Команда Rusbase

Инфографика: А что у нас в России с инвесторами?


На этой неделе свой блог на Стартап Афише завела команда проекта SmartMarket.net. Ребята уже успели рассказать о своих итогах участия в TechCrunch Moscow 2012 и о том, как попасть со своим проектом на SmartMarket. Напомним, SmartMarket – это краудинвестинговый сервис, с помощью которого каждый может либо получить инвестиции в свой стартап, либо стать инвестором и получить долю в перспективном проекте.

Обязательно подписывайтесь на блог, ребята постараются, чтобы вам было интересно их читать. А самые интересные посты наших блогеров мы публикуем, как и обещали, в Стартап Школе!


 
Итак, "А что у нас в России с инвесторам
и?".


Сегодня хотелось бы поделиться наблюдениями об инвестициях в бизнес-проекты: что сейчас в тренде, какими бывают российские инвесторы, когда и кого привлекать и каких ошибок нужно избегать.

Наиболее актуальными являются венчурные инвестиции — это стартапы, технологические проекты, и инновации в сфере науки и медицины. Под венчурными, обычно понимаются, наиболее рискованные инвестиции в проекты, находящиеся вне конкурентной среды. Иными словами их просто не с чем сравнивать, отсюда невозможно сравнительноельное планирование бизнеса, проект живет и развивается в условиях относительной неопределенности. Оценка таких проектов может быть сделана только на основании идеи, команды, исследования ожиданий, изменений и скрытых потребностей рынка.

Давайте посмотрим какие типы инвесторов бывают. Мы условно разделим их на три вида — бизнес-ангелы, венчурные фонды и стратегические инвесторы. Причем привлекаются они на разных стадиях развития как правило именно в такой последовательности.


 
Первый тип инвестора — бизнес-ангел, характерен относительно невысокоми размерами инвестиций до $100.000 на самых ранних стадиях развития проекта. 


Этот тот момент когда, по сути, есть только прототип и первые испытания идеи. Конечно, сейчас мы говорим о случаях, когда прототип не является прямым продуктом или почти законченным технологическим решением. Особенностями бизнес-ангелов является то, что в отличие от других вариантов инвесторов эти дают деньги очень быстро (как правило, в течении месяца с момента начала переговоров) и оценивают в первую очередь идею + команду. Причем именно в связке, насколько команде проекта в принципе близка тема их проекта, как хорошо они ее чувствуют и верят в успех. Насколько перспективна идея и достаточно ли ее, чтобы мотивировать команду к работе продолжительное время. Бизнес-ангел также может выступать в роли ментора проекта и консультанта. Таким образомангел будет инвестировать не столько в проект, сколько в саму команду, потому как идея, как не редко бывает, может измениться в процессе работы над проектом. 


 
Венчурные фонды — это уже, так называемые smartmoney, потому как помимо денег проект получает мощнейшую экспертизу и поддержку со стороны фонда. 


Представители фонда очень хорошо понимают во что инвестируют свои деньги и готовы оценивать перспективность идеи как таковой на основании своего опыта. Также, фонды обладают лучшей статистикой по рынку, понимание его размеров и масштабируемости проекта. На этом этапе сумма финансирования обычно составляет, от $1 млн. и у инвестора есть вполне конкретные цели — увеличить капитализацию компании минимум в 10 раз к моменту своего выхода (в среднем через 5 лет). Проект SmartMarket.net начал именно с этого вида инвестора, которого он привлек на первом раунде финансирования. Когда есть возможность сразу пустить фонд в проект, это обычно лучшее решение, так как оно дает сразу больше возможностей.


 
Финальным раундом будет стратегический инвестор.


Стратегом мы будем считать крупного игрока той же отрасли, который заинтересован в покупке проекта с получением контрольного пакета акций. Заметных примеров много — YouTube, который был куплен компанией Google, Skype приобретенный Microsoft и недавняя сделка по продаже проекта Instagram социальному гиганту Facebook. В данном случае риски стратегического инвестора уже минимальны, так как он будет покупать успешный и работающий бизнес. Отсюда вывод, что объем инвестиций практически неограничен и никакой экспертизы такой инвестор не предоставит, его компетенции лежат непосредственно в понимании отрасли, а не какой-то конкретной идеи. Проекты покупаются стратегом как правило для их последующей интеграции в основной бизнес.


 
Но на самом деле сейчас появляется еще один вариант. 


В отдельно взятых странах Европы уже реализован механизм CrowdInvesting, т.е. привлечение венчурных инвестиций от широкого числа микроинвесторов, обычных людей. Это же реализует SmartMarket.net в России. На это можно смотреть как на эволюцию CrowdFunding, когда людям уже не интересны бонусы и плюшки. Так же их мало интересуют спекулятивный трейдинг, им нужен опыт. Ощущение и погружение в процесс, обучение на реальном бизнесе — вот что волнует аудиторию. Практические знания, которые можно применить в жизни. Совладение бизнесом в данном случае может обеспечить и набор бонусов (привилегий), и статус, и опыт того как развивается бизнес, и потенциальный доход. У этого типа инвестиций также есть свои особенности, здесь нужно хорошие умение работы с аудиторией, качественное общение с потенциальными микроинвесторами.

Инфографика наглядно отражает развитие этой идеи и ее реализацию в мире.

infographik


 
Какие основные сложности могут возникнуть на стадии общения с инвестором? 


Первая и главная ошибка — неподготовленность. Отсутствие краткого и внятного изложения ващей бизнес-идеи, некачественная презентация проекта, неподготовленный бизнес-план, не проведен хотя бы общий анализ рынка, аналогов и конкурентов. Это те вещи, которые любой инвестор захочет понять в первую очередь, к ним нужно быть готовым. Это "грабли",  по которым проходит каждый молодой бизнесмен. Нужно проанализировать все слабые стороны проекта, оценить риски, продумать план действий в случае исполнения этих рисков. Тогда вдруг окажется, что каверзные вопросы инвестора не вызывают у вас сложностей, а скорость и качество ваших ответов лучшим образом выделяют вас из списка техкому приходится общаться инвесторам.


 
Следующий момент — отстуствие практических тестов, опыта и исследований.


Обязательно нужно проводить испытания идеи любыми доступными методами. Причем именно методами, а не вариантами вроде опроса среди своих знакомых. Можно найти экспертов и записать их мнение, поговорить с предпринимателями в аналогичной среде, организовать сбор заявок на регистрацию в проекте, когда он будет запущен, собрать фолловеров в группах в социальных сетях, т.е. найти осязаемые доказательства интереса потенциальных клиентов к проекту, предоставить метрики на которых видно, что они растут.


 
Отсутствие четкого требуемого объема инвестиций на текущем этапе - нервирует любого, даже самого уравновешенного, инвестора.



Сумма, которая запрашивается у инвестора должна быть очень конкретной и обоснованной с планом и структурой расходов, которые понесет проект на текушем этапе. Мы получаем достаточное количество проектов, в которых сначала объявляется одна сумма, а затем, при подсчетах, вплывает множество неучтенных моментов. Деньги любят счет и все цифры лучше лишний раз перепроверить, а еще лучше обратитесь сразу к финансистам. Если упрощать, то презентация проекта инвестору состоит из двух частей: промо, когда проект будет качественно и красиво представлен, рассказ о вашей команде и все расчеты, из которых следует, что есть понимание проекта, чувство рынка, планы и расчеты.

Если первая презентация провалилась надо обязательно посмотреть портфель проектов инвестора, сравнить себя с ними и понять на основании чего именно получен отказ, чтобы минимизировать такой же сценарий развития событий на следующих переговорах.

 Продолжение следует...


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно