Зачем бизнес-школы превращают авторитарных лидеров в меценатов

Как волонтерство и меценатство может менять стиль менеджмента и атмосферу в компаниях


Замотивировать представителей нового поколения сотрудников можно ощущением сопричастности к чему-то по-настоящему важному. Эту проблему менеджмент может успешно решать с помощью развития корпоративного волонтерства и меценатства. Российские бизнес-школы только начинают обращаться к этим сферам в своих программах, тогда как в США они давно заняли прочные позиции в образовательном процессе и, как следствие, в корпоративном мире. Светлана Пашкевич, менеджер по разработке корпоративных программ обучения Московской школы управления "Сколково", рассказывает, почему они важны для современного руководителя.


В последние годы большинство бизнес-школ ощущают повышенный спрос со стороны крупных корпораций в первую очередь на развитие лидерских и командных качеств у своих руководителей. Эта потребность формируется не потому, что нынешние топ-менеджеры плохо руководят людьми; проблема состоит в том, что у современной талантливой молодежи стремительно меняется модель мотивации. Представители нового поколения уже не идут работать в компании исключительно для того, чтобы получать большие деньги. Даже ясные перспективы роста уже не прельщают их как в недавнем прошлом. Им интересно собственное личностное развитие, драйв в работе, понимание глобальной цели компании и возможность чувствовать причастность к чему-то большему, чем известный бренд, бонусы и корпоративы. Чтобы эта категория сотрудников работала лучше, чем предписывают требования и ключевые показатели эффективности, оказывается не очень эффективно тратить деньги на тим-билдинги и на выездные сессии у моря.

 

Компании и бизнес-школы решают эту проблему, предлагая топ-менеджерам другие методы управления персоналом. Добиваются этого разными способами: лекциями по лидерству с решением дилеммных бизнес-кейсов, симулирующими играми, различными нестандартными тренингами, такими как, скажем, развитие лидерства через управление симфоническим или джазовым оркестром. Однако эти способы, развивая в студентах бизнес-школ новое понимание своих возможностей, не решают главного – необходимости создавать среду, в которой люди мотивированы на экстраординарные достижения неким высшим смыслом и ощущением сопричастности.

 

На наш взгляд, в поисках решения этой проблемы стоит обратить внимание на сферу еще не столь широко используемую в корпоративном обучении - волонтерство и меценатство. В США, к примеру, резюме любого сотрудника состоит из трех равноценных частей: опыта, образования и того, что в России принято называть "общественными работами". Работодателям действительно важно, где и как их потенциальный сотрудник выступает в роли добровольца – учит ли английскому иммигрантов, работает ли в приютах для бездомных животных или организует благотворительные ярмарки в своем районе по выходным.

 

Добровольная социальная нагрузка показывает, насколько сотрудник включен в то общество, где живет, насколько он способен быть ответственным за других. Умение сопереживать и помогать тем, кто не входит в твой ежедневный круг общения, позволяет посмотреть на многие вещи по-другому и понять другие ценности и точки зрения, которые не укладываются в рутинные рамки. В конечном счете, такая жизненная позиция для работодателя является гарантией того, что и к работе в компании этот сотрудник будет относиться так же ответственно.

 

Последнее качество чрезывчайно важно для бизнеса. Однажды у нас на занятиях появился студент – уже состоявшийся руководитель, авторитарный профессионал, полностью погруженный в специфику своей работы и настолько забывший о людях вокруг, что это начало отпугивать сотрудников. Деньги, как мотивация в какой-то момент перестали работать, тим-билдинги становились формальностью, и команда потеряла понимание того, зачем и на кого она работает. В какой-то момент мы поняли, что единственное, что может помочь этому руководителю посмотреть на мир по-иному – это поездка в детский приют. После этого нам не потребовалось устраивать дополнительные семинары по лидерству или проводить коучинговые сессии – он понял все сам. Как человек и менеджер он стал больше слушать своих сотрудников, отказался от авторитарных методов руководства и не только сам занялся благотворительностью, но и увлек сотрудников за собой. Проблема мотивации сотрудников компании была решена.

 

Этот пример, один из многих, которые показывают, что одним из решений проблемы с мотивацией сотрудников может быть выбор сверхцели, значимой для всего общества. Найти эту высшую цель в России с ее экономической ситуацией вряд ли будет сложно: это может быть поддержка школ, развитие медицины, развитие предпринимательства, помощь детским домам, сбор средств для инвалидов или поддержка спорта, а если вы хороший организатор, то просто помощь в организации благотворительных мероприятий.

 

Встраивание этого понимания в бизнес отразится на всех уровнях: от политики HR-департамента до того, как компанию будут воспринимать на рынке. Задача корпораций – показать тем самым сотрудникам, которые теряют мотивацию, что они не живут только понятиями прибыль/убытки, а встроены в гораздо более широкое сообщество и, самое главное, могут влиять на то, что в нем происходит. Задача бизнес-школы состоит в том, чтобы показать топ-менеджменту, что ответственность только за свой кусок бизнеса означает отказ от остальных возможностей.

 

За многочисленными курсами и книжками по менеджменту нельзя забывать, что бизнес приносит удовлетворение только тогда, когда понимаешь, что успех – это путь, а не пункт прибытия. Предприниматели, вошедшие во всевозможные рейтинги деловых журналов, нередко признаются, что основным драйвом и стимулом для них никогда не были деньги, а желание сделать жизнь людей вокруг лучше. Не все российские предприниматели считают нужным рассказывать о своей благотворительности – но если вам удастся спросить их о том, что они считают своим главным достижением в этой жизни, то они скорее вспомнят об отреставрированных церквях или детских домах, чем прибыль своей компании за прошлый год.


Комментарии

  • Дима Киров — 16:33, 20.01.2014
    Обыкновения в коммерциале. «Богатство обязывает». Всем известно о том, что эти текста принадлежат Павлу Петровичу как бы Рябушинскому, 1 с 8 братьев Рябушинских семьи бизнесменов и меценатов.Они открыли поликлинику и возвели среднее учебное заведение. Мало кто знает то, что савва Иванович финансировал газета печатного издания. Источник: http://nauka21vek.com

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно