Анна Соколова

Как правильно выбрать регион для бизнеса?

Какие показатели смотреть и откуда их взять


В России 85 регионов и 1112 городов. Какой из них выбрать для старта или расширения своего бизнеса? Логично начать с поиска аналитики, чтобы сравнить варианты по важным для компании показателям.

Можно брать готовые данные из рейтингов, искать их самостоятельно в открытых источниках, заказывать дорогие маркетинговые исследования у аналитических агентств (этот способ явно не подходит для стартапов), пользоваться сервисом городской статистики «Градотека» и, самое главное, общаться с людьми.

Сегодня Rusbase расскажет вам, где искать цифры для вдумчивого сравнения городов и регионов. А еще мы попросили предпринимателей поделиться своим опытом выбора локации и дать советы начинающим.

Рейтинги


Попытки вычислить оптимальные регионы для предпринимателей делаются регулярно. Журналисты и профессиональные аналитики охотно составляют такие рейтинги. Методология их расчетов пригодится тем, кто сейчас выбирает локацию для своей компании. Разумеется, рейтинги не заменят вам собственную аналитику и личное общение на местах, зато вы сможете их использовать в презентациях для инвесторов.

В 2008-2013 гг. журнал Forbes составлял топ-30 городов, удобных для бизнеса. Фигурантов списка выбирали по доступности квалифицированной рабочей силы и финансовых ресурсов, качеству инфраструктуры и низкому административному давлению. Лидерами последнего рейтинга от 2013 года были Калининград, Уфа, Краснодар, Томск и Омск.

В апреле 2014 года журнал «Секрет фирмы» опубликовал топ-100 лучших городов России, рассчитанный на основе индексов человеческого капитала, социальной инфраструктуры, производства и предпринимательства, капитального строительства и финансового индекса. Пять верхних строчек тогда заняли Калининград, Краснодар, Белгород, Домодедово и Иркутск (Москва и Санкт-Петербург проходили вне конкурса).

В декабре прошлого года агентство деловой информации Top-RF.ru представило рейтинг регионов по предпринимательской активности. Формулой для расчета стало отношение числа индивидуальных предпринимателей к количеству экономически активного населения. В топе-5 оказались Краснодарский край, Адыгея, Алтай, Якутия и Магаданская область.

В апреле 2015 года РБК назвал 25 самых быстрорастущих городов страны. Издание оценивало увеличение населения (с учетом вклада миграции), зарплат, оборота розничной торговли, количества предприятий и авиапотока через ближайший аэропорт. Рейтинг возглавили Краснодар, Белгород, Ставрополь, Абакан и Сыктывкар.

В июне Всероссийский центр изучения общественного мнения совместно с Агентством стратегических инициатив, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой, «Опорой России» и «Деловой Россией» выпустили рейтинг инвестиционного климата регионов России. Пятерку лидеров составили Татарстан, Калужская, Белгородская, Тамбовская и Ульяновская области. Они набрали максимум очков по развитию инфраструктуры, эффективности институтов и доступности ресурсов для бизнеса, поддержке малого предпринимательства и качеству госуслуг. Визуально этим рейтингом можно насладиться здесь

В августе Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП-банк) обнародовал очередное исследование «Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса. Региональные диспропорции». В основу рейтинга легли состояние регуляторной среды, институтов для бизнеса, инфраструктуры и поддержки малого предпринимательства. По наблюдениям аналитиков, лучшие в стране условия для малого и среднего бизнеса — в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Краснодарском крае, Воронежской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Ростовской областях и Ненецком автономном округе.

Карта инвестиционного развития регионов от Агентства стратегических инициатив

Официальная статистика


Культура потребления открытых данных у российских предпринимателей только формируется. Например, многие и не подозревают о существовании Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). В ней собирается официальная статистика Росстата и еще 63 федеральных ведомств. По состоянию на 2014 год ЕМИСС включала 3755 показателей. По запросу «предпринимательство» система выдает 112 показателей, по запросу «бизнес» — 13. Неплохая инструкция по использованию ЕМИСС доступна здесь. И все же эргономика ресурса далека от идеала: рядовому пользователю разобраться с поиском информации сложно.

Более широкий набор информации содержит Хаб открытых данных, созданный некоммерческим партнерством «Информационная культура». На момент публикации он содержит 5 858 массивов данных, в том числе ЕМИСС, архивы официальных микроблогов ведомств и видеоканалов на YouTube, финансовые отчеты политических партий и другую открытую информацию.

Столкнувшись с трудностями поиска подробной информации о региональных рынках, краснодарский бизнесмен Виктор Андриенко решил создать сервис удобной статистики. Так появился сайт городской и региональной аналитики «Градотека». Он агрегирует данные более чем из 300 источников — Росстата, «Росриэлта», «Автостата», муниципалитетов и других. «Градотека» доступно подает детальную информацию о 166 городах России.

Общая информация о городе (площадь, история, численность населения, стоимость продуктовой корзины, метра недвижимости, уровень преступности, количество браков и разводов и другое) дается бесплатно. Платный раздел «Градотека+» позволяет сравнивать города стоимости жизни, зарплате, уровню преступности и коррупции, интенсивности миграции, качеству городской среды и другим показателям (всего их 10 тысяч), в том числе за разные периоды. В месяц сайт сервиса посещают около 100 тысяч человек.


Опыт бизнеса



Предприниматели поведали Rusbase, где собирали информацию, по каким критериям выбирали регион, и дали свои советы начинающим.

HeadHunter



«МойСклад»

Облачный сервис для управления торговлей и складом «МойСклад» вышел на рынок в 2008 году. Два года назад московская компания решила открыть колл-центр в другом регионе, чтобы дешево расширить отдел поддержки.

Выбирали с помощью HeadHunter — по количеству соискателей на должность «оператор call-центра». В шорт-лист попали Самара, Воронеж и Нижний Новгород. Затем использовали критерий зарплатных ожиданий кандидатов и так отсеяли Самару. Оценив легкость транспортного сообщения, выбрали Нижний Новгород — туда часто летают самолеты, да и на скоростных поездах можно доехать за 4 часа. Новый колл-центр удалось запустить через полтора месяца, включая поиск офиса и сотрудников. Как рассказывают в компании, теперь на аренде и зарплатах они ежемесячно экономят сотни тысяч рублей.

image description
Аскар Рахимбердиев
гендиректор «МойСклад»

Говоря о критериях выбора, отмечу важность хороших вузов в регионе. Толковые сотрудники с высшим образованием без высоких зарплатных ожиданий — мечта московского предпринимателя, который решил открыть новый офис в России. Кстати, разместить дополнительный офис в Московской области и сэкономить на зарплатах не получится — жители Подмосковья традиционно ездят в Москву и привыкли к другому уровню зарплат.



Сайты госорганов



«НаноПолимерАрм»

Первый российский завод по производству запорной арматуры с применением полимерных композитов заработает в 2017 году. Шаровые краны и другие изделия компании будут предназначены для систем транспортировки нефти, газа и химических продуктов и, как ожидается, заместят импорт.

Недавно «НаноПолимерАрм» приступил к строительству площадки в индустриальном парке «Узловая» (Тульская область). По словам руководства компании, при выборе места они ориентировались на близость к Москве, наличие или скорое подведение инженерной инфраструктуры, налоговые льготы, региональные субсидии, средний уровень зарплаты. Также в «НаноПолимерАрм» искали регион, где есть соответствующие заведения по подготовке кадров и поддержка инновационных предприятий.

image description
Дмитрий Коновалов
гендиректор «НаноПолимерАрм»

В поиске площадки для размещения производства советую мониторить сайты региональных госорганов. Обязательно личное общение с управленческой командой региона и руководством местных компаний.



«Градотека»



«Стоммаркет»

Питерский интернет-магазин стоматологических материалов и оборудования «Стоммаркет» запустился в 2013 году. Задумавшись об открытии филиалов в других городах, компания начала собирать маркетинговую информацию. По их словам, подача статистических данных в открытых источниках оказалась «безумно неудобной». Поэтому в «Стоммаркете» воспользовались платной «Градотекой+».

Города сравнивали по общей экономической привлекательности, выбирая показатели из различных сфер. Чтобы оценить возможность жителей города оплачивать услуги стоматолога, брали средний заработок жителя, стоимость продуктовой корзины, коммунальных и страховых услуг, средний чек стоматологических клиник. Также в «Стоммаркете» учитывали рост зарплат горожан и цен на услуги стоматологий за последние 3 года. «Оценив риски, уровень конкуренции и финансовую привлекательность регионов, пришли к выводу, что оптимальным по затратам, рискам и времени открытия для нас будет Краснодар», — рассказывают в компании.

image description
Антон Кочергин
директор по развитию «Стоммаркета»

За основу стоит брать следующие критерии: численность населения, инвестиционную привлекательность, оборот розничной и оптовой торговли, среднемесячную зарплату и доход семей, динамику цен, промышленную структуру региона и состояние логистики.



«Сатурн»

Федеральная сеть такси «Сатурн» стартовала в Тимашевске (Краснодарский край) в 1998 году. Сейчас услуги компании доступны в 44 городах страны. Для открытия и расширения филиалов необходима подробная аналитика, а собирать ее вручную трудно, признают в компании. Сервис «Градотека» помогает им быстро оценить сложности масштабирования бизнеса в новом городе, а также отслеживать экономику в регионах присутствия.
image description
Руслан Ашхамахов
директор по развитию такси «Сатурн»

Россия не просто огромная страна — она очень многогранная. Например, к Краснодару, Воронежу и Новосибирску невозможно применить один и тот же маркетинговый кейс. Ядро нашей целевой аудитории в каждом городе разное. Для корректировки ядер и тарифообразования мы все меньше оглядываемся на конкурентов и все больше применяем статистику. Региональные показатели помогают заметить неочевидные факторы, а статистика по годам — отследить динамику нужных метрик. На старте понимание города, микро- и макроэкономических факторов рынка не просто играет важную роль — это критичные данные. Мы собираем их при помощи полевых исследований и «Градотеки».



Общение с местными



Calltouch

Сервис коллтрекинга Calltouch запустился в Москве в 2012 году. Он определяет рекламные источники звонков и заявок с точностью до поисковой фразы или конкретного объявления. Выбирая город для размещения представительства, в компании смотрели на численность населения, удаленность от Москвы, наличие вузов и рынка специалистов, уровень зарплат и составляли профиль города. Сделанные выводы проверяли на собеседованиях с кандидатами на должность главы филиала.

В итоге открыли представительство во Владимире — решающим фактором стало наличие доверенного лица. Инвестиции в представительство начали окупаться только через год, после отладки бизнес-процессов. Низкая зарплата и высокая безработица в регионе дают возможность выбрать сотрудников из большого количества претендентов, отмечают в компании, а такие условия мотивируют сотрудников работать на результат.

image description
Михаил Федоринин
основатель Calltouch

Если в регионе работают ваши конкуренты, там уже есть рынок необходимых специалистов. Но если таких компаний много, придется бороться за сотрудников высокой зарплатой. По этой причине мы отказались от идеи открыть представительство в Туле. Если в городе есть профильные вузы, значит, там можно найти сотрудников с хорошей технической базой и вырастить себе профессионалов.

Если сотрудники и клиенты могут добраться из своего региона до головного офиса меньше чем за час, то открывать там представительство не стоит. Без необходимости не стоит делать филиал и в другом часовом поясе: взаимодействие между офисами осложнится разницей во времени, а специалистам будет трудно переносить командировки.При открытии нового офиса важно найти человека, которому можно доверить управление филиалом и решение ежедневных операционных задач. Местный специалист с опытом и связями ускорит становление представительства и быстро наладит его работу.


«Даблби»

Российская сеть кофеен «Даблби» работает с 2012 года. Сегодня она насчитывает более 30 заведений в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Астане (Казахстан) и Праге (Чехия). Заметная часть из них работает по франшизе. До конца года кофейни появятся еще в 10 регионах страны.

Потенциал города в «Даблби» оценивают после того, как находят там подходящего партнера. Затем предприниматели смотрят на количество целевой аудитории — тех, кому нравится проводить время в кофейне и осознанно выбирать еду. По словам главы компании, для этого они выявляют самые популярные местные заведения. Если это дешевая пицца, то смысла идти в этот город нет, рассуждают в «Даблби». А если уже есть качественные проекты, значит, есть и спрос на них.

image description
Анна Цфасман
гендиректор сети кофеен «Даблби»

Ни к каким рейтингам и сервисам мы не прибегаем. Лично я им не верю: голая статистика очень редко дает реальную картину. Мы всегда едем на место, смотрим своими глазами, общаемся с местными, чтобы оценить, насколько город способен переварить наш необычный формат. Нужно поговорить с теми, кому можно доверять. Поэтому мы сначала находим партнера, который город знает, чувствует и может ответить наши вопросы. Я за то, чтобы выбирать людей, а не города и статистику.



«PR Partner»

Столичное PR-агентство PR Partner вышло на рынок в 2006 году. В ноябре 2013 года компания запустила франшизу в сфере связей с общественностью, заключив договор с краснодарским рекламным агентством «Медиатрон». Франшиза работает под брендом «PR Partner Юг».

Компанию PR Partner интересуют развитые регионы и города-миллионники с растущим бизнесом и хорошим инвестиционным климатом. Информацию о регионах агентство собирает в открытых источниках, в том числе из СМИ, но решающим фактором становится живое общение с партнерами. Главными условиями для открытия франшиз в компании считают развитый рынок интеллектуальных услуг и рост экономики региона.

По словам PR Partner, выбором региона они довольны: Олимпиада послужила развитию местного бизнеса и инфраструктуры, поэтому франшиза неплохо набирает обороты. Как и в большинстве регионов России, в Краснодарском крае слабо развит PR — его все время путают с рекламой. PR Partner видит в этом дополнительный драйвер роста и намерено убедить потенциальных клиентов в преимуществах PR-технологий.

image description
Наталья Кутузова
менеджер по франчайзингу агентства «PR Partner»

Для начала нужно определиться с критериями, по которым стоит выбирать регион для вашего бизнеса. Это может быть население, инфраструктура, кадры, административные барьеры, налоги, доступность госзаказов и финансовых ресурсов, развитость рынка интеллектуальных услуг, наличие того или иного производства в регионе. Можно посмотреть официальную статистику или исследования аналитических компаний. Чтобы лучше узнать обстановку, надо пообщаться с местными жителями. Важно изучить бизнес-среду региона и поискать конкурентов. Если они еще не пришли, у вас преимущество, а если опередили, то по их деятельности можно понять нюансы ведения бизнеса в этом регионе.



Nemo TV

Видеосервис Nemo TV запустился в марте 2014 года. Сейчас приложением пользуются более 800 тысяч человек из 12 стран СНГ. Nemo TV доступен на телевизорах с функцией Smart TV, через мультимедийную приставку Nemo Box HD, на смартфонах и планшетах. Подписчики сервиса получают телевидение, большую коллекцию фильмов, мультфильмов и сериалов, а также веб-трансляции из разных уголков мира.

Хотя компания работает из Латвии, аудитория Nemo TV — русскоязычная. По словам представителей компании, расположить офис в Риге они решили из-за удобства коммуникации с партнерами и абонентами. Помимо российского, в сервисе представлен контент зарубежного производства, для чего Nemo TV работает с западными правообладателями и медиахолдингами. В то же время компания сотрудничает с азиатскими вендорами, которые устанавливают приложение Nemo TV в свои гаджеты. В общем, Латвия оказалась эдакой «золотой серединой» между Востоком и Западом.

image description
Павел Кальмаев
директор по финансам и инвестициям Nemo TV

Мы выбрали Ригу из-за благоприятных условий для ведения бизнеса, в частности, законодательства. Юрисдикция ЕС позволяет предоставлять услуги в любой точке мира, находясь при этом в комфортной для инвесторов и партнеров зоне. Благодаря этому мы успешно прошли несколько этапов финансирования и провели ряд эффективных переговоров с международными правообладателями. Отсутствует административное давление: за два года работы мы ни разу не столкнулись даже с намеком на взятку.


Также выбор в пользу Риги определила скорость интернета. По этому параметру Латвия лидирует в Восточной Европе и входит в десятку европейских стран. Тут есть несколько современных дата-центров с привлекательными ценами.

Важным преимуществом для Nemo TV стало отсутствие языкового барьера. Работая с русскоязычными подрядчиками, партнерами, сотрудниками и чиновниками, компания значительно экономит на переводах документов.

Также в Nemo TV хвалят Латвию за развитую финансовую, транспортную и социальную инфраструктуру, которая способствует эффективной работе. Удобный рижский аэропорт позволяет выезжать из офиса за час до вылета и успеть пройти все процедуры, так что слетать в Москву и обратно можно за один день.

К минусам ведения бизнеса в Латвии Павел Кальмаев относит дефицит профессионалов в сфере маркетинга, слабое развитие местного венчура и стоимость жизни, которая подорожала относительно Москвы из-за девальвации рубля.

Резюме


По просьбе Rusbase глава бизнес-инкубатора Томского государственного университета Олег Мальсагов сформулировал универсальные правила выхода в регион:

image description
Олег Мальсагов
директор бизнес-инкубатора ТГУ

Выходя в новый регион, смотрите, что там творится — депрессивный он или нет, по каким отраслям лидирует или отстает, какие есть региональные программы поддержки бизнеса. Чаще всего в депрессивных регионах программы поддержки самые интересные.

В целом же надо плясать от того, какой у вас продукт, бизнес-модель и где находятся ваши потребители. Если бизнес, например, связан с логистикой и рассчитан на всю Россию, есть смысл разместить его в Новосибирске. Если деловая активность в Европе, привлекательны Санкт-Петербург и Калининград.

С точки зрения возможностей интересны депрессивные регионы, которые только начинают развиваться. Тот же новоприсоединенный Крым — депрессивный регион, но очевидно, что в среднесрочной перспективе он будет расти. Весной прошлого года, как только на полуострове произошли известные события, мой товарищ переехал туда и открыл бизнес. Сейчас он монополист в своей нише.

Лучший совет для предпринимателей, присматривающих себе регион для развития — сорваться и пожить там месяц-другой. Так вы столкнетесь местной реальностью и увидите сценарии потребительского поведения. Это дешевле, чем вкладывать деньги в маркетинговые исследования, представительства, рекламные кампании для оценки спроса и прочие изыски. Съезди да посмотри!

Самый распространенный контраргумент в этом случае — как же моя компания будет справляться без меня? Извините, ребята, если вы не можете на месяц оторваться от своей компании, значит, она находится на ручном управлении и у вас проблемы. Тогда и в новом регионе вы обречены на неудачу — там тоже потребуется ручное управление. Сначала налаживайте процессы, а потом уже расширяйтесь.



Если вам тоже хочется поделиться опытом, не стесняйтесь в комментариях.

Фото на обложке предоставлено сайтом Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно