Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Японские компании придумали "места изгнания" для сотрудников, которых хотят уволить

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Компании пытаются бороться со стратегией "пожизненного найма"

Японские компании придумали "места изгнания" для сотрудников, которых хотят уволить
Лучшие компании Страны восходящего солнца "нестандартно" подходят к вопросу увольнения - их обвиняют в использовании так называемых "местах изгнания". Дело в том, пишет национальная японская газета The Asahi Shimbun, что сложности с увольнениями якобы мешают компаниям быстро развиваться.

Компании крайне неохотно объявляют об увольнении напрямую, кроме того, в Японии очень строгое трудовое законодательство (и довольно распространенная система пожизненного найма, когда сотрудник приходит в компанию после окончания учебного заведения, выдерживает испытательный срок и покидает ее, уже только уходя на пенсию). Как пишет японский блогер, уволить сотрудника в Японии практически невозможно. Необходимо преодолеть массу юридических препятствий. Компания должна доказать, что экономические условия вынуждают ее прибегнуть к увольнениям, а сама компания при этом приложила все возможные усилия, чтобы этих увольнений избежать. Естественно, необходимо будет соблюсти все условия справедливого увольнения, организовать сотрудникам достаточное количество консультаций с представителями профсоюзов и т. д. Все это отнимает массу времени, сил и ресурсов, но даже при безукоризненном соблюдении всех условий остается риск судебных разбирательств с уволенным сотрудником. Доказать, что были приняты все возможные меры, компаниям бывает непросто.

Представители бизнес-сообщества настаивают на том, чтобы процесс увольнения был облегчен. Это, по их словам, позволило бы компаниям действовать быстро и полностью реализовывать потенциал роста. Видимо, поэтому и возникла необходимость искать непрямые (и не самые этичные) пути сказать сотруднику, что ему пора искать другое место работы. То есть сотрудников в конечном итоге увольняют, но косвенно - не просят написать заявление об увольнении, а фактически принуждают к этому. Такая ситуация получила образное название комнаты (или места) изгнания. В начале года The Asahi Shimbun писала, что этим вопросом очень заинтересовалось министерство здравоохранения, труда и благосостояния Японии.

"Комнаты изгнания"

Как это выглядит? Обычно в качестве так называемых комнат изгнания в компании выступают некие подразделения. "Лишних" сотрудников (нежелательных или плохо выполняющих свои обязанности) переводят туда и поручают им ненужную и неинтересную, "черную" работу, а то и вовсе не ставят перед ними никаких задач. Это, согласно сценарию, должно натолкнуть специалиста на мысли о том, что он что-то делает не так, что пора подыскать новую работу. Компании надеются, что сотрудники захотят уволиться по собственному желанию, поскольку бесполезная работа или безделье, скорее всего, спровоцируют депрессию и уныние. А расторжение контракта по инициативе сотрудника подразумевают абсолютно иные условия увольнения, нежели по инициативе компании.

Бесполезная работа бывает довольно разной. Например, как рассказал The Asahi Shimbun один сотрудник, пожелавший сохранить анонимность, ему поручали в течение 10 часов смотреть на экран телевизора с целью поиска дефектов и нарушений. Разумеется, ни одна компания не признается в таком давлении на сотрудников, поэтому отделам, в которые отправляют ненужных специалистов, присваиваются звучные "творческие" названия - к примеру, "центры развития бизнеса и карьеры", "подразделения карьерного развития", "центры вспомогательных проектов" и т. д.

Согласно данным издания, "комната изгнания" и их аналоги есть в крупнейших японских компаниях - в двух дочерних предприятиях Panasonic, в Hitachi, Sony, в дочерней компании NEC, в Toshiba и Seiko Instruments. Этот факт издание выяснило в начале этого года. Представители компаний отрицают, что на их работников оказывается подобное давление, связанное с увольнением. Как пишет The Asahi Shimbun, явление это имеет место, но получить точную информацию о том, скольких сотрудников отправляют в такие подразделения и сколько из них в итоге покидает компании, не представляется возможным, потому что компании в этом не признаются.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Основатель Panasonic – о 6 принципах выхода любой компании за рубеж
  2. 2 Цифры дня. Забудь меня, Google
  3. 3 Цифры дня. Телефонная зависимость
  4. 4 Как выглядели первые логотипы Apple, Amazon и других техгигантов