Михаил Демидов

Зачем инвестировать в технологии?


Михаил Демидов - частный инвестор, инвест-директор T34Moscow - о том, зачем нужно инвестировать в технологические компании.

В России проживает, пожалуй, достаточно крупное сообщество зажиточных людей, которые хотят зарабатывать деньги быстрее, чем просто копить их на банковском счете. Многие из них на регулярной основе обращаются к популярным инструментам инвестирования – покупкой акций в компаниях, торгующихся на биржах, а в последнее время – и покупкой долей в стартапах, которым еще только предстоит стать публичными компаниями или продаться крупному рыночному игроку. Так что же лучше – «голубые фишки» понятных для большинства компаний, которые растут на фоне макроэкономических показателей (Газпром, Сбербанк и пр.) или акции технологических бизнесов (да, российских из них очень мало, но они существуют – QIWI, ТКС-Банк и др.)?


Технологический рынок IPO на марше


В развитом мире последние 35 лет ознаменовались сильным укреплением роли технологических компаний – тех проектов, где в основе продукта или сервиса лежит некое ноу-хау, выраженное или в программном коде, или устройстве, а не просто схеме продаж чего-либо по равновесной цене. Несмотря на то, что люди в мире одинаковы и не любят преимущественно рисковать, поэтому, когда им задается вопрос: «Куда вы проинвестируете – в ларек, продающий шаверму на вокзале, или в группу разработчиков, которые строят приложение для бесконтактных платежей?», многие ответят, что в ларек. И, что самое главное, они будут правы – доходность такого объекта будет выше определенное количество времени, чем у технологического стартапа. Когда же дело дойдет до выхода из бизнеса, то продать ларек также в принципе не должно составить труда – его стоимость определит место расположения и максимальный объем продаж, и в редких случаях - репутация. А теперь попробуйте продать непрофильному бизнесмену флешку с кодом продукта, который оказался дороже в создании, чем аренда за ларек в течение первых 2-3 лет?

Вместе с тем в США и на некоторых других (азиатских и европейских) рынках технологические стартапы выходят на биржу и оцениваются и торгуются потом достаточно высоко. Так, по данным Redpoint Capital, сегодня совокупная капитализация всех технологических компаний превышает 9,7 триллионов долларов. Приводить пример Apple и Google, думается, излишне.

Технологии пока проигрывают «купцам», которые просто занимаются продажей того, что покупают или того, что им принадлежит. Так, в 1981 году на бирже 10 крупнейших технологических проектов занимали 95% от 62 млрд долларов, в которые оценивался весь ИТ-сектор. Сейчас они составляют всего 26%, и этот тренд выражается в дальнейшем падении. Это произошло из-за ухода с бирж большого количества технологов – с 6037 до всего 37 игроков, которые преимущественно сосредоточены в Северной Америке (за ее пределами есть южнокорейский Samsung (стоимость около 170 млрд долларов), китайский China Mobile (208 млрд долларов) и британский Vodafone (190 млрд долларов)).


Технологии стоят дорого и дорогого


Снижение количества компаний на рынке – положительный факт. В этом отношении для стартапов по-прежнему есть «место для шага вперед» - крупные игроки заинтересованы в повышении своей капитализации и они скупали и будут скупать необходимые для своих стратегий по рыночному доминированию проекты. Однако к ним предъявляются очень серьезные требования, которые должен держать в голове любой инвестор, поддерживающий стартапы на любом этапе жизненного цикла компании.

В среднем сейчас технологический стартап при выходе на биржу стоит около 1 млрд долларов, но это все же «средняя температура по больнице». На рынке есть сильный разрыв между топовыми компаниями и большинством «новичков», который составляет 310 раз (во столько дороже стоит Apple). Но даже если откинуть Apple, список из 30 “миллиардников” из ИТ и телекома заставляет задуматься, что типичный стартап в области технологий, выходящий на IPO, стоит минимум в 1,5-2 раза дешевле.

Важно: если стартап с технологией решает проблему своих клиентов, своих создателей - и это не сиюминутные «хотелки» или очень мелкие проблемы на уровне «недоработок» монстров рынка, то такой стартап стоит очень дорого.  Если проинвестировать в такой стартап на сверхранней или ранней стадии даже 10 тыс. долларов (330 тыс. рублей) и получить за это от 1 до 5% компании, то через определенное время (3-4 года при нормальном развитии проекта), если стартап станет «миллиардником», эти инвестиции «отобьются» даже лучше, чем валютная спекуляция или вложения в металлы, не говоря уже о покупке «голубых фишек».

Images via Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно