможно, если бы сотрудник работал с другим менеджером, то все сложилось бы иначе? Финансовый вопрос тоже нельзя обходить стороной - конечно, речь может не идти о точных суммах, но если у сотрудников есть недовольство уровнем зарплаты или системой премирования, это нельзя игнорировать.

Также выходное интервью - это повод сказать сотруднику несколько приятных слов (в случае, если действительно есть, что сказать) и отметить, что вы готовы посодействовать ему, например, с рекомендациями.

"Важно не забывать о том, что выходное интервью тоже стоит частично регламентировать. Особое значение стоит уделить тому, что именно вы хотите узнать, какую цель преследуете, а также как потом будут применяться полученные сведения. Понимание этого поможет вам более грамотно сформулировать вопросы и выработать стратегию дальнейших действий. Вопросы должны задаваться в позитивном тоне, быть максимально открытыми. Но нельзя забывать о том, что каждый ответ стоит перепроверить несколько раз, для этого часто используют проективные вопросы.

Для того чтобы эту информацию можно было представлять руководству и работать с ней в дальнейшем, стоит сразу разработать форму, то есть чек-лист, в котором будут зафиксированы обязательные вопросы и ответы на них, дополнительную информацию можно будет добавить в примечаниях. Лучше всего создать комфортную и неформальную обстановку. Поэтому не стоит проводить интервью в период подписания и получения всех документов и выплат - хорошо сделать это заранее, до самого последнего дня работы", - рекомендует Мария Павлова.

Самое сложное, с чем придется столкнуться при проведении выходного интервью, по словам эксперта, - это низкий уровень мотивации сотрудника принимать вовлеченное участие в этом процессе. Так как эта практика в России не очень распространена, многие сотрудники просто не понимают, зачем это нужно. Не стоит забывать, что это двусторонняя коммуникация и не надо стремиться "выжать" из человека как можно больше полезной для себя информации: необходимо проявить заботу о нем, объяснить, почему это важно для обеих сторон. Только правильное выстраивание внутренних коммуникаций с сотрудниками поможет выходному интервью стать незаменимым инструментом корпоративной культуры компании.

Комментарии

  • Елена Александрова — 14:54, 15.10.2012
    Выходное интервью никогда не будет объективным. По нескольким причинам. Если человек принял решение уйти из компании, то для него главное получить все причитающиеся деньги и если необходимо рекомендации. Значит искренне о состоянии дел и причине ухода он не скажет, скорее выдаст ту информацию. которую от него ожидают услышать. Если уходит в состоянии конфликта, то тем более ему не имеет смысла что-то говорить или его высказывания скорее будут банальной обидой. В компании необходимо выстраивать коммуникации со дня утверждения кандидата на должность и менеджерами коммуникаций и изменений должны быть HR. В области их компетенциий находится и подбор персонала по многочисленным критериям и развитие персонала и получение информации о различных изменениях в жизни сотрудников. Но для этого HR должен не выслуживаться перед руководством, а работать с сотрудниками компании.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно