Top.Mail.Ru
На старте бизнеса

Словарь предпринимателя: бутстрэппинг

На старте бизнеса
Александр Плесовских
Александр Плесовских

Редактор рубрики "Цифра дня"

Александр Плесовских

В рубрике «Словарь предпринимателя» мы рассматриваем ключевые понятия в сфере бизнеса, которые сегодня нужно знать каждому.

Словарь предпринимателя: бутстрэппинг

Определение

Бутстрэппинг (от англ. bootstrapping — затягивание ремешков на обуви, затягивание поясов) — способ финансирования компании на свои деньги, без привлечения внешних инвестиций.

На ранних этапах построения бизнеса, пока ваш проект не завоевал мир, очень трудно найти внешнее финансирование. Именно поэтому большинство стартаперов отказываются от двойного ла̀тте по утрам или продают квартиру, чтобы вложить все деньги в проект.

Помимо очевидных недостатков, среди которых жёсткое ограничение на ресурсы, постоянная нехватка денег и даже голод, у бутстрэппинга есть и плюсы, которым на Rusbase посвящена отдельная статья.


Примеры употребления:

Бутстрапить — занятие не от хорошей жизни. Если деньги можно взять — их надо брать, точка. Но если дожидаться инвестора, то бизнеса почти гарантированно не будет никогда, а если работать, не дожидаясь, то бизнес, может, будет, а может, и не будет.

Из статьи Юрия Аммосова на Slon.ru


Собирайте деньги сразу — делайте хороший бутстреп.

Из интервью Александра Пасечника на Rusbase


На самом деле бутстрэппинг только звучит экзотично, а по сути мы встречаем его на каждом шагу, в любом предприятии, которое поднимается и развивается самостоятельно, вкладывая скромные (вначале) прибыли в развитие бизнеса.

Из статьи на Zillion.net


Вот почему я больше переживаю о следующих десяти годах, чем о предыдущих.

Первые десять лет были про развитие соцсети, про бутстрэппинг. А теперь у нас есть ресурсы, чтобы помогать людям во всем мире решать более крупные и важные проблемы.

Из перевода праздничного поста Марка Цукерберга на Rusbase


Эксперт о бутстрэппинге

В последнее время я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда все усилия стартапера сосредоточены на поиске инвестиций. Это приводит к тому, что на разработку продукта не остается времени и сил. Более того, эти стартаперы стремятся «угодить» инвестору, а не клиенту. К чему это может привести? В лучшем случае — к потере времени, в худшем — фокуса. Ну и, в заключение, есть очень большая вероятность, что никаких денег вначале вам просто никто не даст. Гай Кавасаки утверждает, что шансы получить венчурное финансирование намного ниже, чем вероятность получить удар молнии, стоя на дне бассейна в солнечный день. И тогда, не получив ожидаемых инвестиций, вы не начнете бизнес. А может быть, ваш бизнес не привлекателен для ангелов и венчурных капиталистов, но это не значит, что вам нужно от него отказываться. Кстати, Apple, Microsoft, eBay и многие другие начинали с бутстрэппинга (развития без внешнего финансирования).
Алексей Комиссаров Директор Фонда развития промышленности
image description

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 MarTech-словарь: термины, которые стоит знать каждому маркетологу
  2. 2 15 терминов из eCommerce и что они значат: подборка
  3. 3 «УТП» — насколько вообще актуален этот термин?
  4. 4 Soft skills: что это такое и как их прокачать
  5. 5 Минимально жизнеспособный опыт отношений с брендом: что это и как его создать
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти