Архив rb.ru

Западные СМИ: санкции и слабый рубль укрепили российскую промышленность

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Россия долгое время находилась на грани экономической катастрофы, поэтому информация о ВВП, опубликованная в конце прошлой недели, выглядит как хорошие новости, пишет издание Financial Times.

Западные СМИ: санкции и слабый рубль укрепили российскую промышленность
Присоединиться
Объем ВВП, по оценкам Росстата, снизился не более чем на 1,9% в первом квартале 2015 года. Зловещие прогнозы не оправдались. Экономисты считают, что заслугу эту стоит приписать ровно тому же фактору, что изначально вызвал проблемы: слабому рублю.


Фото: РИА Новости

Российская валюта, пишет Financial Times, обесценивается с середины 2013 года. Рубль потерял около половины своей стоимости по отношению к доллару. Это сделало импорт более дорогим, но одновременно и вдохнуло новую жизнь в некоторые сегменты вялого промышленного сектора. Затраты в национальной валюте снизились, потребители и компании в ряде случаев предпочитают покупать российские товары, а не импортные (процесс, известный как импортозамещение).

"Я наблюдаю возрождение российской промышленности - ренессанс, которого мы все так долго ждали", - говорит глава российского дивизиона немецкой химической компании Lanxess Жорж Барбе. Он отметил, что до девальвации их клиенты испытывали трудности с денежными потоками. Китайские, южнокорейские и турецкие конкуренты были смертельно опасны для них. Но спасением стало падение рубля - Барбе отметил, что финансово клиенты "выздоровели" и теперь работают на полную мощность.

Частично это отражают макроэкономические данные. Снижение розничных продаж свидетельствует о падении доходов потребителей, при этом спад в области промышленности был куда более умеренным - в феврале имело место сокращение на 1,6%, но в марте оно выровнялось до 0,6%. Россия предполагала нечто вроде этого, с тех пор как был введен запрет на поставки западных сельскохозяйственных товаров и продуктов питания (они стали ответом на антироссийские санкции, принятые из-за ситуации на Украине). Москва представила запрет на импорт как возможность возродить российскую агропромышленность, а также поощрить импортозамещение в других пострадавших от санкций секторах экономики (например, оборонно-промышленном комплексе и добыче энергоресурсов).

"Мы уже начали частично замещать некоторые американские и европейские компоненты с помощью российских поставщиков - мы предлагаем это нашим клиентам в качестве возможного варианта", - говорит Оливер Цесотти, генеральный менеджер GEA Refrigeration, немецкой компании, которая занимается продажей компрессоров. Компания в настоящее время занимается сборкой оборудования для "Газпрома". По словам собеседника Financial Times у оборудования с пометкой "Сделано в России" большое будущее. Многие иностранные компании теперь несколько иначе подходят к вопросу позиционирования на местном уровне.

Эффект импортозамещения проявляет себя в разных отраслях промышленности. Некоторые части продовольственного сектора переживают едва ли не настоящий бум, в частности, это касается производства мяса и сыра. "Мираторг" и "Черкизово", крупнейшие производители мяса в стране, заявляют о росте доходов и прибыли. "Мираторг", например, стремительно наращивает производство говядины - это стало возможным благодаря кредиту от ВЭБ в размере $425 млн. Химическая промышленность тоже сумела извлечь пользу из слабого рубля - это видно из финансовых отчетов компаний "Акрон" и "ФосАгро", которые продемонстрировали сильные результаты.

Впрочем, отмечает Financial Times, многим секторам экономики приходится несладко. В последние месяцы на фоне резкого снижения продаж транспортных средств несколько компаний объявили о сокращении производства автомобилей. Производство машинного, электрического, электронного и оптического оборудования продолжает сокращаться. Экономисты отмечают, что если рубль останется слабым в течение длительного времени, а правительство не будет радикально улучшать бизнес-климат, то эффект от импортозамещения едва ли будет сколько-нибудь заметным.

Издание The Wall Street Journal настроено менее оптимистично и много пишет о разного рода негативных вариантах развития событий, а также о пессимистичных прогнозах и цифрах. Нефтяная экономика России "просела" в первом квартале всего на 1,9%, и это подтверждает оптимистичный настрой правительства. Снижение, отмечает издание, было меньшим, чем предсказывали российские экономисты (они ожидали падение на уровне 2,6%, а также рисовали мрачные картины относительно всего года), и данные, опубликованные в пятницу, подтверждают позицию правительства относительно того, что западные санкции и падение цен на нефть не вызовут глубокой рецессии. Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил в минувшую пятницу, что России удалось избежать наихудших возможных сценариев. Он отметил, что это не значит, что все отлично. Экономика находится в сложной ситуации, но такого кризиса, для которого правительство разрабатывало антикризисный план, нет.

Издание цитирует служебную записку Capital Economics, где говорится, что лучшее, что можно сказать о ВВП России по результатам первого квартала, это то, что экономика избежала полного обвала, но находится на грани рецессии. Кроме того, растущая уверенность политиков в том, что экономика вернется к росту в течение ближайших месяцев, преувеличена.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
  3. 3 «СПБ Биржа» сосредоточится на IPO попавших под санкции российских компаний
  4. 4 Как санкции повлияют на российский рекламный бизнес: где искать пространство для новых возможностей
  5. 5 Чем грозит заморозка зарубежных активов Центробанка для бизнеса