iDealMachine

«Не все технопарки полезны»

В рубрике «Словарь предпринимателя» мы рассматриваем ключевые понятия в сфере бизнеса, которые нужно знать каждому. Сегодня будем говорить о технопарках.


Определение

Технопарк — проект недвижимости, нацеленный на создание компактного места размещения новых бизнесов в конкретном месте — городе, стране или районе. Обычно спонсируется государственной или муниципальной организацией, реже — крупной корпорацией. Предлагает предпринимателям офисное пространство на льготных условиях.

Плюсы технопарков:

  • внутри можно найти все необходимые вам услуги от бухгалтерии до прототипирования (иногда по льготным ценам)
  • компании, связанные с производством и высокими технологиями, могут разместить здесь свое оборудование и лаборатории
  • в технопарке можно встретить компании, с которыми у вас есть точки соприкосновения для взаимовыгодных партнерств

Минусы:

  • технопарки обычно размещены на окраине или за городом
  • бюрократическая нагрузка для резидентов. Так как технопарки дотируются государством, они обязаны отчитываться за потраченные средства. В том числе множество бумаг приходится сдавать резидентам технопарка

Обычно технопарки обслуживают интересы какой-то сферы (например, IT или Hardware).

Научные кадры за годы перестройки заметно поредели из-за невостребованности. Задача технопарков не стать девелоперским проектом в чистом виде, а обеспечить комфортные условия для научной мысли, акселерацию предпринимателей-инноваторов, выстроить коммуникации с инвесторами и крупным бизнесом. У технопарка должна быть «легенда» — специализация, тема, ниша, вектор. В работе Фонда часто появляются инновационные проекты, несмотря на то что мы в них не инвестируем. Замечаем, что предпринимателям, которые взялись за коммерциализацию научных разработок, просто не хватает опыта. Должно пройти еще какое-то время для того, чтобы он появился.

Инновационные проекты требуют особых компетенций и должны иметь свою экосистему. Технопарки и должны ей быть для выполнения своего предназначения.

Опыт предпринимателей

Компания «Твоя обувь» (производит обувь по индивидуальным замерам) с самого начала своей деятельности размещается в технопарке «Строгино». Представитель проекта Антон Барановский рассказал Rusbase о том, что предоставляет предпринимателям этот технопарк:

Площадка нас интересовала в первую очередь как наименее затратный вариант по организации офиса и некое место встречи с потенциальными инвесторами. Перед заключением договора аренды требовалось пройти экспертный совет в самом технопарке и конкурсную комиссию в ДНПП (Департаменте науки промышленной политики и предпринимательства г. Москвы). Нужно было доказать, что у нас есть инновационная составляющая и возможность коммерциализации.

Помимо помещения, технопарк предоставляет в аренду мебель и оргтехнику, так что можно организовать полноценные рабочие места.

Сотрудники «Строгино» постоянно находятся в контакте с резидентами, организовывают семинары, бизнес-завтраки, консультации, присутствие и освещение в СМИ, вообще стараются максимально привлечь внимание общественности к проектам участников. Все дело в том, что эффективность работы технопарка оценивается в том числе по таким показателям, как количество созданных рабочих мест и перечисленных налогов в бюджет проектами-резидентами. Приходится заполнять массу отчетов, а непредставление такой информации в срок грозит расторжением договора аренды.

Ставка аренды для организаций, которые находятся в бизнес-инкубаторе при технопарке, рассчитывается со скидкой. Причем с каждым последующим годом эта скидка уменьшается. В принципе, к третьему году базирования в «Строгино» экономический эффект сводится к нулю.

С четвертого года пребывания у вас появляются льготы по налогообложению, но для тех организаций, которые за 3 года (максимально возможный срок пребывания в инкубаторе со льготной арендой) ни во что не выросли, это не так существенно.

Хочется отметить, что и «Строгино» (как и технопарк «Сколково») входит в международную ассоциацию технопарков IASP, и если работать с иностранными компаниями или думать о выходе на международный рынок, то здесь открываются серьезные возможности для сотрудничества.

Но не все технопарки одинаково полезны. Однажды мы попали в промышленную зону на задворках какой-то железнодорожной станции, куда без компаса и болотных сапог было не дойти. Впрочем, внутри оказались довольно милые люди. Правда, при вопросе о налоговых льготах для малого и среднего бизнеса на нас посмотрели, как на сумасшедших, и сообщили, что в этих вопросах каждый сам за себя. Но и в таком месте нашлись плюсы: неограниченное количество электроэнергии за умеренную плату.

Однако не всем компаниям так везет с технопарками. Дмитрий Нечаев искал помещение под производство (станки и сварка) велосипедов Triton Bikes. Он позвонил в 2 технопарка, которые, судя по их сайтам, обещали производственные помещения. В одном технопарке сообщили, что не найдут нужную площадь (150—200 кв. м), а в другом ответили, что «не пустят» сварку и станки.

Другие термины в словаре:

Акселератор

Бизнес-модель

Executive summary

Экзит

M&A

IPO

Business development

Soft skills

Customer development

Пивот

White label

MVP

Питч

Бутстрэппинг

Smart money


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно