Дмитрий Сытник

Государственные тендеры: инструкция по применению

Rusbase вместе с сервисом по мониторингу госзакупок Z-monitor запускает новую рубрику. В течение полугода мы будем помогать предпринимателям выбирать тендеры, заслуживающие того, чтобы в них участвовать, и в которых есть реальный шанс на победу.
В первом выпуске рубрики Дмитрий Сытник, генеральный директор IT-компании Complex Systems, рассказал, на что нужно обратить внимание при поиске тендера и как правильно оценить свои возможности.

За годы участия в государственных конкурсах у нас в Complex Systems накопился большой опыт в выборе тендеров, в которых имеет смысл участвовать – где есть шанс на победу. Также мы сформировали для себя своеобразный «черный список» конкурсов, и сознательно игнорируем их, чтобы не тратить зря время. В этой статье мы поделимся некоторыми своими наработками.

Описанные далее рекомендации преимущественно относятся к IT-конкурсам, связанным непосредственно с разработкой, но могут быть применимы и к другим госзакупкам.



Как искать конкурсы?

Для успешного участия в конкурсе необходимо вовремя узнать о его проведении – это, пожалуй, самое главное правило. И каким бы очевидным оно ни казалось, о нем следует сказать в первую очередь – потеря времени на этом этапе может перечеркнуть все остальные старания.

Обычно на подготовку заявки дается до одного месяца, но в последнее время мне попадаются закупки со сроком в 2 недели и меньше. За это время надо понять особенности конкурса, подготовить нужный пакет технических и организационных документов и внести обеспечение заявки. Потеря нескольких дней на этом этапе может стать фатальной.

Чтобы не упустить момент, нужно отлично разобраться в работе поиска на сайте госзакупок и определить поисковые критерии. Возможно, стоит заготовить несколько форм поиска для выбранных заказчиков.

Также можно воспользоваться различными сторонними сервисами поиска госзакупок. Это, например, различные сайты, которые будут уведомлять о новых конкурсах по почте или в личном кабинете (Trade.su, Seldon, Magelan  и т.п.), и мобильное приложение Z-monitor, доступное на платформах iOS и Android.



По теме: Малому бизнесу создадут единый портал для участия в госзакупках



Как оценить свои возможности?

Какой бы конкурс вы ни выбрали, следует помнить, что у вас всегда есть конкуренты, и как минимум один из них – очень сильный. Всегда спрашивайте себя, сможете ли вы «подвинуть» гипотетического кандидата, идеально подходящего по всем пунктам. Вот на что стоит обратить самое пристальное внимание:

1. Срок выполнения заказа.

Реально ли выполнить работу в указанные сроки? Следует понимать, что зачастую у предполагаемых конкурентов может быть конкретный задел по конкурсу (или уже готовая работа). И если в документации указан нереально маленький срок для выполнения задания, возможно, это как раз такой случай, и участвовать  вряд ли имеет смысл.

2. Возможности технической реализации проекта.

Не указана ли в технических требованиях необходимость использовать какие-то методы, инструменты, технологии, препятствующие вам реализовать контракт? Если в документации есть ссылки на обязательное применение сравнительно редких или очень дорогих технологий, то с большой степенью вероятности «подвинуть» другого потенциального исполнителя будет сложно.  

3. Особенности заказа.

Нужно проверить, нет ли требований к лицензированию и не говорится ли о необходимости определенного способа подтверждения квалификации (к примеру, организация должна входить в топ какого-либо рейтинга). Часто неочевидное требование о наличии лицензий – это специальный барьер для участников конкурса.

4. Финансовые требования по обеспечению конкурсной заявки и контракта.

Они не должны быть слишком высокими для вашей компании. Для участия в закупках, как правило, нужно иметь определенные средства на обеспечительный взнос. Это установленный процент (например, 10%) от суммы контракта. Сумма должна быть переведена на расчетный счет заказчика. Без перевода обеспечения компания не будет допущена до участия в конкурсе. После завершения конкурса обеспечение будет возвращено участникам, но на срок до одного месяца эти деньги будут выключены из вашего оборота. Здесь нужно задать себе вопрос: не нанесет ли это слишком большой ущерб вашему бизнесу и сможете ли вы выполнить свои обязательства по взносу?

Еще один важный момент – это требования к отчетной документации по итогам работ.

Мало сделать работу – нужно правильно оформить все документы. Имейте в виду, что на это уйдут ресурсы компании, и их нужно правильно и заранее рассчитать (а точно ли они у вас есть?).


Обратив внимание на перечисленные условия, вы сэкономите свои ресурсы для участия в тех конкурсах, которые вам действительно подходят.


Фото: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно