Команда Rusbase

Гостевой пост: The Next Big Thing


Денис Игин - серийный предприниматель из Киева. Первый раз зашел в Интернет в 1994 году и остался там до сих пор. На его счету сотни разработанных сайтов, 3 запущенные компании, 1 успешный выход. Активный участник венчурной экосистемы. Денис написал пост о том, что же станет крупной идеей в будущем, кто станет следующим Facebook?

В венчурной экосистеме бытует мнение, что стартап должен или решать остро стоящую проблему (быть не “витамином”, а “лекарством”), или фокусироваться на специализированной аудитории, чтобы лучше понимать ее нужды. Однако раз в несколько лет появляются новые Facebook, Twitter, Foursquare, Pinterest, Instagram и доказывают, что на рынке есть место масштабным проектам. Так в чем же секрет успешных сервисов, ориентированных на широкую публику?


 
Искривление времени


Традиционный маркетинг рассматривает целевую аудиторию как группу потребителей с похожими характеристиками: расположение, социально-экономические показатели, психологический портрет. Он просто предлагает выбранному рынку новое восприятие привычных продуктов.

В мире инноваций происходит не “битва за умы”, а битва за время человека. Когда появляется возможность удовлетворить существующую потребность совершенно новым способом, для этого легко находится возможность и никакая реклама не остановит создание такой рыночной ниши нового вида.

Средний пользователь Facebook тратит на него больше часа в день, который он раньше проводил совсем по-другому. Можно сказать, что родился целый класс сервисов, прежде всего нацеленных не на ваш кошелек, а на другую валюту - личное время. 


 
Товар лицом


Вы помните, кто первый раз рассказал вам про Twitter? Это был ваш друг, который взахлеб описывал как он читает короткие текстовые новости друзей, а вы смотрели на него как на сумасшедшего и не понимали о чем идет речь. А сейчас Twitter активно использует почти четверть всех пользователей Интернет.

В отличии от других областей, например корпоративных b2b решений, выгоды использования сервиса общего назначения не очевидны. Для того, чтобы убедить потенциальных пользователей, необходимо сразу предоставить им полностью работающий продукт. Хоть это и идет вразрез с принципами Customer Development, но такие проекты вырабатывали (часто из десятков вариантов) четкое видение как ими будут пользоваться уже до запуска, а не проводили многочисленные интервью, пытаясь понять - много это 140 символов для твитов или мало. 


 
Бег в воде


Все мы видели красивые экспоненты роста успешных компаний. Но мало кто включает в график самый начальный период, сразу после выхода стартапа на рынок. Например, Pinterest не взлетал больше года. Дело в том, что в этот период нужно сделать самую тяжелую работу.

Во-первых, сервис должен быть максимально простым для понимания. В идеале - это одно действие, например: Facebook - оставаться на связи, Twitter - читать новости друзей, Foursquare - отмечаться в местах, Pinterest - собирать картинки, Instagram - делать фотографии красивыми.

Во-вторых, нужно найти людей, которые обожают продукт. Он им должен не просто нравится, они должны его любить до степени совета попробовать всем вокруг. Это были для Facebook - студенты, Twitter - гики, Foursquare - тусовщики, Pinterest  - женщины, Instagram - хипстеры. В-третьих, наконец нужно установить обратную связь с пользователями и пошагово улучшать продукт, привет Lean Startup. Основатель Pinterest разослал первым 5 тысячам пользователей свой личный мобильный телефон и предложил встретиться вживую. Но даже выполнение всех этих пунктов приведет всего лишь к постепенному органичному росту посещаемости. 


 
Святой Грааль


Вы заметили, что все приведенные примеры имеют значительную социальную составляющую? Неудивительно, ведь кроме рекомендации друга, многочисленных упоминаний, массовому потребителю нужно еще и доказательство, что ближайшее окружение одобряет его выбор.

Попросту говоря, обыватель установит приложение, только если он найдет в нем хотя бы несколько своих друзей. Если вы задумали сделать массовый проект, то он должен позволят людям взаимодействовать друг с другом. Ну и как бонус, в сервис можно добавить механизм виральности (как минимум Facebook login), чтобы полагаться не только на сарафанное радио. Особенно, если приглашение друга действительно помогает предоставлять основную ценность. 


 
Мотивируй меня


Остался один маленький нерешенный вопрос - как же придумать такой новый супер продукт, который всем понравится? Универсального рецепта не существует, но я с удовольствием поделюсь собственными планами захвата мира. Мы учли все приведенные выше особенности при работе над собственным стартапом Motify.me. Это сервис, который позволяет выбрать себе цель и связаться с другими людьми, которые ее уже достигли или достигают сейчас, чтобы обменяться опытом и мотивацией.

comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно