Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Заместителей министров будут выбирать на конкурсной основе

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Одно из обязательных требований - семь лет работы в бизнесе

Заместителей министров будут выбирать на конкурсной основе
Накануне Агентство стратегических инициатив представило механизм отбора кандидатов на должности заместителей министров и руководителей ведомств, который был разработан совместно с экспертами "Открытого правительства". Подбор специалистов на эти позиции будет производиться посредством открытых конкурсов. Некоторые ведомства уже изъявили желание опробовать новую систему. По итогам конкурсов планируется разработать поправки к закону о государственной службе.

Первыми с помощью нового механизма подбора будут закрыты вакантные места в Министерствах энергетики и транспорта. В эксперименте могут принять участие также Росстат, Роструд и Роспотребнадзор.

Естественно, отбор кандидатов будет осуществляться в несколько этапов (как это делается, например, при поиске специалистов в компании на руководящие позиции высшего уровня). Сначала соискателю, желающему попасть в министерство, предстоит заполнить анкету и представить проект, в котором он изложит свои идеи по улучшению работы интересующего его ведомства. Что касается требований к опыту кандидатов, то они озвучены: прежде чем претендовать на позицию заместителя министра, нужно минимум семь лет проработать в бизнесе или в сфере госслужбы. Первый этап может также включать в себя выполнение какого-то дополнительного задания или написание эссе о развитии выбранной отрасли. Оценивать кандидатов 200 членов экспертного совета при президенте, Академия народного хозяйства и госслужбы и сотрудники министерств.

Дальнейшие этапы отбора предполагают тестирование, деловые командные игры, общение с психологами. Тех, кому повезет добраться до "финала", будет ждать итоговое собеседование с комиссией из 11 человек. Лучшие займут вакантные должности в министерствах. Победителей, согласно концепции АСИ, должен определить председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Произойдет это в конце сентября в рамках инвестиционного форума в Сочи.

Главная цель АСИ и "Открытого правительства" - сделать процесс отбора чиновников максимально открытым и прозрачным.

Если инициатива будет принята

Мы попросили экспертов в сфере HR поделиться мнениями о том, что будет, если этот механизм отбора кандидатов в министерства будет принят окончательно и будет дейстовать на постоянной основе.

"Управленцы "с рынка" будут эффективными при наличии достаточной свободы в принятии кадровых решений, а это значит, что важным препятствием станет существующая нерыночная система оплаты труда на государственной службе, которая не позволяет привлекать "с рынка" людей, обладающих одновременно и нужными компетенциями, и правильной мотивацией. Пришедшим из бизнеса людям будет сложно принять существующую на государственной службе культуру. Но это и не нужно. Целью привлечения людей извне в том числе является изменение организационной культуры, которая сегодня в большей степени характеризуется отчетами об исполнении поручений, нежели достижения результатов. 

Желающих будет много. Вопрос в том, окажутся ли среди них те, кто будет удовлетворять высоким требованиям, предъявляемым к данным позициям. В корпоративном мире, при поиске людей на позиции высокого уровня, каждого из достойных кандидатов необходимо замотивировать принять участие в конкурсе на вакансию. Происходит это потому, что успешные и эффективные управленцы обычно заняты - на этом уровне мы уже говорим о рынке кандидата, а не работодателя. И я не уверен, что наиболее достойные согласятся участвовать в многоступенчатом конкурсе: топ-менеджеров редко отбирают на открытых конкурсах. Подобные открытые конкурсы скорее могут позволить случайно найти кого-то нового и неизвестного референтным экспертам, возможно очень талантливого, но это и маловероятно, и скорее всего - никакие системы оценки не позволят предугадать эффективность человека в новой роли. Хотя с точки зрения пропаганды открытости и развития социальных лифтов, получится очень красиво - до того момента, пока назначенный никому ранее неизвестный замминистра не совершит несколько грубых ошибок в силу неопытности или недостаточной квалификации.

Что касается личностных качеств, то необходимы будут те, которые нужны на любой высокой управленческой позиции в развивающейся организации: стрессоустойчивость, договороспособность при умении отстаивать свою точку зрения, стратегическое мышление, работоспособность, высокая толерантность к риску и ошибкам, стремление учиться, в том числе у подчиненных. И конечно - высокий уровень морально-этических качеств", - говорит заместитель руководителя практики "Государственный и некоммерческий сектор" Ward Howell Talent Equity Institute Илья Брейман.

"Мое мнение, что бизнесмены будут эффективны на таких должностях. Дело в том, что они, с одной стороны, сталкиваются с произволом чиновником и неэффективной работой министерств и ведомств на "своей шкуре", поэтому имеют идеи об улучшении и повышении "вменяемости" данных структур. С другой стороны, бизнесмены - люди, привыкшие добиваться результата. Причем не просто результата, а эффективного, выгодного, приносящего прибыль. Если вести бизнес лениво, очень быстро последствия этого почувствуешь лично. Хотя, конечно, традиции сложившейся системы менять сложно, если вообще возможно. Для внедрения изменений нужно не только желание и готовность действовать, но и поддержка "свыше", харизма и т. п.

Думаю, что претендентов на вакантные позиции будет много. Другое дело - почему и зачем. Для внедрения улучшений или для наработки личных связей? Думаю, что это совсем разные кандидаты - одни будут работать на общее дело, другие - скорее, на себя. Идеально, чтобы обе мотивации совпадали, чтобы пришли люди, которым важно победить, для которых успех общего дела - есть собственный успех и гордость. Что касается личных качеств, то это должны быть люди со стратегическим мышлением, умеющие видеть большие системы, воспринимающие большой объем информации, аналитики, готовые принимать ответственность, умные, харизматичные, умеющие вести за собой, политически грамотные, хитрые (в хорошем смысле этого слова), легко обучаемые", - комментирует генеральный директор кадрового агентства "Визави Консалт" Валерия Дворцевая.

"На мой взгляд, опыт и компетенции, наработанные в реальном бизнесе, несомненно, будут полезны в госаппарате. Сейчас для бизнеса важнейшими параметрами выживания на рынке являются быстрота реакции на запросы клиентов, технологичность внутренних процессов, тонкое финансовое планирование и компетентность менеджерского состава. Трудно не согласиться, что подобных качеств государственным структурам остро недостает. Личностные качества на подобных позициях не должны отличаться от тех, которые требуются руководителям высшего звена. Без задатков лидера, твердого характера и глубокого понимания внутренних процессов успеха на подобной должности добиться невозможно. Умение выстраивать команду, делегировать полномочия и распределять задачи - классика современного менеджмента. Как это ни банально, кандидат на такой роли должен быть нравственным, честным и порядочным человеком, способным сопротивляться искушениям и интригам, которые, несомненно, на подобных высоких должностях присутствуют.

Желающих, несомненно, будет много, однако сложно представить, что на подобные посты будут претендовать люди "с улицы", которые не имеют наработанных связей с лицами, принимающими решения по подобным вопросам. Прозрачность конкурсов и процесса принятия решений является ключевым моментом в том, насколько серьезно будет воспринята данная инициатива "Открытого правительства". Пока мы видим лишь декларации, за которыми не ясно, что стоит в действительности", - считает управляющий партнер Marksman Recruitment Solutions Михаил Торчинский.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Топ-6 стратегий привлечения персонала в 2024 году