Александра

Зачем РЖД отправляет сотрудников в неоплачиваемый отпуск

Два полярных экспертных мнения о методах российского монополиста


ОАО "РЖД" отправляет своих сотрудников в неоплачиваемый отпуск, чтобы сэкономить около 3 млрд рублей. Эксперты проанализировали для RB.ru методы российского монополиста.

Отдыхать придется сотрудникам управленческого аппарата ОАО “Российские железные дороги”, им рекомендовали написать заявление на отпуск по три дня в каждом из трех последних месяцев года без сохранения зарплаты. Об этом сообщает агентство “Прайм” со ссылкой на источник в компании.

В начале октября этого года первый вице-президент РЖД Вадим Морозов предупреждал, что более 300 тысяч сотрудников компании будут отправлены в отпуск, если будет нулевая индексация тарифов на 2014 год. Еще один вариант - сокращение более 60 тысяч сотрудников в РЖД. Ранее в мае из-за падения погрузки в неоплачиваемый отпуск уходил весь центральный аппарат московского отделения РЖД.

“Потери РЖД, по словам Владимира Якунина, непосредственно от неиндексации тарифов могут составить 70 млрд рублей, а общие потери - 90 млрд рублей. Во-вторых, у компании есть убытки от других видов деятельности, например от пригородных пассажирских перевозок, - объяснил RB.ru Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент". - Совокупные убытки от пригородных пассажирских перевозок в 2013 году ожидаются в размере свыше 22 млрд рублей, из них убытки по субъектам РФ составляют около 9 миллиардов рублей”. По словам эксперта, несмотря на заключенные с РЖД соглашения о создании пригородных пассажирских компаний, задерживают перечисления средств, РЖД от работы не отказывается, а напротив буквально идет навстречу и фактически оплачивает эти загородные перевозки за свой счет.

“РЖД просто вынуждена экономить средства, - говорит Баранов,  - потому что в целом по стране погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" за январь-сентябрь 2013 года составила 924,3 млн тонн, что на 3% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. Грузооборот с начала 2013 года составил 1614,9 млрд. тарифных тонно-километров, грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии - 2068,5 млрд тонно-километров”.

Эти меры по сокращению расходов не так страшны, как кажется на первый взгляд, считает эксперт "Финам Менеджмент". “Три дня неоплачиваемого отпуска в месяц, как предлагается, вряд ли серьёзно ударят по доходам сотрудников, - уверен Баранов. - К тому же они коснутся не всех сотрудников, а лишь тех, кто не занят в производственном процессе. Но главное, такая мера намного лучше, чем если бы в компании начались сокращения и люди бы полностью лишились работы”. Поскольку пока в экономике не видно никаких сигналов, которые можно было бы трактовать как окончание или хотя бы замедление стагнации, то вряд ли ситуация в РЖД изменится к лучшему, считает эксперт, поэтому в РЖД придется затянуть пояса до конца года. Ситуация в 2014 году будет зависеть от того, какие компенсации и в каком объёме РЖД удастся получить.

Более негативно инициативу РЖД воспринимает Антон Стороженко, глава Kienbaum Russia, компании по поиску персонала высшего звена. За рубежом подобные истории могут произойти лишь в порядке исключения, говорит он.

“Я ни разу не слышал о том, чтобы руководителей и средний персонал, да и в целом сотрудников такими недемократическими методами принуждали к уходу в отпуск. Бывает, что вследствие вынужденного простоя или снижения спроса на продукцию компании организованно оформляют неоплачиваемый отпуск некоторых сотрудников. Но все такие ситуации освещались открыто, - говорит Стороженко. - Случай с РЖД носит характер советской практики принуждения. Конечно, это выглядит очень несовременно”.

В этой ситуации, по мнению эксперта, ответственность лежит на руководстве РЖД, которое не сумело предусмотреть риски и отрегулировать свою внутреннюю экономику. “Это не странно, это следствие того, что РЖД является монополистом на рынке. Монополист не стремится к оптимизации и повышению эффективности из-за отсутствия здоровой конкуренции. Это безальтернативный выбор. Пока не появится здоровая конкуренция, будут такие проблемы”, - прогнозирует глава Kienbaum Russia.

Получить официальный комментарий ОАО "РЖД" к моменту публикации статьи не удалось.

Комментарии

  • Николай Перов — 03:43, 26.10.2013
    Вспомнил байку про советские времена. Руководитель отправлял работников в отпуск и если ими не интересовались, то он их увольнял. 3 млрд. рублей платится только за присутствие на работе. Просто для информации. При примерно одинаковой протяжённости железных дорого и объему грузоперевозок, в железнодорожной системе США работают не более 200 000 человек. В России 976 000 человека сокращение 60 000 в год должно быть стратегической программой менеджмента российских ЖД, а страшилкой- вот сейчас уволим.
    • brn73575gmailcom
      Семен Протопопов — 06:18, 26.10.2013
      Может неимоверно великий штат численности работающих и объясняет столь большие тарифы на грузоперевозки и пассажирские билеты.
    • БАНТ
      Борис Баженов — 06:52, 26.10.2013
      А у Вас нет данных, сколько получает в год американский коллега Якунина и сколько сам Якунин?
      • Dok12
        Вячеслав Богданов — 08:19, 26.10.2013
        ну... щубохранилщщщщщще и т.д.....я не ошибся....
        • БАНТ
          Борис Баженов — 13:12, 26.10.2013
          Это капля в море доходов якуниных, миллеров... Один бонус таких "патриотов" стоит пожизненной зарплаты десятку рядовых работников...
  • Андрей Андреев — 07:10, 26.10.2013
    Какие вы простые робяты! Кинулся вам якунин свою зарплату оглашать! У нас есть речушка Прорва. У этих господ это полноценная Волга! При изуверских ценах они еще и в убытках - врут и не кривятся!
  • Николай Перов — 07:56, 26.10.2013
    Коллеги, поймите, все не так просто. Я не пытаюсь показать, что никто ничего не соображает. Нет у меня данных, но думаю, что инвестиции в железные дороги США в десятки раз превышают наши. Производительность труда по "щучьему велению" не получается. Она приличных денег стоит. Я пишу о стратегии, которую можно выбрать, а учить управлять я не могу. Для этого нужны знания и опыт. И зарплата за эту работу должна быть достойная. Только кормилось бы там рядом поменьше народа.
    • hansonolgahotmailcom
      Olga Hanson — 21:41, 26.10.2013
      " ... инвестиции в железные дороги США в десятки раз превышают наши ..." Николай, откуда у вас такие данные? Не совсем вериться. В Америке железные дороги используются очень мало, по сравнению с обыкновенными highways.
      • Николай Перов — 04:15, 27.10.2013
        простые открытые данные наличия активов и производительность труда. Не смущайтесь разными датами, нас интересуют тонно-км, длина дорог и количество работающих. Конечно, не совсем корректно убирать из этих данных пассажирские перевозки, которые в США практически мизерны,но все равно разница существенная 2001 год. Эксплуатационная длина сети (2002 г.) составляет немногим более 230 тыс. км (в т. ч. в собственности железных дорог I класса -ок. 160 тыс. км) и имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Густота сети 22,6 км/1000 км2, ширина колеи 1435 мм. Численность персонала всех железных дорог ок. 185 тыс. чел., в т. ч. на железных дорогах I класса - немногим более 157 тыс. чел. В 2001 г. ж.-д. транспортом США выполнен грузооборот в размере 2274 млрд. т км, из них 2193 млрд. т км приходится на долю железных дорог I класса. Российские железные дороги (РЖД) имеют эксплуатационную длину более 85 тыс. км, из них 42% составляют двухпутные и многопутные линии. На конец 2010 года списочная численность работников ОАО "РЖД" снизилась на 102 282 человека и по состоянию на 31 декабря 2010 года составила 976 116 человек. Количество, млрд тарифных т-км Динамика*, % За 2010 г. (из них в декабре) 2010,6 (166,8)
        • hansonolgahotmailcom
          Olga Hanson — 06:40, 27.10.2013
          Эти данные (надеюсь, они близки к действительности) говорят о том, что в США вопрос транспорта решен ... в принципе. Но железных дорог в Америке я почти не видела ))), хотя посетила больше половины штатов. И почему мы сравниваем железные дороги с Россией? В России вообще дорог НИКАКИХ почти нет ). Я уже не помню, о чем мы дискутируем. Извините.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно