Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

"Ё-мобиль": от запуска проекта до закрытия

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Группа ОНЭКСИМ продала проект российского гибридного автомобиля государству за 1 евро

"Ё-мобиль": от запуска проекта до закрытия
Сегодня стало известно, что группа ОНЭКСИМ продала широко анонсированный проект "Ё-мобиль" государству всего за 1 евро. Все технологии были переданы государственному институту НАМИ, цеха в Санкт-Петербурге планируется продать. Решение, пишет "Коммерсант", в компании объяснили резким ростом цен на оборудование из-за ослабления рубля и спадом авторынка. Однако инициатор идеи Михаил Прохоров по-прежнему не считает ее провальной. RB.ru решил вспомнить основные вехи истории ожидаемого "народного автомобиля".

2010 год. В апреле проведена первая презентация и объявлен старт проекта, создана компания ООО "Городской автомобиль" для его реализации (участие ОНЭКСИМ - 51 %, участие ЯРОВИТ - 49 %). Бюджет оценивается в 150 млн евро. В октябре проведена вторая презентация - проект автомобиля заметно развивается. В ноябре по итогам конкурса "Мое название городского автомобиля" выбрано название "Ё-мобиль" и представлен логотип. В декабре представлены три опытных самоходных образца - ё-микровэн, ё-фургон, ё-кросс-купе.






2011 год. В феврале озвучена дата предполагаемой сертификации автомобилей (май 2012 года), а также обозначен новый диапазон цен - около 480 тысяч рублей. 1 апреля автомобиль опробует Владимир Путин, занимавший на тот момент пост председателя правительства. Он совершает поездку из Ново-Огарево в Горки-9. В середине апреля подписано соглашение о появлении завода "Ё-Авто" в индустриальном парке "Марьино" в Санкт-Петербурге, в середине мая запускается сайт "Ё-Авто" и начинается прием предзаказов на автомобили. За первые сутки число заявок превышает 50 тысяч, за первую неделю переваливает за 100 тысяч (предоплату, разумеется, вносить не требовалось). Компанию "Ё-авто" возглавляет Андрей Бирюков. В июне стартует строительство первого завода. Инвестиции в первую очередь завода составляют порядка 142 млн евро. В сентябре на автосалоне во Франкфурте презентован новый концепт "Ё-мобиля".


Сайт Председателя Правительства РФ

2012 год. В феврале опубликованы первые изображения салона ё-кроссовера. В сентябре главный конструктор "Ё-Авто" Андрей Гинзбург сменяет на посту главы компании Андрея Бирюкова - отставка последнего связана со срывом сроков реализации проекта. Серийное производство намечено начать через 2-2,5 года.

2013 год. В феврале обозначено, что серийный выпуск автомобилей может стартовать уже в марте 2015 года. В июне на Петербургском международном экономическом форуме Михаил Прохоров демонстрирует публике новый "Ё-мобиль". В июле в центре испытаний НАМИ презентован гибридный ё-кроссовер, представлено пять прототипов.

2014 год. В феврале, по мнению анонимного инсайдера, проект перестает существовать. Информация официально не подтверждается, но появляются данные, что выпуск автомобилей откладывается на неопределенный срок. В марте представители ОНЭКСИМ утверждают, что сертификация автомобиля пройдет осенью. Михаил Прохоров сказал, что осенью сможет получить подаренный ему ранее "Ё-мобиль" лидер ЛДПР Владимир Жириновский. 7 апреля проект закрыт и все наработки переданы в НАМИ.

В целом планы по реализации проекта "Ё-мобиль" систематически срывались. В частности, изначально старт производства ё-мобилей на первом заводе был намечен на сентябрь 2012 года, до конца года планировалось выпустить 25 тысяч серийных образцов, но завод даже не был достроен, и автомобили не выпускались. Окончание строительства завода было перенесено на второе полугодие 2014 года, судьба постройки пока неясна. Напомним, теперь промышленное производство автомобиля намечено на начало 2015 года, но это уже вряд ли представляется возможным. Стоимость "Ё-мобиля" могла бы варьироваться в диапазоне от 450 до 490 тысяч рублей. Проект в общей сложности собрал более 200 тысяч предзаказов.

Впрочем, Михаил Прохоров считает, что проект не является провальным. В его пресс-службе заявили, что это была самая крупная венчурная (рисковая) инвестиция, проведенная в России за последние годы. Идея создания гибридного автомобиля удалась, отмечают представители пресс-службы.

"Отказ от реализации проекта "Ё-мобиля", модели которого стоят от 350 до 590 тысяч рублей, является вполне логичным в условиях падающего автомобильного рынка России, который снизился по итогам 2013 года на 5,5% г/г до 2,78 млн автомобилей, при этом больше всего пострадал сегмент бюджетных отечественных автомобилей в ценовой категории 350-450 тысяч рублей. Например, продажи АВТОВАЗа упали на 15% в 2013 году, а за два первых месяца 2014 они снизились на 19% г/г. Снижение курса рубля на 8% с начала года увеличивает стоимость сборки автомобилей с низкой степенью локализации. Планировалось, что уровень локализации "Ё-мобиля" будет составлять 60%, при этом основная часть - мотор для автомобиля будет иностранного производства. Учитывая, что стоимость двигателя составляет 20-25% от всего автомобиля, рост его стоимости за счет снижения курса сразу же сделал проект нерентабельным, а учитывая то, что в России спрос на электромобили остается низким  из-за слабо развитой инфраструктуры, проект стал экономически нецелесообразным. Завод по производству "Ё-мобилей" планировалось разместить в Санкт-Петербурге, объем его производства должен был составить 45 тысяч автомобилей, партнером Группы ОНЭКСИМ в данном проекте был российско-белорусский "ЯРОВИТ Моторс". В любом случае проект "Ё-мобиля" остается перспективным, поскольку он фактически реализован до выпуска опытных образцов, поэтому при улучшении экономической ситуации, возможно, данная марка всё-таки будет выпускаться в России", - считает аналитик "Инвесткафе" Игорь Арнаутов.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter