Алина Акиншина

5 мифов об управлении инновациями в компании


Алина Акиншина — менеджер проекта по разработке профессионального стандарта «Менеджер по инновациям» в «Клубе директоров по науке и инновациям» — рассказала о том, кто такой менеджер по инновациям на самом деле.

Инновации — слово, употребляемое сегодня слишком часто, а потому во многом потерявшее свой первоначальный смысл. Инновацией могут называть все, что угодно — от изменения формы упаковки для йогурта до создания сверхзвукового самолета — и от этого становится еще непонятнее, что же, все-таки, инновацией является, и чем она отличается от других форм борьбы компании за конкурентные преимущества. А вместе с расплывчатостью базового понятия теряет четкость и понятие «управления инновациями» — в самом деле, как можно управлять тем, что не можешь определить?

На этой благодатной ниве появляются многочисленные мифы об инновациях и инновационных менеджерах — пять наиболее популярных из них мы подобрали специально для сегодняшней статьи. Давайте попробуем разобраться с ними вместе!

Итак, менеджер по инновациям — лишняя фигура в компании, потому что …


1


… это новое слово для обозначения менеджера по развитию бизнеса и вообще-то не очень понятно, зачем переименовывать известную и привычную должность.

Функциональные задачи менеджера по развитию бизнеса могут включать, варьируясь от компании к компании, такие обязанности, как мониторинг и развитие продуктового портфеля, поддержание и укрепление взаимоотношений с партнерами и клиентами, расширение дилерской сети и ряд других. Многие из этих задач серьезно пересекаются с задачами менеджера по инновациям, и в сбалансированной корпоративной структуре эти специалисты тесно взаимосвязаны. Однако сам менеджер по развитию бизнеса не осуществляет управления инновационными проектами и не принимает участия в формировании инновационной экосистемы компании (внедрении инструментов управления идеями, налаживании контактов с научно-техническими учреждениями и др.). В общем случае, такой специалист не владеет общей инновационной методологией и ориентирован в большей степени на внешнюю по отношению к компании среду, нежели на внутренние задачи по согласованию действий функциональных подразделений в ходе внедрения инновационного решения.

Образовательные программы по инновациям и развитию бизнеса за рубежом — а по аналогии и в России — иногда даже имеют совмещенный характер (например, магистерские программы Copenhagen Business School или University of Ulster). Но это все же скорее исключение, чем правило. Еще в 1986 году Ван де Вен указал на то, что «Инновации не просто приспосабливаются к существующим организационным и технологическим моделям, но изменяют структуру окружающей среды и сложившиеся в ней механизмы. Стратегическая проблема здесь — создание инфраструктуры, благоприятной для инноваций». Кросс-функциональность задач управления инновациями не позволяет свести их лишь к обязанностям менеджера по развитию бизнеса, заведомо не предназначенного для выполнения роли координатора (Orchestrator) инновационных преобразований в компании.


2


… эти задачи с успехом выполняют профильные технические специалисты — конструкторы, технологи, работники исследовательских подразделений.

Инновации — это не обязательно изобретения или технические разработки, хотя этот миф, возможно, еще более устойчив, чем тот, который мы обсуждаем. Маловероятно, что конструктор или технолог будет заниматься разработкой оригинальной бизнес-модели в интернет-стартапе или подготовкой нового маркетингового решения для повышения узнаваемости кондитерского бренда. А ведь приведенные примеры инновационных решений могут быть даже более важны для конкурентоспособности компании, чем внедрение новейших производственных технологий. Однако даже в процессе создания сугубо технических инноваций роль менеджера по инновациям обрисована достаточно четко. Инновационные продукты не существуют в безвоздушном пространстве — кто-то должен составлять технические задания на их разработку, сравнивать с конкурирующими аналогами, согласовывать технические ограничения и рыночные запросы. Разработка новых продуктов не заканчивается опытным прототипом и требует подготовки и отладки производства, а их запуск и продвижение зачастую немыслимы без внедрения новых организационных подходов или методов продаж. В полный цикл создания инновационного продукта вовлечена вся компания целиком, без исключения — значит, кто-то должен объединять все названные задачи, координируя работу разных подразделений компании… и трудно найти для этого специалиста лучше, чем профессиональный менеджер по инновациям.

«Сегодня инновации — это скорее новые бизнес-модели, нежели развитие технологий или R&D», — писал в 2007 году Чесбро. Недаром именно разработка и внедрение уникальных бизнес-моделей стали основой успеха для 40% компаний, попавших в Fortune 500 в течение последних 10 лет. Технологические инновации, при этом, неразрывно связаны с внедрением новых бизнес-моделей — и чем более радикальна техническая новизна разрабатываемого решения, тем выше необходимость в разработке соответствующей бизнес-модели. Обратная зависимость не действует — инновационные бизнес-модели приносят компании успех вне зависимости от того, связаны они с новыми технологиями или нет.


3


… появление этой должности является следствием политики «принуждения к инновациям» и не имеет ничего общего с реальным бизнесом.

Слово «инновации» слишком часто ассоциируется с условно-принудительными мерами и подготовкой отчетности. Подменить суть задач менеджера по инновациям изготовлением многостраничных и бессмысленных документов легко, но будет серьезной ошибкой на самом деле считать эту позицию лишь порождением регулятивных мер. В самом деле, многие и разные иноязычные издания пишут про менеджеров по инновациям, что трудятся в Renault, Airbus, Volvo Cars, Sony, The Walt Disney Company… Непросто поверить в то, что целый мир охвачен цепью директивных указаний, предписывающих частным компаниям вводить бесполезные и бессмысленные должности, направленные лишь на удовлетворение потребностей статистических служб.

В течение последних трех лет рост количества менеджеров по инновациям на топ-позициях крупных американских и европейских компаний носил взрывной характер. Крупнейшее специализированное мероприятие для руководителей инновационных подразделений крупных международных компаний — Chief Innovation Officer Summit — состоялось в июне 2014 года уже в третий раз, мероприятие регулярно собирает более 200 представителей профессионального сообщества директоров по инновациям со всего мира. Все чаще высказывается мнение о том, что управление инновациями должно стать такой же необходимой корпоративной функцией, как финансы или маркетинг.


4


… наличие такой должности требует высокой зрелости предприятия, хорошо развитой внутренней культуры. У российского бизнеса в таких специалистах потребности пока нет.

Действительно, организации, не отладившей основные бизнес-процессы, рано задумываться об инновациях — ее потенциал в области простой оптимизации все еще достаточно высок. Но всякое измерение зрелости бизнеса в масштабах больших, чем масштабы конкретной компании, — подвластно законам усреднения и беспощадно отбрасывает крайние значения. Именно те значения, которые наглядно показывают наличие в России успешных, грамотно организованных компаний, нуждающихся в инновационном менеджменте как средстве сохранения и повышения своей конкурентоспособности на внутреннем и глобальном рынках.


5


… каждый сотрудник организации должен быть инноватором, а организация в целом — инновационно-активной. Это называется «корпоративное предпринимательство», а менеджер по инновациям — лишняя помеха на пути к его построению.

Как писал Гиппель, полуправда опаснее лжи. Корпоративное предпринимательство — одна из высших и наиболее сложных форм воплощения инновационной активности сотрудников организации, позволяющая достигать поистине блестящих результатов. Но, как и любая форма организации работы, близкая к краудсорсингу, она требует постоянного мониторинга и приведения в соответствие с общей корпоративной стратегией. Более того, она требует первоначального построения инновационной экосистемы — едва ли все сотрудники компании в один день проснутся с отчетливым чувством необходимости участвовать в инновационной активности (и, вдобавок ко всему, с пониманием возможных механизмов такого участия). Выполнение этих задач — прямая обязанность менеджера по инновациям, необходимость в котором не исчезает одновременно с созданием благоприятного инновационного климата в организации точно так же, как не исчезает с течением времени потребность в отделе маркетинга или конструкторском бюро.

В компании с развитой культурой корпоративного предпринимательства менеджер по инновациям по-прежнему может играть существенную роль как лицо, координирующее или обеспечивающее поддержку инновационных инициатив сотрудников. Постоянная работа по развитию инновационного потенциала организации наряду с непосредственным осуществлением инновационных проектов является одной из двух ключевых задач менеджера по инновациям в таких крупных технологических компаниях, как Renault или Volvo Cars — несмотря на достаточную зрелость и эффективность их внутренней и внешней инновационной инфраструктуры.

Менеджер по инновациям в России — уже не профессия будущего, но реальность сегодняшнего дня, переживающая те же «болезни роста», что были свойственны ей в любой другой стране. Преимущество заключается лишь в том, что диагноз уже поставлен и средства борьбы с недугом относительно понятны. Еще в 2007 году исследование, проведенное на базе американской Ассоциации Инновационных Менеджеров, наглядно показало, что одна из основных причин провала планов инновационного развития в компаниях — полная неопределенность задач специалистов, занимающихся их осуществлением. Инновационные задачи решались чересчур «инновационными» методами, не предусматривавшими простейшего разделения зон ответственности и степени участия профильных специалистов в конкретных процессах.

Четкое определение задач по управлению инновациями в компании, которое позволит избежать подобных ошибок, является основной целью проекта по разработке профессионального стандарта «Менеджер по инновациям», реализуемого профессиональным сообществом инновационных менеджеров — Клубом директоров по науке и инновациям. Хотелось бы верить, что история инновационного развития отечественных компаний будет осложнена перечисленными проблемами в меньшей степени, чем работа зарубежных коллег, а профессиональный стандарт станет надежным инструментом для принятия кадровых и организационных решений на предприятии.

За изображение про инновации спасибо сервису Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно