Top.Mail.Ru
На старте бизнеса

10 ошибок при ведении корпоративного блога

На старте бизнеса
Чащина Анна
Чащина Анна

Сооснователь и CMO в Witget www.witget.com

Чащина Анна
10 ошибок при ведении корпоративного блога

Подумайте о том, сколько блогов на интересующую вас тему вы читаете. Допустим, вы поклонник йоги. Сколько блогов вы сможете найти на эту тему? Тысячи? А сколько хороших? Сотни? А сколько из них вы действительно будете читать?

Думаю, несколько. Возможно, вы подписаны на большее количество, но вряд ли вы будете успевать читать их все. Ведь даже если вы подписаны на тот или иной блог, в первую очередь, вы будете читать то, что цепляет, кажется интересным, или то, о чем вам нужно узнать больше.

Давайте представим себе типичного читателя блогов: он просматривает их в огромном количестве, даже больше, чем следует. Но ищет ли он новые блоги? Стоит ли ему начать читать ваш блог регулярно?

Конечно, стоит. Но лишь в том случае, если вы перестанете делать типичные для блогеров ошибки. Ниже перечень самых распространенных наивных ошибок при ведении блога. Мы пропустили каждую из них через призму собственного опыта в этой области, чтобы снабдить теорию наглядными примерами.


Ошибка №1. Вы не обозначили четко цель вашего блога


В Сети зарегистрированы миллионы блогов, но вот, что удивительно: абсолютное большинство пользователей, которые ведут их, до сих пор не имеют представления, зачем они это делают. Позвольте вас спросить: зачем вам блог?

Это ваше хобби? Хотите поделиться своими мыслями на различные интересующие вас темы? А может быть, вы пишете о любимых книгах, фильмах, на премьеры которых сходили в кино с детьми, или комментируете актуальные политические события? Вас не волнует, сколько человек читает ваш блог, ведь вы знаете, что в большинстве своем это друзья, коллеги, родственники и т.д.? В этом случае, вы можете не продолжать читать этот пост, ведь далее речь пойдет вовсе не об онлайн-дневниках.

Вы блогер, который хочет выйти на широкую аудиторию, завоевать известность в интернете, подписать выгодный контракт и сделать ведение блогов делом своей жизни? Или вы владелец малого бизнеса, который хочет использовать блог в качестве одного из маркетинговых инструментов? Определитесь с целями вашего блога — это первый шаг к достижению успеха. Потому что успех по-разному выглядит в зависимости от цели ведения блога — хобби, средство добиться популярности или инструмент развития бизнеса.

Как мы применяем это правило в своем блоге на Witget.com? Наш сервис позволяет создавать витжеты с различными функциями и дизайном, которые повышают конверсию сайта, если их грамотно использовать. Этот рынок — достаточно новый, в частности, в России вообще далеко не все знают, почему необходимо считать показатель конверсии и зачем нужно над ним работать. Поэтому одной из основных задач мы выбрали ведение образовательного блога, где пишем в частности о различных способах повышения конверсии, причем далеко не все имеют прямое отношение к нашему сервису. Проблему целеполагания мы прочувствовали на своем опыте: мы далеко не сразу сформулировали для себя четкие цели нашего блога и в какой-то момент поняли, что увлеклись и пишем уже на совсем далекие от нашего сервиса темы, например, слишком много рассказываем про дружественные нам проекты, но ни слова не говорим о себе. Но мы вовремя скорректировали курс.

Сейчас статьи, где мы рассказываем, как именно нужно использовать наш сервис, занимают более значимое место в нашем блоге. Материалы для них мы берем у самих клиентов — просим рассказывать конкретные кейсы повышения конверсии, один из примеров можно прочитать здесь.

Мы поняли, что рассказывать о пользе нашего сервиса на примере конкретных кейсов, — достаточно эффективно, и даже выделили кейсы в отдельный раздел в нашем блоге.

Не забывайте предложить пользователям подписку на блог!

Как видно из скриншота, в каждой статье нашего блога есть кнопка «Подпишитесь на новые статьи», и сбоку отдельно — форма подписки. Такую мы советуем сделать для каждого блога, как корпоративного, так и личного. В рассылку мы обычно включаем подборку лучших статей за неделю, обычно это три статьи с полезными советами по повышению конверсии, сбору контактов, оптимизации лендингов, инструментами для a/b-тестирования и другими «профильными» материалами.

Пример подборки статей в рассылке:

Форма подписки — тот элемент корпоративного или личного блога, который должен бросаться его посетителям на глаза в первую очередь! Или хотя бы во вторую. Не забывайте призывать посетителей блога подписаться на статьи! Сделать это можно разными способами. Сервис Witget позволяет создать вот такие варианты формы подписки:

Топпер, который появляется вверху страницы и не мешает чтению:

Более заметный центровой витжет:

Не поработать над формой подпиской — пожалуй, самая серьезная ошибка блогера, ведь самая очевидная задача большинства блогов — и личных, и корпоративных — это увеличение базы подписчиков.


Ошибка №2. Вы не нашли свою нишу


После того, как вы определитесь с целью вашего блога (будем считать, что это маркетинг, необходимый для расширения клиентской базы под e-mail-рассылку), нужно найти свою нишу на рынке. Предположим, вы эксперт по здоровому образу жизни, здоровье и фитнес — достаточно обширная тема. На самом деле, даже слишком масштабная, чтобы осветить ее в полном объеме. Вам нужно сузить ее до какой-то конкретной тематики, чтобы привлечь потенциальных клиентов и покупателей. То есть, если вы отлично разбираетесь в сыроедении, сфокусируйтесь на этой теме.

После того, как вы определились с вашим местом на рынке, это поможет привлечь идеальных читателей. Это поможет выделиться среди других блогеров, пишущих о здоровье, сформировать стратегию контент-продвижения. Более того, это поможет ранжировать оптимальные ключевые слова, если вы угадали с контентом.

Выберите сначала какую-то узкую тему, а затем расширяйте ее по мере того, как растет ваш блог, и увеличивается количество подписчиков. Попробуйте запомниться им чем-то одним в начале, а затем уже расширяйте круг тем.

В нашем случае ниша — это инструменты повышения конверсии, а в наиболее узком разрезе — польза форм с информацией об акциях, форм подписки, сбора контактов, кнопок шаринга. Но, вынуждена признать, что за нами есть небольшой грех: мы пишем на очень широкий круг тем, начиная от Growth Hacking и заканчивая платформами прогнозной аналитики.

Часть категорий-меток в нашем блоге.

У нас есть оправдание этому: в сферах, интересных нашим потенциальным клиентам, мы хотим стать источником информации, «экспертным» блогом. Плюс ко всему, использование большого числа разных ключевых слов в заголовках работает на SEO-оптимизацию блога в целом. Однако далеко не каждому блогу подойдет такая стратегия, не исключено, что наш блог лучше запомнился бы, если бы мы писали исключительно о формах сбора контактов.


Ошибка №3. Вы не понимаете свою аудиторию


Недостаточно знать, кто ваша целевая аудитория — нужно еще и найти к ней правильный подход. Иногда случается так, что блогер и разбирается в тематике, и нашел свободную нишу на рынке, но все равно создает «неправильный» контент. Дело в том, что он поднимает вопросы, которые хочет, не задумываясь над тем, что хочет услышать целевая аудитория.

Часто это происходит потому, что блогер не слушает, о чем говорит или не говорит (заметить недостаток в какой-либо информации тоже важно) его аудитория. Если вы в чем-то не уверены, опросите людей. Спросите, что их беспокоит больше всего, на какие темы им хотелось бы видеть материалы, какой тип контента кажется им наиболее привлекательным и т.д.

Не пытайтесь догадаться самостоятельно — лучше спросите у аудитории. И помните, если вы новичок в этом деле, и у вас не очень большая аудитория, вам не нужны сотни ответов. Даже небольшая группа людей сможет рассказать все, что вам нужно знать.

Также можно с этой целью следить за количеством просмотров и комментариями читателей, вступать с ними в дискуссию, в переписку. Мы выявляем наиболее интересные для аудитории темы этими способами в нашем блоге на Хабре. Например, статья о прогнозной аналитике не дает нам нужной отдачи:

Для нас полторы тысячи просмотров за день — это очень мало, а нулевой показатель комментариев дает понять, что тема не затронула ни одного читателя.

Чего нельзя сказать о статье «Почему софт не может быть бесплатным?», — тема (или ее неожиданный поворот) явно зацепила читателей:

Также попробуйте пошпионить за конкурентами. Их целевая аудитория очень похожа на вашу, так почему бы не зайти к ним в блог и не почитать комментарии их подписчиков? Не нужно слепо копировать идеи, просто примите к сведению, что работает, а что — нет.


Ошибка №4. Вы непоследовательны


Это актуально для любого блогера: чтобы добиться успеха, нужно быть последовательным. Ведение блога — это, как правило, долгосрочный процесс, и вы увидите ROI — первую отдачу — только после нескольких месяцев напряженной работы. Вам нужно отрегулировать процесс. Непостоянством в плане качества или количества вы можете навредить самому себе.

Если вы публикуете посредственные статьи и тратите пять минут на создание очередного «шедевра» — не сомневайтесь, пользователи это заметят. Не нужно публиковать случайные, никак не связанные друг с другом или с темой вашего блога посты.

Это правило мы тоже успели испытать на себе. Как-то мы решили «сжульничать» и опубликовали коротенький материал о Samsung и iPhone, чтобы «подняться» на актуальной новости, но нас сразу же «заминусовали» на Хабре, и мы были вынуждены убрать этот материал с глаз долой.

Я не говорю, что каждая статья должна быть наивысшего уровня, но вам, по крайней мере, нужно оправдывать ожидания целевой аудитории, держать планку, которую вы себе заранее поставили. Создавайте качественный контент.

Во-вторых, вам следует придерживаться определенного расписания относительно публикаций материалов. Речь не о том, чтобы публиковать посты 4-5 раз в день, особенно, если вы не стремитесь к популярности. Ваша цель состоит в том, чтобы подписчики о вас помнили. Вам нужно построить отношения с целевой аудиторией, достучаться до нее, быть на короткой ноге с обычными людьми. Как правило, для большинства людей публикация раз в неделю отлично работает. Публикуйте посты каждую неделю, желательно в один и тот же день, и через некоторое время читатели уже будут ждать от вас статьи, как ждут любимого телешоу каждую неделю.

От себя могу добавить, что хорошо работает публикация в определенное время дня, причем какой период выбрать для публикации - зависит от аудитории. Если ваши читатели, как и у нас, люди работающие, то лучше публиковать материалы утром. В этом случае у большего количества людей будет шанс прочесть материал — он будет актуален весь день.

Еще раз: создавайте качественный контент и придерживайтесь расписания, и никогда не ищите компромисса в ущерб качеству.


Ошибка №5. Вы скрываете свою личность


Вам следует понять, что люди читают блоги не только для того, чтобы получить определенную информацию. Они ищут человека, который вдохновит их; ищут единомышленников, они хотят на вас равняться.

Когда вы не разглашаете свое имя и не размещаете в блоге фото своего улыбающегося лица, то вы как бы говорите своим подписчикам, что не заинтересованы в построении доверительных отношений с ними.

Это еще более актуально, если вы являетесь владельцем собственного малого бизнеса. Когда вы предоставляете личную информацию о себе и позволяете людям заглянуть в вашу жизнь — это действительно способствует укреплению связей с ними и, что самое главное, повышает уровень доверия к вам и вашему бренду.

Расскажите своим подписчикам о том, кто вы такой, поделитесь своими взглядами на жизнь, историями из собственного опыта — дайте им повод поверить в вашу мечту, и вы получите преданных клиентов и почитателей вашего дела.

Мы следуем этому правилу с самого начала нашего проекта. Действительно, зачем скрывать свою личность? Лучше превратить ее в отдельный бренд.


Ошибка №6. Ваши статьи смертельно скучные


Ваши статьи — интересные, цепляющие и стоят того, чтобы их прочитали? Многие бизнес-блогеры часто пишут о таких вещах, которые никто не понимает, или они никого не волнуют. Они используют корпоративную лексику, профессионализмы, жаргонизмы. А вас можно уличить в этом?

Или, может быть, ваши статьи похожи на школьное эссе, или вы имитируете научный стиль, который никому не интересен? В вашей статье множество повторов и лишней информации? Или вы склонны подолгу болтать о пустяках?

Запомните: пользователи хотят, чтобы контент не только вдохновлял, но и развлекал. Они не хотят напрягаться, чтобы понять, что вы хотите до них донести. У них нет такого количества свободного времени, чтобы читать пост, который выглядит как глава какой-то книги. Пишите простым и понятным языком — ваши статьи должны читаться настолько легко, насколько это возможно. Вы пишете не для подписчиков Harvard Business Review, поэтому старайтесь создать такую статью, чтобы ваш среднестатистический читатель смог без труда понять, о чем идет речь.

В нашем случае без использования терминологии обойтись очень сложно, но чаще всего, когда мы пишем на какую-то не очевидную для большинства читателей тему, мы даем небольшие вводные в начале статьи, где раскрываем ее основные понятия. Например:


Ошибка №7. Слишком много рекламы


Блог — это средство продажи товара. Блог — это не витрина вашего интернет-магазина или первая страница каталога, поэтому не нужно писать там только о вашей продукции или услугах.

Вам следует четко осознавать, какой контент подходит для публикации в вашем блоге. Для этого нужно поставить себя на место своих подписчиков: реальных и потенциальных клиентов, людей, просто ищущих информацию по этой теме, а также тех пользователей, которые еще даже не задумывались о покупке вашего продукта.

Как создать такой контент, чтобы угодить каждому из ваших подписчиков? Вы можете поговорить о том, что происходит «за кулисами» (т.е., рассказать о «кухне» вашего бизнеса, описать все стадии производственного процесса). Обсудите с подписчиками, как у вас рождаются новые идеи, расскажите, что мотивирует вас развиваться.

Мы размещаем в своем блоге интервью, которые даем СМИ, но разумеется, со ссылкой на источник, выглядит это так:

В таких интервью обязательно стоит упомянуть о том, в чем «соль» вашего бизнеса, иначе это продвижение уже собственного бренда, а не всего проекта.

Также в своем блоге вы можете сфокусировать внимание на текущих клиентах. Пообщайтесь с ними, опубликуйте отзывы и рекомендации, в которых покупатели оценивают работу вашей компании.

Вы можете писать вдохновляющие посты, рисуя образы того, к чему вы стремитесь в будущем, когда реализуете свои цели. Будут полезны и экспертные статьи, которые начинаются со слова «Как…», где вы делитесь накопленным опытом. Можно написать статьи, где ссылаться на других экспертов в вашей области.

Существует действительно много тем, о которых можно писать, — иногда, конечно, можно писать и продающие посты, но не стоит превращать это в привычку.


Ошибка №8. Вы уделяете ноль внимания оформлению


Что делает блог тяжело воспринимаемым? Большую роль играет общее оформление блога: выбранная тема, цветовая гамма. Если вы используете мелкий шрифт, раздражающие рекламные флеш-ролики, большие яркие заголовки, пользователи вряд ли будут воспринимать вас всерьез. Все должно выглядеть профессионально.

Сделайте свой блог читаемым: используйте заголовки, подзаголовки, списки, жирный шрифт, и не забывайте о большом количестве пустого пространства. Размещайте реальные фотографии (а не стоковые), чтобы привлечь внимание.

Потратьте некоторое время на редактирование и вычитку ваших постов. Попросите кого-то проверить ваш материал, если взгляд «замылился». Удалите все то, что не несет новой информации, проверьте статьи на наличие орфографических и грамматических ошибок. Вы ведь не хотите испортить впечатление от полезной статьи несколькими опечатками.

Однако не превращайте это в паранойю. В какой-то момент нам стало ясно, что над некоторыми переводными статьями нашего корпоративного блога работает в общей сложности четыре (!) человека – переводчик-фрилансер, штатный переводчик, редактор, основатель. Разумеется, процесс создания каждого материала затягивается, поэтому нужно работать с каждым человеком в этой цепочке. Cтатья на начальной стадии должна быть уже такого уровня, чтобы редактирование почти не требовалось.

Вы должны сделать так, чтобы ваш блог было приятно читать, чтобы подписчики возвращались к вам и делились вашим контентом.


Ошибка №9. Вы не продвигаете посты блога в социальных сетях


Считаете, что достаточно написать пост, отредактировать его и нажать кнопку «опубликовать»?

Возможно, это было похоже на правду несколько лет назад, когда блогосфера была новой, и люди подписывались и делились доброй половиной всего контента.

Сейчас это уже не актуально. Блогов, а значит, и качественного контента становится все больше. Настолько больше, что ваши прекрасные посты могут остаться незамеченными, если вы не сделаете все, что в ваших силах, чтобы распространить их.

В нашем проекте в распространении постов участвует вся команда: бесконечные лайки и репосты записей друг друга.

Вам следует продвигать ваши посты в социальных сетях, чтобы привлекать новых читателей. Не стоит пытаться задействовать все возможные соцсети, лучше сосредоточиться на одной или двух платформах. Считаете, что ваши подписчики общаются между собой на Facebook? Отлично — тогда делитесь своим контентом там. Если вы думаете, что они с большей вероятностью сидят на Twitter, Pinterest или Google+, старайтесь достучаться до них там.

Вам нужно не только давать прямые ссылки на ваш блог, но и публиковать статусы, специально подогнанные под определенную платформу, не забывайте учитывать особенности каждой из социальных сетей. К примеру, фото с цитатами достаточно эффективны для публикации на Facebook, анимационные ролики отлично работают на Tumblr, а красивые картинки — на Pinterest.

Важный момент: нужно обязательно дать вашим читателям возможность поделиться статьями в соцсетях! Репосты и лайки — своеобразный интернет-аналог сарафанного радио: те статьи, которыми делятся друзья, всегда вызывают больший интерес и доверие. У нас в блоге каждая статья оснащена кнопками шаринга, сделанными с помощью сервиса Witget.

С помощью количества перепостов конкретной статьи также можно понять, какие темы больше всего пользуются популярностью у ваших читателей. Виральность статей нашего блога мы оцениваем именно так.

Кнопки шаринга могут быть различными, в зависимости от дизайна сайта, кому-то подходит упрощенный вариант, например:

Расположение и размер кнопок от Witget также могут варьироваться:

Также стоит помнить, что далеко не все будут следить за вашими обновлениями. Не все подписчики будут онлайн в это время, а если и будут, то совсем не факт, что они увидят информацию, которую вы (или кто-то другой) только что запостили. Публикуйте один и тот же важный пост несколько раз, чтобы увеличить шансы на успех.


Ошибка №10. Вы не пытаетесь завоевать авторитет и доверие к вам


Вы пытаетесь сделать всю работу в одиночку.

Вы не вступили ни в одно сообщество, интернет-форум, не начали сотрудничать с другими блогерами.

Вы не оставляете гостевые посты на других блогах, не даете интервью и не делитесь своим контентом с другими подобными площадками.

Это значит, что вы не пытаетесь завоевать авторитет, не стараетесь повысить доверие к вам, и это влияет на то, как вас воспринимают.

Про интервью уже было сказано, могу также сказать, что помимо репостов в собственную ленту Facebook, мы выкладываем посты в тематических группах стартапов и маркетологов — нашей целевой аудитории.

Даже когда вы начнете делиться контентом вашего блога и продвигать его в разных каналах, вам все равно будет очень сложно привлечь новых читателей, просто потому, что люди не знают, какой вы классный. Да и откуда им знать это? Вам нужно показать им.

Когда кто-то натыкается на новый блог, он, как правило, ищет признаки социального одобрения. В первую очередь, они обращают внимание на такие признаки доверия к вам, как упоминания в СМИ, положительные отзывы клиентов, одобрение других блогеров и т.д. Все это часть одного плана, таковы правила игры: продемонстрируйте, что вы эксперт в вашей сфере, и люди это заметят.

Top-coffee-image via Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Булочка из «Волконского» или сосиска из соседнего магазина? Как мы открыли и закрыли кофейню
  2. 2 Выпуск #1. Стартаперы о... фейлах
  3. 3 Как проверить товарный знак
  4. 4 Как проекту о путешествиях получить 285 заявок в «VK Рекламе» и снизить стоимость брони на 25% за три месяца
  5. 5 Копирайтер VS нейросеть: пишем текст и теряем заказчиков