Элина Кириллова

Пользователи часто просят добавить то, что не будут использовать. Интервью с гендиректором Anews


Международный новостной агрегатор Anews был запущен в октябре 2013 года, сегодня у сервиса около 1,7 млн пользователей, выпущены версии для iOS (iPhone/iPad), Android, Windows Phone, Tizen и web. Мы пообщались с CEO проекта — Вячеславом Масенковым — о киллер-фичах продукта, позиционировании и захвате новых рынков.

Как появился Anews?

История Anews началась еще в 2012 году, когда был нарисован первый прототип сайта, который агрегировал бы новости. Сама идея коллективно возникла раньше, так как уже был многолетний опыт управления информагентством, понимание всех плюсов и минусов как отдельно взятого интернет-СМИ, так и агрегационной бизнес-модели. Но в тот момент реализовать эту идею было нереально. Она сама по себе, конечно, не была оригинальной, а витала в воздухе. Обстоятельства сложились так, что я решил покинуть РБК, а через пару месяцев поступило предложение от Германа Каплуна и Артема Инютина возглавить этот проект и набрать под него команду. Кстати, от первого прототипа в рабочей версии не осталось ничего, даже названия.

Почему вы занялись этим проектом?

У меня было несколько предложений, в том числе совсем не связанных с медиа, но медийная тема мне всегда нравилась, а тут можно было создать что-то полезное в относительно новой для российского рынка нише, не опираясь на силу известного бренда, с нуля... К тому же проект планировался не локальный — он изначально был нацелен на международные рынки. Всё это подкупило, мне нравится работать в новых сегментах — это интереснее, чем делать клоны. В РБК в свое время я тоже инициировал несколько новых для рынка проектов, они до сих пор успешны, и более того, некоторые из них уже многократно склонированы.


Про конкуренцию


Кого можете назвать из конкурентов?

Не буду говорить, что мы единственные и уникальные и на российском рынке агрегаторов. Но в той нише, которую мы выбрали, с таким позиционированием, по сути, никого крупного еще не появилось. Есть западные агрегаторы — в первую очередь Flipboard и Feedly, есть несколько небольших (с точки зрения массовости) российских. Но известность западных, по факту, в России невысока, к тому же невнятность их бизнес-модели и неприоритетность для них российского рынка вряд ли сделает их массовыми тут. На западных рынках другая история — там они действительно занимают большую долю и играют уже очень существенную роль в медиапотреблении (до 70% читателей новостей пользуются агрегаторами, до 40% медиапотребителей вообще читают все только через агрегаторы). Тем не менее у нас уже есть несколько фишек, которых нет у других агрегаторов и которые по результатам предварительного тестирования в Штатах должны быть позитивно восприняты аудиторией. Будем конкурировать с «Флипбордами». Стать собакой, которая отгрызет ногу слону, — такая цель придает драйва.

На российском рынке мы намерены быть первыми, и наши результаты за 9 месяцев с момента рождения нам нравятся — мы почти постоянно на 1-м месте в Google Play и в первой пятерке в App Store. А еще есть Windows Phone и мифический Tizen, где мы вообще вне конкуренции.


Про функционал


Вы сказали, что у вас есть фишки, которых нет у других — можно узнать, что за фишки?

Из того, что уже есть, но не было на момент реализации у известных — «Главные новости», наличие каталога по умолчанию, агрегация нескольких тематических лент, комментарии пользователей, работа на всех платформах, отдельные оригинальные элементы юзабилити/интерфейса. То, что еще только в планах — анонсировать не будем.

И еще — почему вы тестируете новые фичи именно на рынке США, а не России или Европы? 

В США массовая аудитория уже отлично знакома с подобными продуктами и активно их использует, поэтому там отдельные элементы интерфейса легче тестировать.  

Как вы работаете с пользователями?

Мы с ними работаем — это самое главное. Начиная какой-то проект, всегда важно и полезно попытаться влезть в голову потенциального пользователя и понять его проблемы и как он их пытался решать до твоего появления. Поэтому каждый комментарий наших пользователей для нас ценен. У нас отлично налажен мониторинг и мы не пропускаем ни одного содержательного комментария ни в сторах, ни в письмах в техподдержку, ни в статьях. Все собираем «в папочку», анализируем, многие обсуждаем всей командой. Кроме своей команды тестеров, мы также пользуемся услугами нескольких западных компаний — отдаем каждую версию на тест. Это, правда, замедляет процесс, но позволяет выпускать релизы с минимальным количеством ошибок. Хотя, конечно, видовое многообразие андроидного мира периодически повергает в печаль, так как в отзывах иногда проскакивают такие модели, о которых сами андроид-разработчики не слышали. Но конечный результат радует — мало кто из агрегаторов и интернет-сми может похвастаться оценкой в сторе выше 4,5 после миллиона загрузок.

Назовите, пожалуйста, три последние функции, которые вы внедрили благодаря комментариям пользователей?

Мы внедрили по многочисленным просьбам виджеты, горизонтальное расположение экрана, скрытие комментариев пользователей.

Вы могли бы дать названия тех западных компаний, которым отдаете новые версии на тест? Это было бы полезно читателям.

Ubertesters и Fixber.

А у вас большая команда?

Постарались замерзнуть на цифре 18. Все-таки мы стартап, а не холдинг. Но это прекрасная и очень креативная команда.

Сколько в этой команде разработчиков?

Двенадцать.

И все-таки, в чем особенности юзабилити проекта, чем он лучше других?

Начну издалека. RSS в нынешнем виде появился лет 10 назад, и с тех пор ежегодно появляются новые читалки. Их беда (не с точки зрения профессионального потребителя, который ими с детства пользуется, а с точки зрения массового пользователя) в том, что большинство из них изначально делаются для себя айтишниками — суровыми парнями, которые умеют и знают все. Из-за этого вид читалок суров, дизайн специфичен, а число настроек позволяет «всего-то» минут за 15 кастомизировать продукт. На другом полюсе — красивые глянцевые продукты типа Flipboard. Но ведь в стране не так много ежедневных читателей ежемесячных журналов. Вот мы хотим быть посередине — чтобы было удобно и понятно и программисту, и домохозяйке. Тем более для домохозяек у нас масса лент про шопинг, психологию, кулинарию и т.п., что не совсем относится к категории «Новости». С источниками мы тоже очень тщательно работаем, неискушенный пользователь должен понимать, на что он подписывается, и должен быть уверен, что ему предлагаются только качественные ленты.

А как происходит отбор лент? Какими качествами обязательно должно обладать СМИ, чтобы попасть к вам в ленту?

Я назову базовые критерии: СМИ должно быть относительно известным в своем сегменте, иметь посещаемость хотя бы несколько тысяч человек в день, иметь RSS, RSS должна быть содержательной (наличие качественных фотографий и существенного объема текста), иметь стабильность выхода и оперативность поддержки, новости в RSS-ленте должны обновляться с заданной частотой, лента не должна быть замусорена рекламными постами.

Какие у вас планы по развитию?

Они существенно превосходят наши возможности. У нас расписан лист задач уже на пару лет вперед. Будем реализовывать персонализацию лент в соответствии с интересами пользователя (есть идеи по понятной для читателя алгоритмизации этого процесса), убирать дубли (чтобы не приходилось по 10 раз читать пересказ одного и того же пресс-релиза), предлагать источникам привлекательную форму взаимоотношений и, конечно, постоянно работать над Usability. Планируем в ближайшие пару лет выйти в нескольких крупных странах — тут непочатый край работы, особенно учитывая, что в каждой стране свой менталитет, свои особенности медиапотребления, свои особенности в продвижении мобильных приложений.

Что планируете еще ввести в плане юзабилити в ближайшее время?

Самое первое — смена организации каталога, он стал слишком сложен, и редизайн сайта. Мы продолжаем следить за мнениями и пожеланиями пользователей.

А как вы собираетесь работать на международных рынках?

Будем создавать в каждой стране свои компактные локальные редакции. Без локализации продукта не выиграть. Бразильские источники и новости должен отбирать тот, кто хорошо знает новостной фон и медийный рынок Бразилии. Иностранец вряд ли поймет, почему техническую с нашей точки зрения новость про запрет какого-то неизвестного сорта сыра обсуждает вся страна. То же касается и особенностей продвижения, хотя здесь уже можно будет воспользоваться опытом людей, работавших в мультинациональных компаниях в этом сегменте.


Советы


Есть ли какие-нибудь хитрости, которыми вы могли бы поделиться с читателями?

Все такие секреты обычно известны. Проблема в том, что даже зная, как правильно делать, не всегда так делаешь.

Не стоит переоценивать свое знание и понимание аудитории. Часто она совсем не такая, какой вы ее представляете. При этом статистика — отличный индикатор мнения пользователей, если правильно ее трактовать.

Не стоит принимать слишком близко к сердцу отдельные чрезмерно критичные (то есть матерные) высказывания пользователей. Они тоже могут ошибаться (в правописании этих слов).

Пользователи часто просят реализовать то, что они никогда не будут использовать.

Делая мобильное приложение для продвинутого смартфона, помни, что его будут пытаться загрузить на Nokia 3210.

При этом в приложении всегда хорошо иметь скрытые фишки для особо опытных пользователей, которые не очевидны для обычных юзеров.

Не стоит пытаться как можно скорее засунуть в продукт все, что придумано, хочется и нравится, иначе через полгода отзывы пользователей неуловимо поменяют тональность. Легко посчитать, насколько тяжело хоть немного улучшить оценку пользователей в сторе при миллионах пользователей, если ты ее подпортил в начале своего славного пути. А каждый руководитель желает славного пути своему проекту.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно