Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Зачем взрослые люди идут учиться писать

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

Писательский талант дается человеку свыше или это все же нечто, чему можно научиться, обладая определенными задатками?

Зачем взрослые люди идут учиться писать
Если исходить из количества появляющихся школ литературного мастерства, можно сделать вывод, что скорее второе.


Фото: Facebook. Создатели и студенты школы "Хороший текст"

В школы стоят очереди, но туда не берут всех подряд - нужно пройти творческий конкурс, а стоимость нельзя назвать низкой. Как и почему взрослые люди (многие из которых пишут каждый день в силу своей профессии) идут учиться создавать художественный текст, разбирался RB.ru.

Елена Рыкова, журналист, слушательница школы литературного мастерства Татьяны Толстой и Марии Голованиевской "Хороший текст":
orig

"Учились там самые разные люди - журналисты, пиарщики, редакторы журналов, издатель одна была (книг), люди на пенсии, филологи, был один актер, физик-ядерщик. И так далее. У всех, думаю, были совершенно разные цели.

Моя собственная цель была - ответить себе самой на внутренние вопросы по деталям формирования текста (как писать лучше). Кроме того, меня очень заинтересовали темы лекций, я шла в первую очередь их послушать, новые знания получить. Я не особо надеялась на обратную отдачу (130 человек, две недели - это нереально мало), но она тоже была. Преподаватели очень старались. Было много домашних заданий, и они их все старались разобрать потом с каждым студентом, назначали дополнительное время.

В результате я поняла про себя, как я должна писать (как сказал один студент - "некоторые умеют отлично варить борщ, но варят почему-то суп-пюре"). Вот я поняла, что за "борщ" именно мой, и запомнила парочку понравившихся мне приемов.

Отдельно стоит сказать о том, что слушатели собрались совершенно влюбленные в книги: каждое слово впитывалось, не было скучно повисающих в воздухе лекций, все было очень здорово в плане эмоций. Такие две недели мозгового оргазма.

Про преподавателей - у меня неожиданно случилось полное взаимопонимание с Татьяной Толстой. То есть я буквально с каждым словом была согласна, что она говорила. И она оказалась такой доброй, неравнодушной и харизматичной, что совсем не совпадало с ее интернет-образом у меня. Прекрасный преподаватель - Елена Пастернак (внучка Бориса). Она единственная сделала письменный разбор текстов каждого студента, отослала на почту. Она сделала это профессионально и тактично одновременно, указывала на слабые стороны так, что было не обидно, не унизительно и т. д. Очень еще мне понравилась Евгения Долгинова, Евгения Пищикова, Фаина Гримберг, в Дмитрия Воденникова я просто влюбилась. Лора Белоиван - потрясающая. У нее была очень полезная и информативная про путевые заметки. А у Пищиковой был отличный семинар про то, как называть своих героев.

По итогам школы я поняла для себя самое главное - что умею писать, и как мне нужно писать, и что мне нужно делать упор на сюжет. То есть ставить себе цель, а не писать просто ради того, чтобы писать - такого у меня уже очень много.

Сейчас пишу рассказ для второго конкурса журнала "Сноб" среди слушателей зимней школы. Хочу дописать свою сказку (долгоиграющий проект), так что эта школа, безусловно, стала волшебным пенделем для меня".

Лада Щербакова, PR-консультант, слушательница школы Creative Writing School Майи Кучерской:

orig

"Про CWS я узнала случайно - подруга разместила пост в Facebook. На тот момент я уже давно мечтала о том, чтобы высвободить немного времени на что-то, помимо дома и работы, на что-то творческое, но больше подумывала о каких-то прикладных вещах - живописи, керамике, обработке дерева. Увидела пост и поняла - ХОЧУ! ОЧЕНЬ ХОЧУ! Вот именно то, что мне на самом деле нужно! По работе приходится писать очень много и на совершенно разные темы, а просто так - для души - никогда не хватает времени. Нужен был какой-то внешний пинок, чтобы наконец начать, его я и получила. Сделала конкурсное задание, прошла в мастерскую "Автобиографии" к чудесному мастеру Екатерине Ляминой.

Понравилось все – атмосфера, подход к обучению, собратья по "цеху" - у нас, правда, это были в основном сестры. При этом в группе не было ни одного лишнего человека - я имею в виду из тех, кто попал случайно, не по велению души, а так, чтобы время скоротать. Графоманов тоже не было - в школе очень жесткий конкурсный отбор, не менее 10 человек на место, насколько я знаю. У каждого из нас круг общения с возрастом, как это ни парадоксально, сужается, а не наоборот. Работа-дом-изредка друзья на даче-иногда театр. А здесь я попала в другой, параллельный мир, оказалась среди единомышленников, безумно интересных, таких разных и таких талантливых людей. При этом мы как-то, не сговариваясь, не обсуждали наши профессии, это осталось "за кадром", люди раскрывались совсем по-другому - через творчество, и это тоже был необыкновенно увлекательный процесс.

Мы изучали разные автобиографические форматы - дневники, письма, путевые заметки и т. д., пробовали себя в разных жанрах, обязательно обсуждали все тексты на занятиях.

Сейчас я хожу в зимнюю школу в мастерскую "Рассказ", чем страшно горжусь, так как прошла по конкурсу к самой Марине Степновой - автору "Женщин Лазаря". У Марины каждое занятие - это феерия, как и она сама, впрочем. Невероятно талантливый писатель, блестящий педагог - за одно занятие умудряется объяснить то, что люди месяцами в литинституте учат. И практика, постоянная практика, и во время занятий, и дома. Плюс обсуждения, оттачивание деталей, "вылавливание блох", как любит говорить Марина.   

У писательницы Майи Кучерской, которая придумала эту школу, есть любимая фраза, это литературное кредо - ее лично, а теперь и всей школы: "Хочешь - пиши". Это ответ на вопрос - писать или не писать, который люди часто задают себе. Здесь говорят: литература - это совершенно не обязательно "глаголом жечь сердца людей", как издавна повелось в России. И CWS - ровно про это. Она помогает людям начать писать, дает тот самый "пинок" и основы мастерства, снимает ненужные барьеры. А дальше ты уже решаешь сам, что с этим навыком делать, как его использовать. Но что я уже точно поняла благодаря Марине Степновой - как хобби заниматься литературой абсолютно невозможно. Ну, то есть графоманить и фейсбучить, конечно, можно, а вот заниматься литературой - точно нет.

То, чему я научилась в школе, конечно, пригодится в работе - я же очень много пишу, надеюсь, буду писать еще лучше, еще интереснее. Если есть навык, его можно применять в любом жанре, я думаю".

Мария Михантьева, журналист, слушательница мастерской нон-фикшн Николая Кононовалавный редактор журнала "Секрет Фирмы" Николай Кононов запускает уже свой третий курс - для редакторов онлайн-изданий, а первый его курс был посвящен мастерству нон-фикшн (Кононов - автор нескольких книг, в том числе - "Код Дурова"):

orig

"Я пошла потому, что у меня не было работы, я была в декрете с ребенком и у меня начали разжижаться мозги. То есть я и интеллектуально начала сдавать, и мне нужно было как-то вернуть себя к жизни карьерно - меня сократили в уничтоженном РИА "Новости", трудовую выдали и отправили на все четыре стороны, и я не понимала, куда я пойду, когда декрет кончится.

Курс хорош тем, что то, до чего я в свое время дошла своим умом, было проговорено вслух и систематизировано. В этом смысле любой хороший краткий курс полезен. По любой теме: тебе просто иногда нужно взглянуть со стороны на то, в чем ты привык вариться. Плюс я давно не писала, все время была редактором. А когда взялась за выполнение курсовой работы, оказалась в позиции автора. А Кононов был редактором, и мне его иногда хотелось убить. Но я понимала, что как редактор я такая же заноза. Я в процессе работы над текстом оказалась по ту сторону баррикад, это хороший опыт.

Вообще главным итогом - по крайней мере, эмоциональным - для меня стало то, что материала я собрала на 120 тысяч знаков, а в конечный вариант вошло дай бог 25 тысяч. Выбор главного, отсев ненужного, структурирование информации, подача истории. Не просто - а вот я знаю кое-что. А подача таким образом, чтобы у читателя ни на минуту не возник вопрос: "А на фига ты мне это рассказываешь? Почему я должен это знать?"

Мы ругались из-за каждой строчки. В конце курса был своего рода питчинг - мы презентовали небольшому жюри наши истории. Тоже хороший тренинг. Каждому надо было объяснить, почему твоя история имеет право на жизнь.

Учились с нами люди разные: из печатных СМИ, из телевизора, пиарщики. Люди, чья работа так или иначе связана с говорением, с высказываниями, с донесением информации. Кто-то, кажется, по результатам взялся-таки писать книгу".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Soft skills для предпринимателей
  2. 2 10+ стажировок прямиком с IT-Олимпа: куда идти студентам и выпускникам в 2024 году
  3. 3 Тренд-гайд: как собрать бренд идеального работодателя в 2024 году
  4. 4 Лучшие практики обучения сотрудников от международных брендов, и чему нам стоит у них поучиться
  5. 5 Как заинтересовать ребёнка программированием: три увлекательных способа