Ксения

Well-being сотрудников в компании: опыт JTI

Что нужно, чтобы сотрудник чувствовал себя благополучным и был максимально эффективным?


Один из важных HR-трендов уходящего года - забота не только о мотивации сотрудника и его work-life balance, а комплексная забота компании об общем благополучии специалиста (или, как это называют западные HR-специалисты, well-being). Что входит в это понятие и какими средствами можно поддерживать уровень благополучия сотрудников?

О том, как это происходит в компании JTI на конференции издания The Moscow Times Top HR-Trends 2013 рассказал вице-президент по персоналу Филипп Рыбаков. По мнению эксперта, это скорее тренд завтрашнего дня, но во многих компаниях он набирает силу уже сейчас.

JTI (Japan Tobacco International) - международное подразделение японской табачной компании Japan Tobacco, третьей в мире по величине табачной компании. В России является лидером табачного рынка. Среди брендов компании - Camel, Winston, Mild Seven, More, Salem, Sobranie, Glamour и другие.

Есть масса исследований, которые иллюстрируют прямую взаимосвязь между результатами бизнеса и вовлеченностью сотрудников. Разумеется, человеку, у которого есть проблемы в семье, со здоровьем или в других жизненных сферах, гораздо труднее сохранять вовлеченность и уделять максимум энергии работе. Если компания поможет сотрудникам в сохранении благополучия, то их вовлеченность вырастет. Согласно исследованию, проводимому в минувшем году в JTI, 90% сотрудников демонстрируют высокие показатели вовлеченности. Это один из лучших результатов в России.

Специалисты компании Gallup в ходе одного из исследований пришли к выводу, что есть пять основных факторов, влияющих на благополучие человека. Это карьера, социальный и финансовый факторы, физическое состояние и вклад, который человек вносит в общество. Этот комплекс компания JTI включила в свою well-being-программу для сотрудников.

Характеристики карьерного аспекта благополучия просты: человеку должно нравиться то, чем он занимается, у него должны быть понятные перспективы развития и роста. Что касается социального фактора, то многие люди говорят, что не уходят из компании, потому что там работают их друзья. Дружеская атмосфера и возможность социализации, качественного общения на работе крайне важны. Согласно результатам исследования Gallup, человек должен взаимодействовать с окружающими как минимум шесть часов в день (оффлайн и онлайн). В финансовом аспекте большинству людей очень важно зарабатывать не хуже (а в идеале - намного лучше) окружающих. Есть известный опрос, в ходе которого людям предлагали два возможных варианта финансового состояния. Первый - зарплата $50 тысяч в год при условии, что окружающие будут зарабатывать $25 тысяч. Второй - зарплата $100 тысяч в год при условии, что коллеги будут зарабатывать $200 тысяч. Как это ни удивительно, но ровно половина респондентов были согласны на первый вариант. Это важно учитывать в разработке программ компенсации. Кроме того, люди стремятся к финансовой стабильности: многие предпочтут среднюю, но стабильную зарплату доходу с переменной частью. С точки зрения физического состояния важны ощущение безопасности, правильное питание, физическая активность, количество сна и доступ к качественному медицинскому обслуживанию. Возможность внести вклад в общество, по мнению исследователей из Gallup, - главный фактор, определяющий разницу между хорошей и великолепной жизнью.

Well-being-программа в компании JTI

Главный KPI, который есть в JTI, - процент повышений специалистов внутри компаний. Этот индикатор показывает, как обстоят дела с планированием карьеры. Чем выше процент, тем лучше. В течение последних трех лет в компании показатель составляет примерно 92%. За это, по словам Филиппа Рыбакова, за это JTI не любят хедхантеры.

В социальном аспекте компания много внимания уделяет соблюдению сотрудниками work-life balance. В JTI есть возможность работать по гибкому графику (для всех специалистов, кроме занятых на производстве). Как и во многих компаниях, руководству важнее результат, нежели то количество времени, которое сотрудник проводит на работе. Московские реалии делают возможность гибкого графика настоящей необходимостью. Как отметил Филипп Рыбаков, 4 часа в день (с 11:00 до 15:00) сотрудники все же должны находиться в офисе, чтобы была возможность провести встречи и совещания. Остальное время остается на усмотрение сотрудников.

С точки зрения финансовой составляющей в JTI разработана программа софинансирования пенсионных накоплений. Люди, которые сейчас заняты в бизнесе, очень хорошо зарабатывают. Однако при выходе на пенсию многих из них ждет серьезная финансовая катастрофа, потому что в силу молодости и ряда иных причин они не задумываются о том, что с ними будет в шестьдесят лет. Мало кто предпринимает какие-то шаги, чтобы уровень дохода на пенсии не снизился. В JTI есть частная пенсионная программа. Формула, которую в компании называют "4+4=12" такова: 4% от зарплаты каждому сотруднику предоставляет компания. Если сотрудник вкладывает 4% зарплаты сам, то компания добавляет к его накоплениям еще столько же. Таким образом, у сотрудника есть возможность ежемесячно откладывать 12% заработной платы на пенсионные накопления. Кроме того, в компании сотрудникам регулярно предоставляют информацию о том, почему важно заниматься финансовым планированием. Пока в пенсионной программе участвуют далеко не все сотрудники, поскольку JTI - молодая компания. Впрочем, ежегодно процент участников растет.

Если говорить о физической активности и безопасности, то в компании есть масштабная программа, посвященная безопасности на дорогах. Очень многие сотрудники JTI в разных городах России пользуются автомобилями, поэтому программа очень актуальна. За последние три года количество ДТП с участием сотрудников снизилось в три раза. Это тоже своего рода KPI: каждый сотрудник компании должен пристегиваться ремнем безопасности, вне зависимости от того, едет ли он за рулем или на пассажирском сидении. Как рассказал Филипп Рыбаков, во время визита президента компании в Россию водитель отказывался трогаться с места, пока он не пристегнется. Ежегодно члены семей сотрудников получают материалы по безопасности от компании (так называемый "конверт для жен"). Кроме того, ежегодно в JTI проходят другие семейные программы.

Вопрос вклада в общество в JTI решается разными способами. В силу специфики деятельности, компании трудно внедрять программы, которые легко могут внедрять другие. Недавно JTI стала участником программы подготовки собак-поводырей для незрячих людей. В России за последние 15 лет было подготовлено всего 80 собак, очередь занята на 20 лет вперед. Подготовка собаки - огромный труд. Сотрудники JTI организовали марафон, за участие в котором человек должен был заплатить. Компания добавляла денег к той сумме, которую заплатил сотрудник. За один год JTI собрали сумму, необходимую для подготовки 15 собак. Этот марафон сотрудники назвали одним из лучших корпоративных мероприятий, которое у них было (даже лучше Christmas party).

Если говорить о программе в целом, то JTI старается понимать аспекты благополучия, внедрять их в жизнь своих сотрудников. В этом есть практический смысл, потому что это выгодно и для сотрудников, и для бизнеса.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно