Команда Rusbase

4 причины, почему стартапу не нужно искать инвестиции


Многие основатели стартапов сбиваются с ног в поисках инвестиций. Они обращаются к бизнес-ангелам, ищут венчурные фонды, посещают конференции (в надежде на случайную встречу с инвесторами) и постоянно дорабатывают свои презентации, бизнес-планы и резюме проектов.

Для новичков в мире стартапов это кажется логичным. «Как мне развиваться, если у меня нет денег? Деньги обязательно помогут разработать продукт и сократить время на запуск его на рынок, не так ли? Кроме того, кто угодно подтвердит, что поиск инвестиций - это часть процесса создания стартапа...»

Инвестиции действительно зачастую просто необходимы, и венчурные инвесторы и бизнес-ангелы играют важнейшую роль во многих предприятиях. Однако бывают ситуации, в которых поиск инвестора может оказаться не так уж полезен. Мы подготовили перевод статьи управляющего директора BMN! Эрана Ланиадо, где он приводит 4 причины, почему стартапу не нужны инвестиции.



1. Пустая трата сил и времени


Филип Масиелло, основатель 800razors и других стартапов, считает, что поиск инвестиций - это очень сложный и затратный по времени процесс. И он прав. Подготовка инвестиционных презентаций и бизнес-планов, ответы на вопросы, выполнение требований инвесторов и постоянная необходимость лезть из кожи вон, чтобы всем угодить, отнимают очень много времени и сил.

Большинство стартапов имеют небольшие и загруженные команды, занятые разработкой продукта, привлечением клиентов и поиском правильной бизнес-модели - и все это в одно и то же время. Время - это очень дефицитный ресурс, который ни в коем случае нельзя тратить впустую.

Кроме того, обычно несколько месяцев требуется на то, чтобы деньги инвестора наконец появились на счету стартапа. У стартапа не получится за вечер найти инвесторов, убедить их в своей «беспроигрышности», ответить на все их опросники и согласовать все условия финансирования. Время, затрачиваемое на все это, может затормозить разработку продукта и его продвижение в этот период.

Некоторые стартапы могут применять более быстрые способы добывания инвестиций, например, сайты для краудфандинга, такие как Kickstarter.



2. Нет нужды в огромных инвестициях


Стив Бланк описывает «стартап», как «организацию, находящуюся в поиске бизнес-модели». Это не уменьшенная версия большой компании, это абсолютно другая организация, которая еще не знает, чего захотят ее будущие клиенты и как будет выглядеть продукт и его модель получения доходов.

Эрик Райс развил подход Бланка, разработав модель Бережливого стартапа (Lean Stratup), которая пропогандирует выпуск экономичных и минималистичных продуктов. Такая модель позволяет узнать потребности клиентов и оценить, насколько продукт им отвечает.

Таким образом, предприниматели могут прийти к выводу, что им не нужно нанимать команду из трех человек для разработки прототипов, если одного фрилансера буде вполне достаточно, чтобы разработать экономичную версию. И это, естественно, может существенно сократить потребность в привлечении финансов.



3. Лишние статьи бюджета


Предприниматели должны доказать, что будущие траты и инвестиции действительно необходимы. Разработчики продуктов, лицензии на технологии, доступ к каналам распространения, маркетинговые инициативы, а также вложения в интеллектуальную собственность часто являются «целевым использованием» полученных инвестиций.

В то же время профессиональные инвесторы хмурят брови, когда слышат о преждевременном завышении масштабов (например, огромные офисные пространства или слишком большой штат продавцов, когда продукт еще даже не создан) и шестизначных окладах для основателей.

В бюджете стартапа предусмотрены только важные статьи расходов? Может быть, есть в бюджете такие вещи, которые «хорошо бы иметь», или даже совершенно ненужные расходы?

После такой переоценки и внесения изменений в расчётную таблицу можно решить, нужны ли стартапу все еще внешние инвесторы?



4. Вопросы определения стоимости


Опытные предприниматели знают, что привлечение больших инвестиций на ранней стадии может негативно сказаться как на компании, так и на самих основателях. Например, основатели запрашивают $ 600 000 для стартапа, стоимость которого до получения инвестиций оценивается в $ 400 000, а постинвестиционная оценка составляет $1 млн. В этом случае инвесторы получат 60%, оставляя незначительную часть для будущих инвесторов, старших сотрудников и собственно самих основателей.

Однако если предпринимателям фактически требуется и они планируют использовать $ 200 000 на следующие 9 месяцев, им лучше запросить эту сравнительно небольшую сумму и отдать лишь 33%, сохранив большую часть компании для будущего распределения, предполагающего меньшие доли для сторонних лиц (конечно, как верно подмечает Крис Диксон, также не следует запрашивать инвестиций меньше, чем нужно).

Это предполагает повышение стоимости в будущем в процессе разработки продукта, расширения команды и базы клиентов. В книге Дёрмота Бёркери «Raising Venture Capital for the Serious Entrepreneur» («Поиск венчурного капитала для серьезных предпринимателей») описаны все эти вопросы оценки стоимости компании.

Осознание важности своевременных инвестиций позволяет предпринимателям с самого начала сконцентрироваться на самообеспечении, привлечении минимальных сумм с помощью родственников и друзей или же на предложении небольших сумм в фондовых опционах (вместо денег) фрилансерам. Эти способы могут оказаться более полезными, нежели привлечение капитала от профессиональных инвесторов.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно