Екатерина Бочкарева

О чем думает инвестор, когда ему презентуют стартап

Председатель группы бизнес-ангелов Life Science Angels и предприниматель Арло Жильбер в блоге на Medium рассказал об алгоритме привлечения инвестиций в стартап, который он называет «самым грязным секретом Кремниевой долины». Rusbase публикует перевод поста. 


По схемам Джена, Джона и Пата

Где-то в штатах Среднего Запада команда смышлёных молодых людей (Джен, Джон, Пат) бьётся над решением проблемы. Они случайно напарываются на решение технологической загадки, настолько масштабной и важной, что если им повезёт и все станут миллионерами (и не единожды), то они непременно перевернут этот мир. Дальновидный инвестор увидит в них не дюжий потенциал и на первом этапе вложит в проект средства. Позже благодетеля все будут называть провидцем. Он прикупит себе пару новых самолётов Gulfstream G650 и навеки будет провозглашён Американским королём.

Загвоздка лишь в том, что ребята общаются в предсказуемо узких кругах, где нет никаких венчурных фондов, а значит, нет и возможности заявить о себе. Идея рискует загнуться и погибнуть, если не привлечь необходимый капитал для того, чтобы нанять программистов, маркетологов, построить необходимую инфраструктуру. Это ни для кого не секрет.

В этом случае у Джена, Джона и Пата есть два варианта развития событий:

  1. Подать заявку и желательно пройти конкурс в одном из множества акселераторов, где команда сведущих людей либо примет, либо отклонит их идею. За 3 месяца в акселераторе они освоят уроки создания действенной презентации для людей из венчурных фондов. Кульминацией их участия станет DemoDay, где они смогут (в зависимости от акселератора) привлечь деньги в стартап. Если демодей не поможет, акселератор начнёт собирать для них картотеку «нужных» людей и помогать с привлечением средств.

  1. Переехать (хотя бы на время) в Кремниевую долину, где они могут существенно приостановить (хотя бы на время) работу над проектом и переключиться в полномасштабный режим привлечения капитала. Они будут знакомиться с бессчётным количеством людей, обмениваться рукопожатиями сто раз на дню, бесконечно встречаться с кем-нибудь за чашкой кофе, повторять по десятому разу для очередного слушателя питч своего проекта. Возможно, им даже придётся изменить изначальную идею проекта, чтобы угодить требованиями инвесторов. Жизнь их будет строиться по шаблону «знакомства-связи-презентация проекта», и так по кругу на протяжении 6-18 месяцев, до тех пор, пока не найдётся инвестор или не придётся отказаться от идеи.

angel

Что творится в голове у инвестора?

В небольшом двухэтажном офисном здании с видом на дорогу Сэнд Хилл (улица, на которой расположено множество офисов венчурных фондов — прим. Rusbase) один знакомый человек из венчурного фонда «купился» на питч Джена, Джона и Пата. О проекте ему рассказал его сосед по комнате в колледже, и вот даже состоялась встреча. Будучи человеком приятным, бизнес-ангел находит Джена умным, ему нравится, что у Джона есть степень MBA, и Пат ему симпатичен. И вот венчурный капиталист внимательно выслушивает всё что они говорят, но разум его блуждает.

«Не забыл ли я отправить тот документ?»

«Погорячился я вчера с третьим бокалом мартини»

«Отличная идея»

«Идея никуда не годится»

«Мне срочно нужно в туалет»

«Идея заурядная, я бы никому не посоветовал вкладываться в неё, но нужно иметь в запасе множество проектов, чтобы не показаться пассивным инвестором»

«Как поступил бы сейчас Марк Андрессен

Пока инвестор будет слушать ваш питч, в голове у него будут вскользь проноситься подобные мысли.

Если человек-венчурный капиталист решит, что идея заслуживает внимания, команда собрана достойная, платформа для бизнеса выбрана правильная, а стартап совпадает с инвестиционным фокусом, то вероятность следующей встречи высока.

При удачном раскладе событий, процесс привлечения венчурного капитала выглядит следующим образом:

1. Человек пред-пред-проверяет стартап, когда знакомый посоветовал проект.

2. Человек пред-проверяет стартап, встречаясь с командой, и выслушивает их питч.

3. Человек оценивает возможности инвестирования.

4. Человек проверяет стартап, приглашая команду, чтобы больше людей послушало питч проекта и оценило возможности.

5. Человек заключает договор об основных условиях c проверкой благонадежности финансового состояния компании.

6. Человек встречается, подписывает договоры, а другой человек перечисляет команде денежные средства.

Человек человеку — партнер, товарищ и брат?

Идеальный сценарий 1. Где-то в идиллическом загородном клубе собирается целая группа бизнесменов среднего и почтенного возраста. Там они, пропустив бокальчик вина и пообщавшись, внимательно выслушивают питч проекта. Вот оно, идеально организованное сообщество бизнес-ангелов. Скорее всего, какой-то знакомый замолвил словечко бизнес-ангелу, поэтому перед проектом открылись двери в перспективное будущее. А затем потянулась цепочка пред-пред-проверки, пред-проверки, их пригласили на ужин, проверили благонадёжность компании, и вот уже группа людей выписывает чеки на инвестирование.


По теме: Чтобы попасть в Y Combinator, вам нужно 25 рекомендаций от выпускников


Идеальный сценарий 2. Как-то за ужином приятный на вид человек среднего возраста выслушивает презентацию проекта Джена, Джона и Пата. Сделка состоялась благодаря наводке приятеля. Идея ему нравится и после нескольких встреч он знакомит друзей с питчем, чтобы оценить первоначальную окупаемость проекта и проверить финансовое состояние компании. Идею продвигают дальше и привлекают новые инвестиции от группы бизнес-ангелов.

Во всех этих возможных сценариях присутствует один общий элемент. Человек.

Человеческие отношения — практически единственный способ представить проект нужным людям и сделать так, чтобы его восприняли серьёзно. Человек должен обладать острым умом, умением концентрироваться, хорошо разбираться во множестве предметов и быть в курсе остальных стартап-экосистем, чтобы полностью понимать и оценивать сподручные возможности. Человек, выстраивающий питч, должен продумать и создать питч на высочайшем уровне. Кроме того, человек этот должен уметь держаться в обществе, быть харизматичным, уметь хорошо представить любую идею, чтобы убедить других вложить деньги в свой стартап.

Несмотря на утверждение «Мир поглотило программное обеспечение» — инвестирование стартапов держится на хороших отношениях и умении быть в нужном месте в нужный час, как и лет 20 лет назад. Долина хочет автоматизировать процессы, применять во всём Искусственный Интелект, сделать всё максимально эффективным и полезным, за исключением личного процесса инвестирования стартапов. Вне зависимости от венчурных капиталов, акселераторов, традиционных или электронных инвестиций от бизнес-ангелов, возможность финансирования проекта лишь отчасти обусловлена успешностью идеи стартапа. В большей степени на финансирование влияют ваши связи и умения эффектно преподнести идею. В этом корень всех зол.

robo

Как решить эту проблему? Автоматизировать инвестиции на ранней стадии стартапа

Автоматизирование инвестиций — идея не новая. Автоматизированный трейдинг существует на рынке уже давно и пользуется широким успехом. Когда идея автотрейдинга была впервые представлена, люди отказывались в неё верить, утверждая, что «компьютер не может выполнить такую работу!» и они ошибались. Анализ позволил компьютерам взаимодействовать с рынками на основе человеческих чувств и настроений.

Подобным образом ошибаются и те, кто уверен, что компьютер не может найти, оценить и привлечь венчурный капитал на ранней стадии. Он может выполнить эти задачи, и притом гораздо лучше человека. Достижения в области автоматизации в сочетании с доступностью огромного набора данных заложили фундамент для компьютеризированного инвестирования на ранних стадиях.

  • - Компьютер может лучше человека оценивать возможности рынка
  • - Компьютер может лучше человека оценивать бизнес-идеи
  • - Компьютер может лучше человека оценить совместимость и потенциал команды
  • - Компьютеру лучше, чем человеку, удаётся сохранять объективность и беспристрастность
  • - Компьютер не беспокоится о социальном капитале
  • - Компьютер не беспокоится о следующем финансировании

В Кремниевой долине есть свой главный секрет. Состоит он в том, что в долине самый главный актив — это человек, именно поэтому во многом все сделки построены на человеческих отношениях. Ирония заключается в том, большинство венчурных фондов активно прибегают к автоматизированному финансированию, и сокращают потребность в ряде социальных ролей.

Однажды венчурные капиталы станут полностью автоматизированными: машины будут находить, проверять и финансировать стартапы. Кто-нибудь из венчурных инвесторов осознает неизбежность автоматизации и вложится в эту идею.

И именно этот инвестор и обзаведётся подходящим набором самолётов Gulfstream и окажется провидцем.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно